Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

14.1 Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств.

К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного со­знания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравствен­ным нормам, к положениям государственного права, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности.

К личностным качествам также относят некоторые психологические особеннос­ти, связанные с чертами характера, темперамента (глубина переживаний, склон­ность к сочувствию, коммуникативность, бережливость, расточительность, уровень притязаний, общительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, взрывча­тость, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.).

Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высо­кого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего фун­кционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отече­ства, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физичес­ких упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденно­сти в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнени­ям, соблюдении соответствующих гигиенических норм.

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно гуманистическими функция­ми, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонно­сти к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных коллективных дей­ствий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существен­ной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-эко­номических преобразований в нашем обществе, изменения его структуры. В ситу­ации идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совер­шенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с по­нятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и при­вычках, также становятся личностными чертами.

177 Теория и методика физической культуры

Физическая культура имеет отношение и к духовной, и материальной ее сторо­нам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, ма­териальной природы человека. Но на основе этого изменяется и многие ценност­ные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкос­ти, выносливости, ряда функциональных реакций имеют высоко значимые корре­ляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявле­ний как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность или напротив, лживость, хитрость, склонность к приспособленчеству, подхалимству. Ясно, что эти связи только опосредованные, вероятностные, но они безусловно в целом ряде случаев имеют место и свидетельствуют о том, что в ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в разви­тии тех или иных личностных качеств. В аспектах физической культуры так или ина­че осуществляется воспроизводство и совершенствование различных сторон че­ловека и на основе обеспечения оптимального развития физического состояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совершенствование его природной сущности.

Как социальное явление физическая культура отражает определенный уровень развития сознания (четкость мыслительных операций, память, знания, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), физических качеств, функциональных воз­можностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. Духовная сторона физической культуры (в том числе, знание человеком своих фи­зических возможностей, наличие идеалов физического совершенства способов их достижения и многое другое) находится в тесном единстве с материальной ее сто­роной (фактический уровень достижения искомого физического состояния, мате­риальные средства физической культуры, использование природных факторов, ре­жим нагрузок и др.). В содержание физической культуры входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политическая, тру­довая, научная, художественная, коммуникативная, информационная и др.) и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие личностных качеств человека.

Что же касается физической культуры личности, то она является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле, т.е. в усвоении челове­ком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортив­ной тренировки, физической рекреации. Таким образом, речь идет о формирова­нии личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит рас­ширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характери­зующих социальное лицо человека, как носителя сознания с проявлением нравствен­ных, правовых и эстетических чувств.

Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представлений о взаимо­действии социального и биологического в реализации ценностей физической куль­туры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершен­ствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их дос­тижения без каких-либо нарушений спортивной этики. Духовные компоненты фи­зической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психоло­гические, физические и социальные компоненты.

Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физичес­кой культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.

Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социаль­ной сторон.

Выделяют четыре уровня физической культуры личности: / -и (высший) уровень - достаточно четкие теоретические знания и прочные убеж­дения в области физической культуры с элементами творчества, участие в ее актив­ной пропаганде, устойчивые привычки к регулярным занятиям физическими упраж­нениями, сознательное к ним отношение, широкий объем в развитии различных двигательных навыков, умений и состояние функциональных возможностей, обес­печивающие более успешное овладение многими видами профессиональной дея­тельности; сформированность достаточно прочных морально-патриотических, нрав­ственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры.

2-й (средний) уровень - знания в области физической культуры преимуществен­но описательного характера, без элементов творчества, осознанное позитивное от­ношение к физической культуре, но не всегда в форме достаточно прочных убежде­ний, устойчивые привычки к регулярным физическим упражнениям; объем различ­ных двигательных навыков, умений, функциональное состояние в общем способ­ствующее более успешному овладению многими видами профессиональной деятельности; сформированность ряда морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры, которые в сложных ситуациях не всегда оказываются достаточно прочными.

3-й (низкий) уровень - преимущественно обыденные знания в области физичес­кой культуры, формальное отношение к занятиям физическими упражнениями, ог­раниченный объем двигательных навыков и умений, мало способствующий овла­дению отдельными видами профессиональной деятельности; низкие показатели развития морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических кчеств в свете понятий физической культуры.

4-й (нулевой) уровень - отдельные бытовые знания в области физической куль­туры, безразличие к занятиям физическими упражнениями, низкие показатели дви­гательных навыков и умений, развитие морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических качеств не имеет какой-либо связи с ценностями физичес­кой культуры.

Понятно, что эти уровни, относящиеся к физической культуре личности, могут быть не в чистом виде, а в разных сложных сочетаниях составляющих их компонен­тов. Все они в различной степени взаимосвязаны с мировоззрением того или иного человека и могут изменяться в положительной или негативной динамике, в зависи­мости от успешности различных сторон воспитания, в том числе физического.

Известно, что влияние физической культуры на человека осуществляется в един­стве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо соци­ально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную кор­ригирующую роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от антиобщественных прояв­лений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной мере ог­раничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических

179 Теория и методика физической культуры

чувств, например при понимании красоты благородных поступков, формирования правопослушности.

14.2 Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.

Как отмечалось выше, в ходе выполнения различных физических упражнений решается широкий круг задач социальной значимости, в частности формирования ряда личностных качеств. Это во многом происходит естественным путем, опосре­дованно на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за порученное дело перед командой, тренерами, спортивным обществом, при требо­ваниях дисциплины и организованности. Физическая культура обеспечивает раз­витие природных, биологически обусловленных, предпосылок в духе высоких со­циальных потребностей. Однако, исходя из принципа воспитывающего обучения, задачи по формированию личностных качеств могут и должны ставиться наряду с учебными задачами и при достижении специфических целей физического воспи­тания, спортивной подготовки и физической рекреации.

Наши рекомендации