Рабочая учебная программ (силлабус)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
1. Типовая учебная программа
2. Рабочая учебная программа (силлабус)
3. Лекционный комплекс (тезисы лекций)
4. Комплект демонстрационного и вспомогательного материала
5. Методические указания для выполнения курсовых, контрольных и других видов письменных работ
Костанайский государственный педагогический институт
Факультет истории и искусств
Кафедра истории Казахстана
«Утверждено»
Советом факультета истории и искусств
Протокол № 10 от «23» июня 2017 г.
Председатель совета_______________
к.и.н., доцент Балгабаева Г.З.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(очное отделение)
№ | Название темы | литература | количество часов | используемый демонстрационный материал и техническое оборудование (обеспечение) | ||||
лек. | сем. | СРСП (ауд.)+СРСП (внеауд.) | СРС | |||||
Введение | О:1,2,3,4 Д:13,14 | 1 ч. | 1 ч. | презентации, мультимедийный комплекс | ||||
Работа с терминами | О:1,4,5 Д:15,40 | 4 ч. | ||||||
Основные этнологические теории и направления | О:1,3,4,5 Д:13,36,41,45,48,49,50,53 | 4 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, портреты, мультимедийный комплекс | ||||
История этнологической науки | О:1,4,5 | 1 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Теоретические вопросы этничности | О:2 Д:13,14,15,20 | 1ч.+2ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Основные методологические подходы в изучении этноса | О:1,4,5 Д:13,20 | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Основные классификации народов мира | О:1,3,4,9 Д:4,42,44,47 | 2 ч. | 2 ч. | презентации, схемы, карты, мультимедийный комплекс | ||||
Национализм как система чувств, идеология и политика. | О:1,2 Д:19,37,46 | 1ч.+2ч. | презентации, схемы, карты, мультимедийный комплекс | |||||
Анализ труда М.-С. Бабажанова «Этнографические статьи» | Д:8 | 2ч.+2ч. | презентации, схемы, карты, мультимедийный комплекс | |||||
Составление каталога этнологических ресурсов казахстанского Интернета | О:1,3,4 | 4 ч. | презентации, схемы, карты, мультимедийный комплекс | |||||
Народы Австралии и Океании | О:1,7,8,9 Д:4,47, 55 | 2 ч. | 2 ч. | 4 ч. | презентации, фильмы, карты, мультимедийный комплекс | |||
Народы Азии | О:1,7,8,9 Д:4,47, 55 | 3 ч. | 4 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | |||
Народы Африки | О:1,7,8,9 Д:4,47,55 | 2 ч. | 2 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | |||
Народы Америки | О:1,7,8,9 Д:4,38, 47,55 | 2 ч. | 2 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | |||
Народы Европы | О:1,7,8,9 Д:4,47,55 | 3 ч. | 4 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | |||
Работа с контурной картой | О:7,9,10 Д:4,40 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Игра «Народы мира» | О:1,7,8,9 Д:4,47, 55 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этническая история Казахстана | О:1,9 Д:1,2,8, 26,34,51 | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Социальная обусловленность функционирования этнических общностей | О:1,6 Д:3,9,11,12,21,23,24 | 1ч.+2ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Процессы урбанизации и их влияние на этносы | О:1,6 Д:7,35, 52,61 | 1ч.+2ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнология казахов | О:1,9 Д:1,2,8, 26,34,51 | 2 ч. | 2 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | ||||
Презентации на тему «Обряды инициации народов мира» | О:1,7,8,9 Д:4,38, 47,55 | 5 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнос и природа | О:1,3,4,5 Д:15,20 | 2 ч. | презентации, фильмы, мультимедийный комплекс | |||||
Л.Н. Гумилёв «Этногенез и биосфера земли» | Д:20 | 2ч.+4ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Образы и стереотипы народов мира | О:3,4,5 Д:4,10, 15, 22 | 1 ч. | презентации, фильмы, мультимедийный комплекс | |||||
