Человек свободный и ответственный
1.Сущность свободы
Выше я отмечала, что важнейшим условием моральности индивида является его свобода, возможность нравственного самоопределения. Без этого о моральности как особом механизме регуляции человеческих отношений не может быть и речи. Однако вопрос о сути свободы остался непроясненным. Обратимся к нему теперь.
Человек — существо, со всех сторон скованное множеством необходимостей.
Мы материальны и телесны, значит, подчинены всем физическим законам (не можем взять да и взлететь, как воздушный шарик), а также законам физиологии (нуждаемся в питании, воздухе, воде, определенном температурном режиме). Как личности, принадлежащие конкретному обществу, мы подвластны его социальным и юридическим законам, нормам и правилам, стереотипам поведения, традициям и ритуалам. Экономическая необходимость несет нас и вертит так и эдак, будто бурный поток маленькую щепочку.
Мы родились в конкретный исторический период, в определенной стране, у конкретных родителей, и как только сознание, выйдя из младенчества, проснется, все это мы найдем вокруг себя как фактичность, которая нам с необходимостью предзадана. Она — условие нашего дальнейшего развития.
Наконец, каждый проживаемый день, уходя, становится прошлым, а прошлое — сфера необходимости. Изменить его нельзя. Так есть ли в этом сотканном из необходимостей мире свобода? Какова она? Что представляет собой? Возможно ли, пройдя «по лезвию бритвы» между множеством действующих причин, поступить свободно?
На эти вопросы история философии дает по крайней мере два принципиально различных ответа, в основе которых — разная трактовка свободы.
Первый ответ, характерный для стоиков, Спинозы и Гегеля, таков: свобода есть познанная необходимость. Мировой разум, субстанция или Бог идут своей собственной дорогой, это силы, не соизмеримые с жизнью маленького человека, который есть лишь момент божественного творения. Поэтому человек не должен претендовать на самоволие, на самостоятельность своих стремлений. Он движется в русле могучего течения космического масштаба и может только подчиняться ему. Осознай внешнюю для тебя необходимость как единственно возмож-ную, прими ее как свой внутренний зов, и ты обретешь свое место в едином процессе. Подчинись необходимости, как падающий камень подчиняется силе тяготения. Камень, если бы он мыслил, мог бы сказать себе: « Я согласен с силой тяготения, я нахожусь в свободном полете, я падаю не из-за того лишь, что земля притягивает меня, но и по своему сознательному решению. Что толку сопротивляться падению? От этого вверх не взлетишь — одни только слезы и разочарования! Уж лучше я сочту себя разумным и свободным. Свобода — это осознанная необходимость!»
Думаю, вы заметили, что в подобном рассуждении что-то «фонит». Что-то здесь не так. Все равно, как если сидеть в тюрьме и говорить: «Я согласен с моим тюремным заключением и потому совершенно свободен». Ведь реальной свободы от этого не прибавляется!
Но что же такое свобода, которую мы подразумеваем как отличную от необходимости?
Здесь вступает в силу вторая точка зрения, второй ответ: суть свободы состоит в возможности выбора. Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле, мы несвободны. О свободе как самопроизвольном отклонении от предзаданной необходимости говорил в свое время еще Эпикур. Однако в полный рост тема свободы как выбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решением человека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, т. е. она сама делает выбор, не являясь простым следствием неких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему руку Христа, либо уклониться от Божественной помощи и поддержки, избрав иных кумиров и иную стезю.
Идея о свободе воли как особом качестве человека получила в XX в. яркое выражение в экзистенциализме, где свободной воле придан статус абсолютности. Однако в большинстве разнородных течений, признающих свободу воли (от оккультизма до марксизма), она, как правило, связывается с необходимостью. Если отвергнуть механистическое понимание социокультурных законов, согласно которому человеческая жизнь представляет собой жесткую цепь связанных друг с другом звеньев, то обнаружится, что законы общества и повседневной жизни — это законы-тенденции. Они являются статистическими, т. е. действуют только на большом массиве событий и ситуаций. На уровне и бытия, и быта господствуют вероятностные отношения, которые в рамках тенденции дают возможность выбирать. Почти всегда в жизни есть целый ряд альтернатив, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли из возможности выбора может и должна перейти в действительность выбора — воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.
