Физических качеств у занимающихся
Физические качества | Тесты |
Сила, силовая выносливость | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания), подтягивание на гимнастической перекладине, подъем переворотом на высокой перекладине, лазание по канату с помощью одних рук (ноги опущены), жим штанги лежа (на скамейке), приседание со штангой на плечах и др. |
Быстрота, скоростная выносливость | Бег на 20 и 30 м с хода, бег на 30, 50, 60, 100 м (на скорость преодоления дистанции) с низкого и высокого старта, теппинг-тест (определение максимальной частоты движений кисти руки) и др. |
Общая выносливость, специальная выносливость | Бег на 600, 800, 1000 м (дети 7-10 лет), 2000 м (11-14 лет), 3000 м (15-18 лет), легкоатлетический кросс на 2 км (девушки) и 3 км (юноши), бег на лыжах на 3 км, 12-минутный беговой тест Купера, 6-минутный бег, удержание в висе на согнутых руках (силовая выносливость) и др. |
6) тестирование необходимо проводить, соблюдая стандартность условий: температура воздуха, одинаковая (стандартная) разминка, исходные положения звеньев тела, порядок и методика измерений результатов, количество попыток и т.д.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
в режиме учебного дня школьника
Физкультурно-оздоровительные мероприятия преимущественно связаны с активным отдыхом организма и не предполагают решение задач интенсивного развития его функций и систем, развития физических качеств. Регулярность проведения этих мероприятий и их содержание, за исключением утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур, связаны с самочувствием человека, наличием у него свободного времени, соответствующих условий и т. п.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьника включают в себя комплексы физических упражнений, направленных на пробуждение организма после ночного сна (утренняя гигиеническая гимнастика) или на повышение работоспособности во время учебной и трудовой деятельности (физкультминутки и физкультпаузы).
Физкультурные минутки и физкультурные паузы — это кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые в режиме дня преимущественно в качестве активного отдыха для поддержания работоспособности человека. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, активизация двигательных функций при однообразных статических положениях тела, предупреждение нарушения осанки.
На общеобразовательных уроках в школе и при выполнении домашних заданий у учащихся проявляется три вида утомления: утомление зрения (наступает в основном в начале учебного дня); утомление мышц кисти при письме (нарастает к середине учебного дня); общее утомление мышц при длительной статической «сидячей» работе» (проявляется преимущественно в конце учебного дня).
Физкультурные минутки проводятся на общеобразовательных уроках (особенно в начальных классах) при появлении первых признаков утомления (нарушение внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет учитель, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3—5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседания и приседания с различными движениями рук), повторяемых по 4—6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1—2 мин. Упражнения активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме.
В старших классах проводятся физкультурные паузы (например во время занятий в учебно-производственных мастерских). Комплексы состоят из 5—7 физических упражнений и проводятся в течение 3—5 мин.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы проводятся и во время выполнения домашних заданий, после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего возраста.
При планировании режима дня необходимо также отводить время на обязательные физкультурно-оздоровительные мероприятия, к которым относятся утренняя гигиеническая гимнастика и закаливающие процедуры. Особенностью проведения утренней гимнастики является то, что комплексы используемых в ней упражнений необходимо регулярно менять (например, один раз в одну-две недели), а также нельзя допускать выполнение упражнений с высокой физической нагрузкой, способной вызвать излишнее утомление организма.
Особенности содержания занятий общей физической подготовкой,
их направленность на укрепление здоровья
Общая физическая подготовка — это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Ее содержание, средства, методы, формы организации занятий направлены на создание широкой базы физической подготовленности для любого вида деятельности людей в процессе их жизни: труда и быта.
В процессе общей физической подготовки решаются следующие основные задачи:
1) повышение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма: дыхания, кровообращения, энергообеспечения;
2) повышение уровня развития основных физических качеств;
3) повышение адаптивных (приспособительных) свойств организма к социально-экологическим и климатическим условиям среды жизнеобеспечения человека;
4) повышение защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям, психическим напряжениям и стрессам;
5) обеспечение функциональной готовности человека к профессионально-прикладной физической подготовке, включающей в себя освоение новых форм движений и видов профессиональной деятельности, повышение профессионально заданного уровня специальной работоспособности.
Отличительные особенности содержания занятий общей физической подготовкой:
1) основная направленность занятий — всесторонняя физическая подготовка и овладение техникой прикладных, естественных упражнений типа бега, прыжков, плавания и др.;
2) применение на занятиях разнообразных средств и методов, позволяющих добиваться комплексного воздействия на организм занимающихся;
3) применение на занятиях, как правило, средних и умеренных нагрузок.