Понятие и структура менталитета. Национальный характер. Язык как основа национальной культуры | О:1,2,4,5 Д:4,14, 22 | 1ч.+2ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этногенез и этническая история | О:1,2,4,5 Д:1,15, 20 | 2 ч. | презентации, схемы, мультимедийный комплекс | |||||
Е.А. Абиль «Этногенез казахов. Опыт системного подхода» | Д:1 | 2ч.+4ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнос и культура | О:1,3,4,5 Д:4,33, 36,55 | 1 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этническая идентичность | О:1,4,5 | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем | О:2,3,4 Д:16,27 | 1ч.+2ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Защита рефератов | О:1,2,3, 4,5 | 1ч.+3ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнические процессы и межэтнические отношения | О:1,3,4,5 Д:4,18, 28,31,58 | 2 ч. | 2 ч. | презентации, схемы, мультимедийный комплекс | ||||
Миграции в истории и современном развитии этносов. | О:1,9 Д:18,28,31,32 | 1ч.+3ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнические конфликты и методы их урегулирования | О:1,4,5 Д:4,6,18 | 1 ч. | 1ч.+2ч. | презентации, схемы, фильмы, мультимедийный комплекс | ||||
Национальная (этническая) политика | О:1,4,5 | 2 ч. | презентации, схемы, фильмы | |||||
Всего | 15+30 | |||||||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(заочное отделение)
№ | Название темы | литература | количество часов | используемый демонстрационный материал и техническое оборудование (обеспечение) | ||||
лек. | сем. | СРСП (ауд.)+СРСП (внеауд.) | СРС | |||||
Вводная лекция | О:1,2,3,4 Д:13,14 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, мультимедийный комплекс | ||||
Работа с терминами | О:1,4,5 Д:15,40 | 4 ч. | ||||||
Основные этнологические теории и направления | О:1,3,4,5 Д:13,36,41,45,48,49,50,53 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, портреты, мультимедийный комплекс | ||||
Теоретические вопросы этничности | О:2 Д:13,14,15,20 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Основные классификации народов мира | О:1,3,4,9 Д:4,42,44,47 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, мультимедийный комплекс | ||||
Национализм как система чувств, идеология и политика. | О:1,2 Д:19,37,46 | 4 ч. | презентации, схемы, карты, мультимедийный комплекс | |||||
Анализ труда М.-С. Бабажанова «Этнографические статьи» | Д:8 | 4 ч. | презентации, схемы, карты, мультимедийный комплекс | |||||
Составление каталога этнологических ресурсов казахстанского Интернета | О:1,3,4 | 4 ч. | презентации, схемы, карты, мультимедийный комплекс | |||||
Народы Австралии и Океании | О:1,7,8,9 Д:4,47, 55 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, фильмы, карты, мультимедийный комплекс | ||||
Народы Азии | О:1,7,8,9 Д:4,47, 55 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | ||||
Народы Африки | О:1,7,8,9 Д:4,47,55 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | ||||
Народы Америки | О:1,7,8,9 Д:4,38, 47,55 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | ||||
Народы Европы | О:1,7,8,9 Д:4,47,55 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | ||||
Работа с контурной картой | О:7,9,10 Д:4,40 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Игра «Народы мира» | О:1,7,8,9 Д:4,47, 55 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этническая история Казахстана | О:1,9 Д:1,2,8, 26,34,51 | 1 ч. | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Социальная обусловленность функционирования этнических общностей | О:1,6 Д:3,9,11,12,21,23,24 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Процессы урбанизации и их влияние на этносы | О:1,6 Д:7,35, 52,61 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнология казахов | О:1,9 Д:1,2,8, 26,34,51 | 4 ч. | презентации, схемы, карты, фильмы мультимедийный комплекс | |||||