Если принять как факт то, что человек волен выбирать ту или иную позицию, принимать альтернативные решения, то возникает вопрос: при каких конкретно условиях человек способен действовать как свободный и моральный?
Условие 1.Для реализации свободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Если человек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозой смерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своему усмотрению, он не выбирает и не свободен, по крайней мере, в практическом отношении.
Условие2. Для того чтобы свободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способность увидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд, осознанность — необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут. Если человек выбирает спонтанно, по принципу «не могу иначе» и «не вижу альтернатив», он просто ничего не выбирает. Возможно, он действует, следуя прекрасной моральной привычке или строгому запрету, ушедшему глубоко в подсознание, возможно, под влиянием усвоенных моральных установок он поступает хорошо, правильно, похвально, но как бы там ни было, в этом случае он несвободен. Им руководят некие (пусть даже благие, но обезличенные) силы из глубины его собственного внутреннего мира. И кто знает, как поведут себя эти силы в более сложной моральной ситуации? Автоматизм морального действия, к сожалению, не гарантирует реального добра. Можно поступить по привычной и в целом благой моральной схеме и принести объективное зло и себе, и другим людям просто потому, что ситуация была слишком сложна и неоднозначна, над ней следовало подумать. Гибкость и адекватность морального поведения обеспечивается как раз возможностью сознательного, рефлексивного отношения к действительности, предваряющего свободный выбор.
Условие 3.Поистине свободный выбор может произойти тогда, когда у свободной воли есть ориентиры — ценности, цели, идеалы. Для реализации выбора мало иметь «свободу от» — от запрета, от приказа, от сковывающих обстоятельств. Люди, не имеющие позитивных ориентиров и освобожденные от доминировавших над ними правил и схем, нередко теряются и не знают, что же делать со своей свободой. В жизни это случается с теми, кто долго просидел в тюрьме, служил в армии, работал в иерархических структурах с жесткой вертикалью подчинения. Нередко они «хотят обратно», в систему отношений, где была определенность, где не было необходимости поиска себя в тумане смутных и расплывчатых возможностей. Конкретный набор ценностей как бы заранее обрисовывает для человека поле альтернатив, их со-подчиненность и последовательность, дает возможность выстроить «социальную очередь» поступков, выявить предпочтения. Человек имеет возможность понять, для чего ему нужна свобода и как он может ее применить во благо для себя и для других.
Итак, свобода — это всегда возможность поступать в соответствии с собственными ориентирами, желаниями, стремлениями в рамках наличной необходимости.
Что выбираем мы в нашем поведении?
Прежде всего мы более или менее сознательно определяем собственные исходные эмоционально-нравственные ориентиры типа «мир плох, и я имею право вести себя как угодно, чтобы преуспеть» или «мир в целом хорош, люди по природе скорее добры, чем злы, и мне надо быть в моральном отношении на высоте». Конечно, такие установки чаще всего задаются нам родительским воспитанием или влияниями раннего детства, когда, выражаясь словами психоаналитика Э. Берна, формируются «жизненные сценарии». Но уже в подростковом и юношеском возрасте человек вполне в состоянии осознать свои собственные ведущие тенденции и либо продолжить их
дальнейшее укрепление в заданном направлении, либо подвергнуть их пересмотру и начать поиск иной системы экзистенциально-нравственного отсчета. Мы свободны менять свое отношение к действительности, к другим людям и к самим себе, свободны по-разному «расставлять указатели» дальнейшей жизненной дороги.
Кроме основных ориентиров, мы выбираем конкретные цели и принимаем конкретные решения, которые должны отвечать наличной ситуации. Избираемые реальные цели не всегда носят собственно нравственный характер, но они часто включают в себя моральный аспект. Так, например, цель обеспечить себе материальное благополучие рассматривается в рамках безрелигиозного сознания как естественная, здесь не стоит остропатетический вопрос — добро это или зло? В таком случае всякий средний человек пожмет плечами и спросит: «А кто этого не хочет?» Моральный ракурс проявляется, когда ситуация конкретизируется: вы хотите честно зарабатывать на жизнь или получать материальные блага любой ценой? Когда человек ставит перед собой конкретную жизненную задачу, он, как правило, уже определился в подобной «тонкости», хотя и не всегда вслух формулирует нравственный аспект. Поэтому одни трудятся не покладая рук, а другие идут в мошенники и воришки, одни стремятся укрепить свое финансовое положение профессионализмом и усердием, а другие стремятся обойти закон и половчее «надуть» ближнего своего.