Содержание занятий по общей физической подготовке зависит от пола, возраста занимающихся, уровня их фактического физического развития и физической подготовленности, а также условий, в которых осуществляются занятия физическими упражнениями.
Средствами общей физической подготовки являются упражнения, которые вовлекают в работу различные группы мышц, повышают работоспособность основных систем организма, увеличивают его адаптационные возможности. К ним относятся: бег, передвижение на лыжах, плавание, гимнастика, подвижные и спортивные игры, гребля, упражнения с отягощениями, упражнения на тренажерах и тренажерных устройствах и др.
В занятиях общефизической подготовкой, как правило, осуществляется развитие сразу нескольких физических качеств (например: быстроты, гибкости, силы).
Все занятия строятся на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации нагрузок, систематичности и постепенности повышения требований.
Особенности планирования и содержания самостоятельных
занятий по общей физической подготовке
Под планированием в физическом воспитании понимается предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
Самостоятельные занятия по общей физической подготовке предусматривают три вида конкретных действий:
1. Планирование.
2. Реализация запланированного.
3. Контроль.
В общей физической подготовке в планирование входит:
1) выбор физических упражнений по признакам их воздействия на функциональную активность органов и систем организма;
2) выбор величины нагрузки, ее объема и продолжительности в отдельно взятом занятии и в системе занятий.
Планируется каждое занятие, а также система занятий на недельный, месячный, полугодовой и годовой период.
Последовательность планирования общей физической подготовки такова:
1) проведение предварительного тестирования с целью определения исходного уровня физической подготовленности занимающегося;
2) определение направленности общей физической подготовки и подбор соответствующих физических упражнений с учетом проведенного тестирования;
3) определение количества занятий в неделю и их продолжительность;
4) распределение физических упражнений и физической нагрузки (количество повторений упражнения, длительность выполнения упражнений, величина ЧСС и т.д.) по дням занятий (на неделю, месяц и т.д.);
5) определение сроков контроля за уровнем физической подготовленности (тестирование).
Планирование общей физической подготовки обязательно осуществляется на основе результатов контроля физической подготовленности занимающихся, и в первую очередь по результатам развития основных физических качеств.
Приступая к планированию самостоятельных занятий, необходимо определить уровень своей физической подготовленности. Для этого надо провести с помощью контрольных упражнений тестирование развития физических качеств и полученные результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в школьной программе по физической культуре. Сравнивая свои данные с данными программы, выявляют либо отставание, либо опережение в развитии физических качеств и соответственно этому определяют направленность тренировочного процесса (например, если выявлено отставание по показателям выносливости, то естественно, в содержание занятий включают достаточно большой объем упражнений на развитие именно этого качества; если выявлено отставание по показателям силы, то задаются преимущественно упражнения силовой направленности).
Определив направленность общей физической подготовки и отобрав соответствующие физические упражнения, приступают к планированию тренировочного процесса (разрабатывают поурочный рабочий план, например на месяц). Вначале определяют количество занятий в недельном цикле (например, три занятия), устанавливают их продолжительность (например, 1,5 ч) и распределяют основные тренировочные средства по дням недели. После этого для каждого занятия недельного цикла разрабатывается подробный план-конспект, в котором указываются задачи занятия, состав упражнений, последовательность их выполнения и дозировка, организационно-методические указания. По окончании первого недельного цикла тренировок определяют содержание занятий для следующего недельного цикла и т.д. Разрабатывая содержание каждого последующего недельного цикла тренировок, необходимо учитывать переносимость нагрузки занимающимся в предыдущем недельном цикле и в случае необходимости оперативно вносить в планирование соответствующие коррективы (изменения). Если реакция организма на нагрузки была нормальной (бодрое настроение, хороший сон и аппетит, высокая работоспособность в течение дня, отсутствие болевых ощущений в мышцах), то величину нагрузок повышают; если же появились негативные симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, быстрая утомляемость, боли в мышцах), то физические нагрузки несколько снижают. Величину нагрузки подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы: оздоровительный режим до 120 уд./мин, поддерживающий — до 140 уд./мин, развивающий — до 160 уд./мин, тренирующий — свыше 160 уд./мин.
Исходя из закономерностей развития и «переноса» физических качеств в занятиях комплексного характера целесообразно вначале планировать упражнения скоростной направленности (например бег с максимальной скоростью), затем силовой (например подтягивание, отжимание в упоре и т.п.) и в конце — упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости (например продолжительный бег, прыжки со скакалкой и т.п.). При планировании занятий комплексной направленности могут ставиться задачи последовательного развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости) и одновременного (например одновременное развитие скоростных и силовых способностей, скоростно-силовых способностей и выносливости).