Презентации на тему «Обряды инициации народов мира» | О:1,7,8,9 Д:4,38, 47,55 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнос и природа | О:1,3,4,5 Д:15,20 | 4 ч. | презентации, фильмы, мультимедийный комплекс | |||||
Л.Н. Гумилёв «Этногенез и биосфера земли» | Д:20 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Образы и стереотипы народов мира | О:3,4,5 Д:4,10, 15, 22 | 4 ч. | презентации, фильмы, мультимедийный комплекс | |||||
Понятие и структура менталитета. Национальный характер. Язык как основа национальной культуры | О:1,2,4,5 Д:4,14, 22 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этногенез и этническая история | О:1,2,4,5 Д:1,15, 20 | 4 ч. | презентации, схемы, мультимедийный комплекс | |||||
Е.А. Абиль «Этногенез казахов. Опыт системного подхода» | Д:1 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнос и культура | О:1,3,4,5 Д:4,33, 36,55 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем | О:2,3,4 Д:16,27 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Защита рефератов | О:1,2,3, 4,5 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнические процессы и межэтнические отношения | О:1,3,4,5 Д:4,18, 28,31,58 | 4 ч. | презентации, схемы, мультимедийный комплекс | |||||
Миграции в истории и современном развитии этносов. | О:1,9 Д:18,28,31,32 | 4 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||
Этнические конфликты и методы их урегулирования | О:1,4,5 Д:4,6,18 | 5 ч. | презентации, схемы, фильмы | |||||
Всего | ||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный курс
неделя | тема | содержание |
Вводная лекция | План 1. Предмет и задачи этнологии. 2. Источники, методы и функции этнологической науки. | |
1-3 | Основные этнологические теории и направления. | План 1. Эволюционизм. 2. Диффузионизм. 3. Функционализм. 4. Современная этнология. 5. Развитие этнологии в России. 6.Развитие и становление этнологии в Казахстане |
3-4 | Основные классификации народов мира | План 1. Географическая классификация. 2. Антропологическая классификация. 3. Лингвистическая классификация. 4. Хозяйственно-культурная классификация. |
4-5 | Народы Австралии и Океании | План 1. Историко-культурное районирование Австралии и Океании. 2. Народы Австралии. 3. Народы Меланезии и Микронезии. 4. Народы Полинезии. |
5-6 | Народы Азии. | План 1. Народы Западной или Передней Азии. 2. Народы Южной Азии. 3. Народы Юго-Восточной Азии. 4. Народы Восточной Азии. 5. Народы Центральной Азии. 6. Народы Сибири. |
Народы Африки. | План 1. Историко-культурная и географическая характеристика Африки. 2. Народы Северной Африки. 3. Народы Тропической Африки. | |
Народы Америки | План 1. Северная Америка. 2. Мезоамерика. 3. Южная Америка. 4. Постколониальная Америка. | |
9-10 | Народы Европы | План 1. Народы Западной, Центральной, Северной и Южной. Европы. 2. Славянские народы. 3. Неславянские народы Восточной Европы. 5. Народы Кавказа. |
10-11 | Этнология казахов | План 1. Хозяйственно-культурные типы. 2. Материальная культура. 3. Соционормативная культура и обрядность. 4. Религиозные представления. |
11-12 | Этнос и природа | План: 1. Влияние географической среды на этногенез 2. Географическая среда и этнические процессы 3.Влияние природных условий на ход этнической истории |
Образы и стереотипы народов мира | План: 1.Этнический стереотип и этнический образ 2.Этнические образы народов мира | |
Этногенез и антропогенез | План: 1.Антропогенез и его основные периоды 2. Антропогенез и расогенез 3. Этногенез и его основные факторы 4. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева | |
Этнос и культура | План: 1.Понятие культуры 2. Культура и ее этнические функции | |
14-15 | Этнические процессы и межэтнические отношения | План 1.Виды этнических процессов 2. Этнические контакты и их результаты 3. Коренные и малочисленные народы 4. Виды межэтнических отношений |