Нравственный аспект конкретного целеполагания проявляется и в том, для чего именно вам нужно решить именно эту задачу. Так, стремиться стать богатым можно ради того, чтобы иметь возможность заниматься творчеством, научными исследованиями или облагодетельствовать человечество некими нововведениями. А можно желать богатства только для того, чтобы демонстрировать всем свою спесь и поплевывать на бывших знакомых, сидя за рулем супермодного автомобиля.
Однако, как бы то ни было, свою конкретную цель и сообразное ей решение мы выбираем сами силой своего сознания и воли, целостностью собственной личности. Нельзя выбрать за другого цель, как нельзя за другого дышать. Конечно, порой кто-то — родители, учителя, начальники — ставят цели перед нами, но любой человек знает, что параллельно скрытно и тайно мы ставим свои цели, которые могут сильно разниться с тем, что продиктовано извне. Предложенная другим человеком цель только тогда органично вписывается в наше поведение, когда мы, подумав, внутренне соглашаемся с ней, даем ей санкцию своим свободным решением.
Кроме избрания цели, необходимо избрать и средства, при помощи которых возможно выполнить задуманное. Средства, как правило, бывают многообразны, и перед внутренним взором выбирающего открывается целый спектр возможностей. К результату можно идти различными дорогами, и проблема состоит лишь в том, чтобы избранные средства не исказили поставленной цели. Порой средства, которые мы предпочли, так резко меняют ситуацию, что результат оказывается похож на свой прототип, как карикатура или отражение в кривом зеркале. Особенно остро проблема стоит тогда, когда поставленная цель нравственна, прекрасна и благородна. Для ее достижения и воплощения в жизнь нужно выбирать средства не менее совершенные и благородные, иначе вместо искомого добра будет обретено зло, вместо радости — горе, вместо торжества — глубокое разочарование.
Так, если человек любит и желает обрести взаимность, он может пускать в ход самые разные средства. Если он попытается добиться ее грубым давлением и угрозами, т. е. средствами вовсе не подходящими, то вместо искомой любви получит ненависть и страх. Поведенческий «инструментарий» приведет, таким образом, к прямо противоположному результату. Можно попытаться пробудить в другом приязненные чувства таким средством, как материальные соблазны
— деньги, подарки, развлечения. В этом случае возможно получить благосклонность, но все же средство не совсем адекватно цели, ведь любимый человек может полюбить не вас, а ваш кошелек, что, разумеется, не одно и то же. Наконец, можно искать взаимности через чуткое и заботливое отношение к тому, кого любишь, через проявление своих личных достоинств — ума и нежности, понимания, эрудиции и творческих способностей, житейской практичности. Конечно, и в этом случае никто не даст гарантий, что избранник или избранница немедленно сойдет с ума от страсти, но такие средства сообразны цели, они нравственно позитивны, эмоционально адекватны, и потому не внесут в отношения уродливых деформаций.
Если у человека нет возможности применить средства, адекватные цели, он свободен вообще отказаться от ее достижения, по крайней мере, здесь и сейчас. Повременить. Это лучше, чем пойти в противоположную от искомого сторону и потом долго клясть момент неверного выбора. Порой клясть приходится не тем, кто выбирал, а совсем другим людям, имеющим дело с искаженным результатом. Так, благородная задача избавить человечество от социального отчуждения, поставленная российскими большевиками в начале века, была существенно искажена революционными насильственными средствами, включающими в себя развал «до основания» предшествующей экономической и политической системы. Россия не была исторически готова к столь фундаментальным переменам. Насильственные средства усугубили ее проблемы, но на определенный период загнали их под спуд, скрыли от глаз. В результате добро не возобладало, искомой гармонии не получилось, и потомки могут только сокрушаться о том, что ленинская партия не проявила мудрой сдержанности и в бунтарском пылу применила средства, отклонившие Россию от генерального пути мирового развития.
Проблемы свободного выбора
Как человек совершает свободный выбор между добром и злом — сознательно или неосознанно?
