Источники, методы и функции этнологической науки.

Методы исследования — это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Методов познания объекта и предме­та конкретной науки существует много. В целом все методы мож­но разделить на общенаучные и специально-научные. Такая, классификация применима и к этнологии. Из общенаучных методов в этнологии используются истори­ческий, социологический, сравнительный, антропологичес­кий, культурологический и другие. Рассмотрим здесь специ­альные методы, используемые в этнологии.

В этнологии важное значение имеет сбор и накопление разнооб­разного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешествен­ников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.

Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод стал широко практиковаться с середины XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных наро­дах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, веровани­ях, психологии — с целью решения задач по управлению населе­нием зависимых стран. Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого эт­носа. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся успехи американца Л. Моргана, долгое время жившего среди ирокезов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди па­пуасов Новой Гвинеи. Ценность данных стационарного метода полевых исследований обусловлена тем, что этнолог становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этни­ческой группы.

Итоги занятия:

Контрольные вопросы

1. Дайте определение этнологии

2. В чём заключается проблема определения предмета этнологии?

3. Назовите основные методы и источники этнологии

4. Охарактеризуйте связь этнологии с другими общественными и гуманитарными науками.

Тема лекции №2. Основные этнологические теории и направления.

Цель:исследование основных этнологических теорий и направлений

План лекции:

1. Эволюционизм.

2. Диффузионизм.

3. Функционализм.

4. Современная этнология.

5. Развитие этнологии в России.

6.Развитие и становление этнологии в Казахстане

виды демонстрационных материалов:презентация, портреты ученых, схемы.

тип (вид лекции):информационная лекция

Ключевые понятия: эволюционизм, диффузионизм, функционализм, этнопсихология, этносоциология, постмодернизм.

Эволюционизм.

Теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития. Последняя впервые была сформулирована в систематическом виде Л. Окенем в его концепции происхождения всего живого из “первичной слизи”. Его идеи развивал Ж. Ламарк, предположивший, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде и эти свойства передаются последующим поколениям путем наследования. В классической форме теорию эволюции и естественного отбора изложил Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, вышедшей в свет в 1859 году. Она и стала основной теоретической базой этнологических исследований.

Не меньшее значение эволюционизм имел и в гуманитарных науках, отражая основное направление мысли XIX века — оптимистическое представление о том, что отныне развитие общества будет происходить только эволюционным путем без потрясений и катаклизмов. Так, во Франции на основании эволюционистских предпосылок возникла социологическая теория Огюста Конта, имевшая ряд последователей, таких как Эм. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ш. Летурно.

В этнологии “одним из старейших представителей этой школы был Г. Клемм, который опубликовал в 1843 — 1847 гг. свою пятитомную “Общую историю культуры человечества”. В ней он выделил три стадии общеисторического развития человечества. Вслед за Клеммом австрийской юрист и этнолог И. Унгер опубликовал в 1850 году свой основной труд “Брак и его всемирно-историческое развитии”. И наконец, в 1859 г. Т.Вайц публикует свою “Антропологию диких народов”, где делает попытку объединить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения, ставя перед этой новой наукой... задачу исследовать направления развития догосударственного периода, чтобы тем самым подготовить “естественную основу истории”.

Диффузионизм.

Зарождение теории диффузионизма было связано с именем немецкого ученого, географа и этнолога Фридриха Ратцеля. Им были разработаны теоретические и методические положения диффузионистского учения и создана так называемая антропогеографическая школа. По мнению Ратцеля ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. В передвижениях народах Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества.

Диффуционизм основывается “на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространении их из одного или нескольких определенных центров... Его цель состояла в точном показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей перемещения элементов культуры и определении его временных рамок этого перемещения.

В рамках теории дифузионизма существовало несколько научных направлений.

Историко-географическое — связанное в наибольшей степени с именем Э. Норденшельда. Это направление ставило своей задачей показать на основе изучения культур временную последовательность культурного развития.

Гелиолетическое— выводящее все культурное развитие из Древнего Египта.

Изучение культурных кругов — сводившее “все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количеством специфических культурных элементов. На протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникавшие на определенном географическом пространстве и распространившееся затем отдельными элементами или, что наблюдалось чаще, целыми комплексами в другие области земли. Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с определенными культурными кругами. На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов; варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений”. С диффузионизмом связана и теория культурных кругов (Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс).

Функционализм.

Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы в Германии Турнвальдом и в Англии Брониславом Малиновским. Однако в Германии М., 1994, с. 178 - 179). функционалистское учение не стало господствующим, тогда как в Англии оно сложилось в крупное направление, оказавшее значительное воздействие на развитие социальной и культурной антропологии. Параллельно существовал и другой вариант функционалистской теории - теория структурного функционализма, которую развивал А.П. Радклифф-Браун.

“Хотя эта школа стала приобретать особо заметное влияние начиная с 20-ых годов ХХ века, основополагающие принципы функционалистского метода были сформулирована еще в 1895 г. французским социологом Э. Дюркгеймом и состояли в изучении функций социальных явлений.

Другим стимулом для дальнейшего развития этого направления явилось стремление... к лучшему пониманию тех взаимосвязей, которые существовали между различными общественными явлениями... Внимание концентрировалось на изучении связей между различными сферами общественной жизни(“Этнография и смежные дисциплины”).

Современная этнология.

Социологическая школа зародилась во Франции, а крупнейший ее представитель Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) является осно­вателем нового и влиятельного направления в этнологии, воз­никшего в конце XIX в. В отличие от эволюционистов, Дюркгейм понимал человеческое общество не как последовательные ста­дии приспособления людей к условиям окружающей среды, а как закрытые статичные системы, исследование которых должно производиться объективными, по образцу естественных наук ме­тодами. При этом он исходил из того, что следует изучать сами социальные факты, рассматриваемые как «вещи», а не субъектив­ные представления об этих фактах.

Важной составной частью этносоциологической теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Коллектив­ное сознание находит выражение в коллективных представлени­ях — религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Он полагал, что общества имеют свои религии, не сводимые к действиям и мотивам индивидов, и что индивиды формируются и ограничиваются социальной средой. Дюркгейм проводил разли­чие между формами социального порядка в примитивных (тра­диционных) и современных обществах. Механическая солидар­ность в примитивных обществах была основана на общих убеж­дениях и консенсусе, обнаруживаемых в пределах коллективной совести.

Наши рекомендации