Этнические конфликты и методы их урегулирования | План: 1.Природа межэтнических конфликтов 2. Причины межэтнических конфликтов 3. Формы и динамика межэтнических конфликтов 4. Технологии урегулирования межэтнических конфликтов |
Семинарские занятия
неделя | тема | содержание |
Введение | План 1. Предмет и задачи этнологии. 2. Источники и методы исследования | |
История этнологической науки | План 1. Основные типы этнографических учреждений 2. Основные периодические издания и типы монографий | |
Основные методологические подходы в изучении этноса | План 1. Понятие «этнос» и «этничность» 2. Примордиализм 3. Инструментализм 4. Конструктивизм | |
Основные классификации народов мира | План 1. Географическая классификация 2. Антропологическая классификация 3. Лингвистическая классификация 4. Хозяйственно-культурная классификация | |
Народы Австралии и Океании. | План 1. Народы Австралии. 2. Народы Меланзии и Микронезии. 3. Народы Полинезии. | |
5-6 | Народы Азии. | План 1. Народы Западной Азии. 2. Народы Южной Азии. 3. Народы Юго- Восточной Азии. 4. Народы Восточной Азии. 5. Тюркские народы Азии. |
Народы Африки | План 1. Народы Северной и Восточной Африки. 2. Народы Тропической и Южной Африки. | |
Народы Америки. | План 1. Народы доколумбовой Америки. 2. Формирование современных народов Америки. | |
9-10 | Народы Европы | План 1. Романо-германские народы Европы. 2. Кельтские народы Европы. 3. Славянские народы Европы. 4. Другие народы Европы. |
Этническая история Казахстана | План 1. Основные этапы этнической истории казахов. 2. Формирование современного населения Казахстана. | |
Этнология казахского этноса | План 1. Материальная культура казахов. 2. Духовная культура казахов. | |
Этническая идентичность | План 1. Сущность этнической идентичности 2. Основания этнической идентичности 3. Структура психологии этноса | |
Этнические процессы и межэтнические отношения | План 1. Современные этнические процессы. 2. Межэтническая и внутриэтническая консолидация. 3. Роль этногенических процессов. | |
Национальная (этническая) политика | План 1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации 2. Национальная политика в Республике Казахстан |
ЗАДАНИЯ СРСП
неделя | тема | литература | содержание задания |
Теоретические вопросы этничности | О:1,2,3 Д:13,14,15,20 | Подходы к пониманию этнического феномена. 1. Примордиализм. Концепция этноса Ю.В. Бромлея. 2. Концепция этноса Л.Н. Гумилева. 3. Инструменталистская трактовка этноса. 4. Конструктивистский подход к анализу этноса. Вид контроля СРСП – написание конспекта и устный опрос | |
Национализм как система чувств, идеология и политика. | О:1,2 Д:19,37,46 | 1. Трактовки понятия «нация» в различных подходах 2. Теоретические подходы к пониманию термина 3. Виды и типы национализма 4. Источники национализма 5. Проблема меньшинств и национализм 6. Дискуссия на тему: Национализм: созидание или разрушение? Вид контроля СРСП – написание конспекта и устный опрос, дискуссия | |
3-4 | Анализ труда М.-С. Бабажанова «Этнографические статьи» | Д:8 | 1.АнализкнигиМ.-С. Бабажанова «Этнографические статьи»; 2. Аннотация на труд М.-С. Бабажанова «Этнографические статьи». Вид контроля СРСП – аннотирование (предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;). Аннотация оформляется на А4, 12 шрифтом, 1 интервалом, на полстраницы. |
Социальная обусловленность функционирования этнических общностей | О:1,6 Д:3,9,11,12,21,23,24 | Демографическое поведение этносов. 1. Понятия «демографический переход» и «демографический кризис». 2. Специфика демографического поведения казахского и русского этносов. 3. Демографическое поведение других этносов постсоветского пространства. 4. Демографическая ситуация в Казахстане и ее отражение в демографическомповедении этносов. Вид контроля СРСП – контрольная работа. | |
Процессы урбанизации и их влияние на этносы. | О:1,6 Д:7,35, 52,61 | 1. Типы и этапы урбанизации. Теория городов М. Вебера. 2. Особенности урбанизации в советских и современных казахстанских городах. 3. Формирование городских этнических субкультур. Вид контроля СРСП – доклад. | |