Некоторые авторы полагают, что человек, проявляя свою свободную волю, непременно выбирает добро. Так, например, считает Ж.-П. Сартр. Более того, он утверждает, что выбирая то, что мы считаем добром, мы выбираем это для всех: если я — семейный человек, то я считаю, что семья — добро и что все люди должны создавать семьи.
Представление о том, что люди всегда выбирают добро, восходит к Сократу. Согласно его логике, если человек узнает более высокое добро по сравнению с тем, что ему известно, он предпочтет его. Знание о том, что такое добро, определяет выбор, и если человек идет по пути зла, то он просто заблуждается, принимая его за добро. Выбор зла — неосознанное деяние.
На мой взгляд, представление о том, что люди всегда выбирают добро, наивно. Конечно, в силу подвижности и «переливчатости» конкретного добра и зла люди нередко могут заблуждаться — думать, что поступают хорошо, а потом с горечью убеждаться в обратном. Но это касается «среднего человека», не подверженного порокам и просто блуждающего в тумане сложных житейских передряг. Однако насильники и убийцы, воры и мошенники прекрасно понимают, что они совершают зло, по крайней мере то, что абсолютное большинство людей считают злом. Они нисколько не заблуждаются на этот счет. Просто зло выгодно им, удобно, полезно. Однако никто из них не желал бы испытать на себе, что такое грабеж, насилие, обман. Этот «букет» они цинично предлагают другим. Но в то же время давление общественного мнения таково, что признать свой путь как однозначно злой вроде бы неудобно. Тогда-то и возникают витиеватые обоснования собственного эгоизма как «особого понимания добра». Зло рядится в чужие одежды, надевает маски моральной невинности либо оригинальности.
Так возникает эстетизация зла, любование им, подведение под него различных теоретических фундаментов, идеологических концепций.
Недавно в одной из книг я прочитала о том, что даже черные маги никогда не считают себя «черными», т.е. злыми. Они всегда возносят молитвы Богу (даже когда вызывают дьявола при помощи заклинаний) и полагают, что «черный» (плохой!) кто-то другой... Что ж, вольно им тешить себя, однако люди, которые с радостью убивают и проповедуют ненависть, не могут не понимать, что творят зло. А если говорят, что не понимают, то лгут. Возможно, даже самим себе. К сожалению, есть немало тех, кто просто получает удовольствие от жестокости, безраздельного доминирования над другими, от эгоистического самоублажения при игнорировании всего остального мира. Они-то и выбирают зло, что бы ни было при этом сказано.
Часто вполне осознанно люди выбирают отступление от деятельного добра и от морали, проявляя слабость характера и обосновывая свое поведение внеморальными аргументами: они говорят себе, что мораль нежизненна, что она слишком идеализирует условия человеческого поведения и чересчур много требует. Моральные требования — не для людей, а для ангелов, у которых нет ни страстей, ни потребностей. А мы — простые смертные, маленькие грешники... Авось, Бог простит, если он есть. А если нет, то и прощать некому, кроме меня самого. В этом случае, совершая не злодейства, а «мелкие грехи», человек сам себе осмысленно и охотно ищет оправданий и находит их.
Правда, широко развитый в XX в. психоанализ показывает, что люди, обладающие на уровне сознания высокой степенью морализованности и стремящиеся быть совершенными, порой просто вытесняют свои скверные поступки и мысли в область бессознательного.
Их рефлексивное «я» не может принять факта собственного несовершенства, хотя вполне удовлетворяется, к примеру, эгоистическим и агрессивным поведением по отношению к другим. Т. е. человек объективно выбирает зло: несправедливо преследует других, притесняет их и эксплуатирует, но... не понимает этого. Здесь начинают действовать психологические компенсаторные механизмы: приписывание другим негативных черт, которые служат причиной для того, чтобы их терзать и наказывать. В подобном случае можно говорить о том, что зло выбирается бессознательно, и люди, которые ведут себя подобным образом, рассматриваются специалистами как невротики. Однако, на мой взгляд, даже здесь нельзя говорить о полной бессознательности выбора. Так называемые невротики (которых, надо заметить, очень много!) скорее не хотят, чем не могут осознать свой истинный выбор. Здесь кроются «маленькие хитрости» эгоистического сознания человека, который, поступая сообразно собственной практической или психологической выгоде и несправедливо притесняя другого, желает остаться чистым перед самим собой.