7-8 | Л.Н. Гумилёв «Этногенез и биосфера земли» | Д:20 | 1.Прочитать книгу Л.Н. Гумилева 2. Законспектировать основные положения 3. Подготовиться к устному опросу по книге Вид контроля СРСП – коллоквиум. |
Понятие и структура менталитета. Национальный характер. Язык как основа национальной культуры | О:1,2,4,5 Д:4,14, 22 | 1. Понятие и структура менталитета 2. Этнические особенности психики людей 3. Этнические стереотипы мышления и поведения 4. Социально-этнические функции языка. Вид контроля СРСП – доклад | |
10-11 | Е.А. Абиль «Этногенез казахов. Опыт системного подхода» | Д:1 | 1.Прочитать книгу Е.А. Абиль 2. Законспектировать основные положения 3. Подготовиться к устному опросу по книге 4. Подготовить аннотацию по книге Вид контроля СРСП – коллоквиум и аннотация. |
Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем | О:2,3,4 Д:16,27 | Этнокультурные системы: традиционные и модернизированные (современные). 1. Проблема «Восток – Запад» как дихотомия двух типов этнокультурных систем. 2. Модернизация: сущность, процесс, результаты. 3. Самоопределение человека в традиционной и модернизированной культуре. Вид контроля СРСП – написание конспекта и устный опрос | |
Защита рефератов | О:1,2,3, 4,5 | 1.Работа над рефератом предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его темы с учётом рекомендаций преподавателя. 2. Написание реферата строго по положению о выполнении письменных работ и рефератов 3. Собственно защита реферата Вид контроля СРСП – защита рефератов | |
Миграции в истории и современном развитии этносов. | О:1,9 Д:18,28,31,32 | 1. Понятие и виды миграций. 2. Взаимосвязь процессов миграции и урбанизации. 3. Роль миграций в истории казахского этноса. 4. Миграции различных этносов. 5. Современная миграционная ситуация в Казахстане. Вид контроля СРСП – презентация. | |
Межэтнические отношения. Этнические конфликты | О:1,4,5 Д:4,6,18 | 1. Сущность понятия «этнический конфликт». 2. Причины и факторы межэтнических конфликтов (экономические, демографические, религиозные и др.). 3. Этнические конфликты в мировой истории. 4.Современные этнические конфликты. Вид контроля СРСП – написание конспекта и устный опрос |
ЗАДАНИЯ НА СРС
№ | Тема, задание, виды самостоятельной работы | количество часов | литература | срок сдачи неделя | форма отчётности |
Работа с терминами | О:1,4,5 Д:15,40 | 1-2 неделя | глоссарий, устный опрос | ||
Основные этнологические теории и направления | О:1,3,4,5 Д:13,36,41,45,4849,50,53 | 3 неделя | письменный отчет | ||
Составление каталога этнологических ресурсов казахстанского Интернета | О:1,3,4 | 4 неделя | устный опрос | ||
Народы Австралии и Океании | О:1,7,8,9 Д:4,47,55 | 5 неделя | презентация | ||
Народы Азии | О:1,7,8,9 Д:4,47,55 | 6-7 неделя | презентация | ||
Народы Африки | О:1,7,8,9 Д:4,47, 55 | 8 неделя | презентация | ||
Народы Америки | О:1,7,8,9 Д:4,38,47,55 | 9 неделя | презентация | ||
Народы Европы | О:1,7,8,9 Д:4,47,55 | 10 неделя | презентация | ||
Работа с контурной картой | О:7,9,10 Д:4,40 | 11 неделя | Сдача готовой карты | ||
Игра «Народы мира» | О:1,7,8,9 Д:4,47,55 | 12-13 неделя | интеллектуальная игра | ||
Презентации на тему «Обряды инициации народов мира» | О:1,7,8,9 Д:4,38,47,55 | 14-15 неделя | презентация | ||
ИТОГО |
ПОЛИТИКА КУРСА, АКАДЕМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКИ
1. Изучение курса должно быть активным, а не пассивным, поэтому студент должен регулярно, систематически готовиться к занятиям и выполнять все самостоятельные работы. Студент должен приходить подготовленным на лекции и семинар, СРСП. Подготовка к занятиям будет проверяться тестовым или устным опросом.
2. Все виды контролей могут пересдаваться только один раз при получении отрицательной оценки. При этом баллы уменьшаются с коэффициентом 0,8.
ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. В работах какого автора содержатся сведения об этнографии средневековых тюрко- язычных народов
2. Ученый, впервые употребивший термин «этнология»
3. Путешественник, оставивший сведения об этнографии средневекового населения Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии
4. Основатель функционализма в этнологии
5. Основатель эволюционизма в этнологии
6. Один из основоположников диффузионизма в этнологии
7. Один из основоположников биологизаторских (раситских) концепций в этнологии
8. Американский этнолог, автор работы «Древнее общество»
9. Немецкий этнолог, выступивший с критикой концепции «трех ступеней» развития хозяйства
10. Советский этнограф, автор исследования «Этнос и этнография»
11. Российский этнограф, исследователь народов Новой Гвинеи
12. Российский этнограф, исследователь этнографии казахского народа
13. Советский этнограф, автор исследования « Этногенез и биосфера земли»
14. Один из основных аспектов теории этногенеза Л. Гумилева теория «трех ступеней»
15. Общенаучный метод, лежащий в основе теории этногенеза Л. Гумилева
16. Классификация этносов, при которой основным критерием является языковое родство
17. Классификация этносов, при которой основным критерием являются физические особенности человека
18. Классификация этносов, при которой основным критерием является общность территории расселения
19. Классификация этносов, при которой основным критерием является сходство материальной культуры
20. Наиболее крупная общность народов по лингвистической классификации
21. Какой из языков является ведущим в странах Ближнего Востока и Северной Африки
22. Приспособление строения и функций организмов к условиям существования.
23. Какой из перечисленных языков входит в финно-угорскую группу.
24. Происхождение, возникновение, процесс образования и становления развивающего является
25. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам
26. Этнос, находящийся в равновесии с природой
27. Наука о народонаселении, закономерностях его развития, структуре и распределении на территориях
28. Пребывание значительной части этнической общности вне страны своего происхождения
29. Направление в этнологии, изучающие пространственные характеристики культуры и заимствование культурных элементов.
30. Раздел антропологии, изучающий строение черепа
31. Раздел антропологии, изучающий физический тип человека
32. Раздел антропологии, изучающий эволюцию анатомии человека
33. Раздел антропологии, изучающий классификацию рас
34. Особенности экваториальной большой расы
35. Особенности европеоидной большой расы
36. Особенности монголоидной большой расы
37. Особенности эфиопской расы
38. На какие регионы разделяется Европа
39. На какие регионы разделяется Азия
40. На какие регионы разделяется Африка
41. На какие регионы разделяется Америка
42. На какие регионы разделяется Океания
43. Составная часть миграции населения, характеризующая въездом в данную страну
44. Какие страны входят в Северную Европу
45. Какие страны входят в Южную Азию
46. Какие страны входят в Юго-Восточную Азию
47. Какие страны входят в Восточную Азию
48. Какие страны входят в Западную Азию
49. Какие страны входят в Центральную Азию
50. Какие страны входят в Центральную Америку
51. Какие страны входят в Южную Америку
52. Какие страны входят в Южную Африку
53. 62.Какие страны не входят в Западную Африку
54. К какому хозяйственно-культурному типу относятся монголы
55. К какому хозяйственно-культурному типу относятся австралийские аборигены
56. К какому хозяйственно-культурному типу относятся папуасы Новой Гвинеи
57. К какому хозяйственно-культурному типу относятся племена алгонкинов и атапасов
58. К какому хозяйственно-культурному типу относятся эскимосы
59. К какому хозяйственно-культурному типу относятся якуты
60. К какому хозяйственно-культурному типу относятся бушмены
61. Как называется процесс возникновения и развития народа
62. Этногенетический процесс, при котором малый этнос входит в состав более крупного без сохранения этнического своеобразия
63. Этногенетический процесс, при котором происходит деление единого этноса на несколько новых, при котором ни один из них не отождествляет себя со старым
64. Этногенетический процесс, при котором происходит отделение части этноса и превращение ее со временем в новый этнос
65. Этногенетический процесс, при котором происходит слияние различных, не связанных родством этнических групп и образуют новый этнос
66. Этногенетический процесс, при котором происходит слияние раннее самостоятельных, но родственных этносов в единый этнос
67. В работах какого автора содержатся сведения об этнографии древних народов Западной Азии и Восточной Европы
68. Один из авторов теории «благородного дикаря»
69. Путешественник, оставивший сведения об этнографии средневекового населения Центральной и Западной Азии
70. Когда впервые начинает употребляться термин «этнография»
71. Английский ученый, один из основателей эволюционизма в этнологии
72. Автор теории «культурной морфологии»
73. Важнейший компонент духовной культуры этноса, позволяющий поддержать непрерывность этнической эволюции , преемственность культуры этноса передавать её последующим поколениям
74. Отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости к созданию национальных обществ к миру без государственных границ
75. Немецкий этнолог, автор теории «культурных кругов»
76. Советский этнограф, автор теории этносоциальных организмов
77. Российский этнограф, исследователь народов Меланезии
78. Российский ученый, автор работы «Описание киргиз- кайсацких орд и степей»
79. Советский этнограф, автор пассионарной теории этногенеза
80. Один из основных аспектов теории этногенеза Л.Гумилева
81. Общенаучные методы в этнологии
82. Классификация этносов, при которой основным критерием является языковое родство
83. Классификация этносов, при которой основным критерием являются морфологические и физиологические особенности представителей различных этносов
84. Классификация этносов, при которой основным критерием является проживание этносов на одной территории
85. Классификация этносов, при которой основным критерием является единство способов производственной деятельности и связанных с этим особенностей быта
86. Наиболее мелкая общность народов по лингвистической классификации
87. Враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому
88. Исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации, возникает в результате сношения племени и образования союзов
89. Идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежение и недоверие к другим нациям и народностям
90. Человек с повышенной тягой к действию (по Л. Гумилеву)
91. Этническая система, возникшая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями
92. Этническая система, состоящая из нескольких возникших одновременно в одном регионе этносов, связанных идеологически, экономически и политически
93. Народ, давший наименование тому или иному национально – государственному образованию
94. Какой из перечисленных языков входит в уральскую языковую семью
95. Направление в изучении этнокультур, основанная Б. Малиновским
96. Общность людей всех рас и этносов, проживающих НА Земле, все народонаселение планеты
97. Какая из перечисленных языковых семей не представлена на территории Америки
98. Какая из перечисленных языковых семей представлена на территории Америки
99. Какая из перечисленных языковых семей представлена на территории Азии
100. Перечислите себя к группе людей определенной национальности
ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Таблица 1
Формы контроля знаний студентов
Вид занятия/ форма контроля | кол-во баллов в % | коэффициент | 1 АТТЕСТАЦИЯ | 2 АТТЕСТАЦИЯ | Общая итоговая аттестация, кол-во баллов в % | Итоговый контроль, кол-во вопросов/ заданий | ||
кол-во занятий/ заданий | кол-во баллов в % | кол-во занятий/ заданий | кол-во баллов в % | |||||
Лекции | - | 0,1 | 7 занятий | 8 занятий | (1аттестация+2 аттестация)/2+ИК | - | ||
практические | 50-100 за 1 участие | 0,5 | 7 занятий | 8 занятий | - | |||
СРСП/СРС | 50-100 за выполнение 1 задания | 0,4 | 7 заданий | 8 заданий | - | |||
Экзамен | - | - | - | - | - | - | - | |
КТ | (0-100%) | - | - | - | - | 40 тестовых заданий | ||
Всего баллов (в %) | - | - | - | 100% или 30 баллов | - | 100% или 30 баллов | (1Атт.+2Атт.)/2 + ИК |
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Артыкбаев Ж.О. Этнология и этнография. Астана, 2001
2. Этнография/ Под. ред. Ю. В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М., 1982.
3. Этнология / Под. ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. М., 1994.
4. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2006.
5. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов М.: Проект, 2002
6. Итс. Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
7. Атлас народов мира. М., 1964.
8. Брук С.А., Население мира. М., 1981.
9. Народы мира. Историко –этнографический справочник. М., 1988.
10. Население мира. М., 1992.
Дополнительная литература:
1. Абиль Е. Этногенез казахов. Опыт системного подхода. - Кустанай, 1997.
2. Алимбай Н., Муканов М., АргынбаевX. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. - Алматы, 1998.
3. Антонов А.И. Социология рождаемости. – М.,1980.
4. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М., 1