Важным вопросом, связанным со свободным выбором, является такой: какие еще существуют варианты выбора? Ведь не всегда выбор совершается именно между добром и злом.
Мы можем говорить о тех случаях, когда выбирать приходится между двумя видами зла. Например, наказывая преступника-рецидивиста за его деяния, гуманно настроенные судьи выбирают не смертную казнь, а пожизненное заключение, полагая, что лишение свободы — меньшее зло, нежели лишение жизни. Такое решение, хотя и безрадостно для заключенного, тем не менее не делает самих судей убийцами и оставляет шанс на раскаяние и исправление провинившегося.
Другой пример: супруги, которые ссорятся между собой и всерьез рассматривают вопрос о разводе,
как бы взвешивают на внутренних весах, что является для них и для детей меньшим злом — расставание или продолжение совместной жизни, пусть и несовершенной. Проблема решается всякий раз конкретно: в одном случае меньшим злом будет развод, в другом — плохой мир, который, как утверждает пословица, лучше доброй ссоры. Однако и в том, и в другом примерах речь идет о выборе между двумя негативными ситуациями, и вопрос состоит лишь в том, какая из них менее болезненна с моральной, психологической и практической точки зрения. Меньшее зло — не добро, но оно представляет собой компромисс в тех случаях, когда гармония для всех участников конкретной ситуации в принципе не может быть достигнута.
Однако, пожалуй, самый трудный и мучительный выбор предлагается человеку тогда, когда он вынужден выбирать между добром и добром. Разумеется, разные виды добра могут находиться на разных ступенях нашей ценностной иерархии, и тогда выбор не представляет трудности: низшими ценностями спокойно поступаются ради высших. Так, человек, для которого высшими ценностями являются личные отношения — любовь, дружба — может поступиться ради них материальным положением или карьерой. Тот, для кого важнее всего честь и достоинство, способен сознательно отказаться от удобства и комфорта, если они противоречат его представлению о достойном образе жизни. Что же касается человека алчного, то он все на свете отдаст ради денег и богатства.
Совсем иное положение складывается тогда, когда выбирать приходится между ценностями высшими, да еще и равными по значению. Равнозначимые ценности одинаково мощно влекут к себе личность, в равной мере вызывают ее восхищение и обязывают служить себе. Выбор между ними — всегда драма, тяжелый внутренний конфликт. В индивиде происходит борьба мотивов, трудная аналитическая работа, попытка наперед увидеть следствия того или иного варианта собственного поведения.
В ситуации нравственного конфликта перед лицом двух равноправных1 высших ценностей человек рискует попасть в положение буриданова осла, который так и умер от голода, не решившись выбрать ни одну из двух равных и одинаково удаленных от него охапок сена. Рефлексивная природа свободного выбора проявляется здесь особенно отчетливо. Между двумя высшими ценностями нельзя совершить выбора по моральной привычке. Моральная привычка — наработанный в ходе воспитания и жизни автоматизм — помогает нам в простых случаях, когда различие между хорошим и плохим очевидно, и мы, не задумываясь, полагаемся на стереотип. Конечно, в сложном конфликте между равными ценностями может сработать нравственная интуиция, но, как правило, это происходит лишь тогда, когда у человека нет ни минуты на размышления. Если такая минута появилась — колебаний и борьбы мотивов не избежать. Чаще всего при отсутствии времени на размышления человек не столько интуитивно выбирает, сколько реализует ту ценность, которую можно реализовать при дефиците времени. Он идет за возможным, а не за желаемым и свободно избранным.
Так, одним из излюбленных тестов на разнообразных этических практикумах является следующий: «Представьте, что вы плывете в лодке по реке, и с вами ваш отец и ваш сын. Лодка перевернулась, а отец и сын не умеют плавать. Кого вы будете спасать первым?» При этом порой дается комментарий, что в восточной культуре ценны прежде всего родители, и спасать надо отца, а в западной культуре главная ценность — дети, и нужно спасать сына. Однако единственно верным будет ответ, что такая постановка вопроса сама по себе безнравственна. Тот, кто умеет плавать, скорее всего, не станет выбирать между отцом и сыном, людьми равно дорогими и важными, он спасет того, кто ближе, того, до кого сможет дотянуться. Спасение в данном случае не вопрос предпочтения, а вопрос возможности.
Но в том случае, когда время на размышление есть, свободно выбирающий пройдет через весь ад колебаний, и что бы он ни поставил на первое место, все равно будет страдать и сожалеть о той ценности, которой вынужден был пренебречь. Можно ли безболезненно выбрать между любовью к Родине и любовью к семье, личной дружбой и политическим идеалом, Богом и творчеством? Конечно, нет.
Ж.-П. Сартр считает, что наш истинный выбор совершается не сознанием, не разумом, а поступком. О том, что же именно ты предпочел, ты можешь судить только тогда, когда уже поступил. Сам поступок и есть прЪд-почтение. Сартр говорит, что юноша, выбирающий, идти ли ему в подпольщики, чтобы освободить свою страну от врага, или же помогать выжить матери, которая без него пропадет, узнает о своем выборе, когда его совершит. Ушел — выбрал и остался — выбрал. С этим положением Сартра можно согласиться, ибо моральное сознание мало что значит без морального действия, и все же практически избрав одну из равнозначимых ценностей, личность не может простить себе небрежения другой, столь же важной. Иерархии здесь не возникает. Люди, которые уходили на фронт или в подполье, оставляя своих близких без защиты и опоры, страдали до тех пор, пока не могли вернуться и компенсировать им тот недостаток заботы и любви, который те испытали в результате их решения. А если близкий человек погибал, то оставивший его страдал всю жизнь.
Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желает отказаться от решения. Устраниться. Залечь на дно. Оставить проблему другим. Однако, по словам того же Сартра, мы «обречены на свободу». Это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать — тоже поступок. Даже в юридическом законе есть положение о наказании за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза — это тоже свободное решение.
В не меньшей степени данное положение относится к выбору между равноправными ценностями. Если ты не выбрал — значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чаще всего знают, кто сможет решить вопрос за них и каким именно образом. Поэтому уклонение от выбора — не более чем самообман. «Умывая руки», как Понтий Пилат перед решением о казни Христа, мы на самом деле все равно берем на себя ответственность именно за это конкретное решение. Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к теме ответственности.
Свобода и ответственность
Ответственность — оборотная сторона свободы, ее «alter ego» — второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное.
Но что значит — отвечает? В некотором смысле ответственность действительно есть ответ, отклик на вызов, который бросает нам конкретная ситуация, и на запрос со стороны другого человека. Вести себя ответственно —. значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий. Ответственное поведение в этом смысле — поведение разумное и в хорошем смысле слова расчетливое, поведение того, кому не все равно, что будет с ним и с другими.
Ответственность означает также способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие и способствуем их развитию.
Равнодушие к другому, как и попытка ломать его через колено — это всегда безответственное отношение к нему. То же касается и отношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своем сохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, не давая воли иррациональным страстям.
Ответственное поведение сопровождается чувством ответственности, которое может выступать в позитивной и негативной форме. Позитивная форма переживания ответственности — чувство своей значимости, реального благотворного влияния на положение дел, ощущение определенной власти над происходящими событиями и соответствующего уважительного отношения людей. Негативная форма ответственности — тревожность, неуверенность в себе, в своих знаниях и умении, связанная с невозможностью гарантировать благоприятный исход событий, боязнь испортить дело. Как правило, в переживании ответственности присутствуют оба момента, но у разных людей в разной мере.
На чем основано ответственное поведение? На этот вопрос дал очень хороший ответ русский философ и культуролог XX в. М. М. Бахтин. Он пишет о том, что каждый человек занимает единое и единственное место в бытии. Таким образом, я — уникальная точка, никто не может в каждый конкретный момент заменить меня на моем месте. В любую минуту каждый находится на своем и только на своем месте — в обществе, в культуре, в межличностных отношениях, и именно с этого места он должен действовать. У человека нет алиби в бытии. Даже попытка уклониться от конкретного действия — тоже поступок. Никто не может меня заменить, ибо данное место в действительности занимаю именно я. Мое ответственное поведение определяется также тем, что я, образно говоря, ставлю подпись под теми моральными правилами, которыми руководствуюсь в своих уникальных поступках.
Без моей воли, эмоций, без чувства ответственности, которое принадлежит мне, мораль окажется только сводом мертвых и абстрактных правил, весьма далеких от жизни.
Ответственному поведению противостоит безответственное. Это поступки «на авось», действия, которые совершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточной самоуверенностью, а часто и с тем и с другим. Когда человек безответственно совершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степени неопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбора непредсказуемы. Вероятно, они будут пагубны для всех, кто втянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид не испытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, не концентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся. Он полагает, что «нелегкая вывезет», и часто ошибается.
И вот здесь вступает в силу другое понимание ответ-, ственности. Речь идет о той ответственности, которую несут. Нести ответственность — значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В свою очередь безответственность означает в этом контексте попытку свалить последствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственную трусость, неразумность или безудержное удальство.
Ж.-П. Сартр, полагавший человека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единствен-ную моральную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди — это ответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственную мораль, самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр или безудержно жесток. Это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принять на себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты
говоришь, что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, ты лжешь, потому что последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание, разорение свободно выбирающий индивид должен принять так же как любовь, богатство или славу, потому что все это — результат его свободного выбора. И ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственные поступки.
Представление о личной ответственности человека за все, что с ним происходит, было характерно для древних эзотерических учений. Оно получило выражение в теории кармы. Согласно данной теории, каждое деяние человека имеет последствия, которые он с неизбежностью переживает. Это относится и к наличной эмпирической жизни, и к перевоплощению. Тот, кто творил зло в прошлых своих инкарнациях, в настоящей жизни переживает большие страдания. Но эти страдания — не наказание, ниспосланное жестокими богами или справедливым небесным судьей. В самом их факте нет ничьей суровой воли. Наличные страдания — лишь форма естественной и неизбежной ответственности, которая настигает каждого, как бы он ни стремился избежать удара судьбы. Молить о милости некого. Можно только изменить собственное поведение, по собственному свободному выбору начать делать благо, и тогда отношения между прошлым и настоящим изменятся, причинная связь трансформируется, и мы получим от мира ответ на свои добрые дела. Вместо наказания последует награда — радость и возможность дальнейшего развития. В концепции кармы ответственность носит онтологический характер, она — закон космоса, универсума и следует за любым действием.
Безрелигиозное, светское понимание морали приписывает человеку полноту ответственности не за всякое действие, хотя в оценках таких «ответственных» ситуаций есть много противоречий и несогласий.
Первым важнейшим условием ответственности человека является сама свобода совершаемого действия.
Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не мог поступать сообразно своей воле.
Однако в то же время вопрос о моральной ответственности человека оборачивается другой гранью, если он вынужденно совершает нечто под угрозой смерти или под воздействием физического насилия. Например, выдает под пытками партизанский отряд. Или под непосредственной угрозой расстрела расправляется по приказу врагов со своими товарищами. С позиций мягкости и терпимости, мы можем сказать, что человек слаб, он не в состоянии выносить жестоких страданий и его предательство — акт вынужденный, несвободный. Он не может нести за него ответственность в полном смысле слова. Мы чтим героев, но потому они и герои, что в состоянии выносить нечеловеческое, и подобных мерок нельзя применять к обычным людям. Такой подход представляется гуманным, но он как бы полностью оправдывает тех, кто проявляет слабость, в то время как реальное моральное сознание все равно их осуждает. Да и сами такие индивиды, если их жизнь продолжается, часто испытывают глубокое чувство вины, несмотря на то, что выбора у них вроде бы и не было...
С ригористических позиций, напротив, проявление слабости резко осуждается, потому что оценивается как свободно избранное. Если ты связан, то и вправду не можешь действовать, но если тебе грозят или тебя пытают — лучше выбери смерть, чем предательство. Этот выбор у человека всегда остается. Однако тут тоже возникают вопросы: можем ли мы обязать другого пожертвовать жизнью? Не является ли наше приписывание свободы одному из мучеников только жестокостью? Отвечает ли человек и должен ли он получить суровую расплату за вынужденное поведение в безвыходной ситуации?
На эти вопросы нет окончательных ответов.
Вторым важнейшим условием ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга, он, несомненно, испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает его или накажет лишь за халатность в обращении с оружием, т.е. за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто без вины виноватые, берут на себя весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно успокоиться на роли игрушки судьбы и орудия рока. Всегда в