III. Моделирование приемлемых ответов.

Смоделировать и проиграть варианты приемлемых ответов, которые не

обидят партнера и не вызовут у него состояния дискомфорта.

В процессе занятия разыгрывается несколько сцен с различными сюжетами.

IV. Выводы.

В межличностном общении могут возникнуть ситуации, в которых человек,

особенно молодой, испытывает затруднения в обращении к партнеру или не знает, что и как ответить, чтобы не создать конфликта. Приемлемым считается ответ, который демонстрирует, прежде всего, уважение к партнеру, честность, прямоту, тактичность, откровенность.

Занятие 15.

ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Цель: обсуждение структуры полоролевой идентификации.

Задачи:

● рассмотрение психологического и культурального аспекта проблемы унисекса;

● обсуждение интрапсихических механизмов самоидентичности;

● обсуждение проблемы «унисекса» в контексте межличностных механизмов;

● формирование субъективных критериев гармонии самоидентичности.

Время: 60 минут

Место проведения: открытая площадка, пляж.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, журналы.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий.В средствах массовой информации, шоу-бизнесе, рекламе образ

современного человека во многом связывается с универсальными моделями

поведения, не дифференцированными на мужские и женские. Порой мы

внимательно всматриваемся в рекламу на обложках модных журналов, стараясь понять: кто же изображен - мужчина или женщина.

Современная парфюмерная промышленность постепенно отходит от

классических ароматов, предпочитая «совершенные, универсальные». Проблема унисекса выступает сегодня как культурный феномен, претендуя на роль ведущей, особенно в молодежной среде.

I. Мозговой штурм.

Мозговой штурм проблемы унисекса в культурном аспекте. Привести

примеры, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с проявлениями унисекса

(реклама, шоу-бизнес, мода и т.д.). В качестве одного из источников предлагается использовать модные журналы.

На парфюмерных изделиях иногда пишут uni; универсальная одежда, например

облегающие кожаные брюки, широкие джинсы; короткие у женщин и длинные у мужчин волосы; в некоторых телепрограммах ведущие играют роли

противоположного пола, встречается это и на эстраде; на фотографиях в модных журналах изображены «не поймешь кто - девушка или парень»; изменение телесного облика: татуировки, макияж, пирсинг).

II. Обсуждение.

Обсудить влияние социума на трансформацию половых ролей мужчины и

женщины, размывание границ самоидентичности (как крайняя форма -

переделывание пола, т. е. транссексуализм).

Рассмотреть негативные последствия искаженной самоидентичности в

межличностных отношениях (крайняя форма - гомосексуальные отношения).

Обозначить проблему индивидуального отношения к моде унисекса (следовать или не следовать ей; чего хочет, чего избегает и что реально получает от нее

подросток); субъективные критерии «золотой середины».

III. Выводы.

Проблема унисекса может рассматриваться с точки зрения психологического и

культурного аспектов. В настоящее время общесоциальные тенденции таковы, что происходит трансформация ролей мужчины и женщины, размывание границ

самоидентичности, вплоть до крайних форм (переделывание пола,

гомосексуальные отношения, сексуальные девиации). Один из главных

источников, который насаждает культуру унисекса и создает определенные

ценности, особенно в подростковом периоде, - это средства массовой информации (реклама, кинофильмы, телепередачи), шоу-бизнес, а также веяния моды (стиль одежды, прически, пирсинг, татуаж). Прагматические ценности информационного и шоу-бизнеса прямо или косвенно, целенаправленно или спонтанно влияют на устойчивость и индивидульные особенности самоидентичности. Отсюда с неизбежностью вытекает потребность в осознании негативных воздействий подобных тенденций и выработке собственных стратегий приспособления к негативным обстоятельствам.

Занятие 16.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

Цель: подведение итогов групповой работы.

Задачи:

● получить обратную связь от участников группы;

● создать позитивную атмосферу прощания.

Место проведения: открытая площадка.

Время: 60 минут

Материалы: плотный лист цветной бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Вариант I

Каждый ребенок складывает лист бумаги пополам, как поздравительную

открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее

карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом

открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева,

который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор,

пока каждый не напишет по предложению остальным.

Вариант II

Раздать подросткам по листу бумаги и фломастеру. Попросить их написать

свои инициалы в правом верхнем углу. Ведущий также подписывает свой листок.

Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма.

Дальше участник передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою

строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки.

Примеры для образца:

Мы много узнали и стали умней...

Наша группа словно цветок...

Мне так хорошо, я знаю так много...

После того как все поэмы будут написаны, прочтите сначала свою. Потом

спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.

Получение обратной связи.

Раздать участникам группы листы и попросить ответить на вопросы:

Что больше всего понравилось в занятиях? Что не понравилось совсем? О чем

бы еще хотели узнать? Что, на ваш взгляд, было лишним? Какая форма работы

понравилась и запомнилась больше всего? Что нового узнали?

Некоторые высказывания детей: понравилось то, что мы откровенно

обсуждали свои проблемы, анализировали различные мнения; мы разобрали не так уж много психологических ситуаций — их могло быть больше; хотелось бы узнать более тонко психологию людей; мы сблизились с первого занятия и могли обсуждать то, что не могли обсуждать раньше; нашел выход для себя из трудных ситуаций; узнали о себе больше; хочется больше узнать о ревности друзей и подруг; научились выражать открыто свое мнение и не бояться этого; получили информацию о вредных привычках.

Тематическое планирование

№ п/п Тема занятия Кол-во час. Дата Ответственный
Вступительное. 1 час.    
Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. 1 час.    
Реклама. 1 час.    
Я и мое тело. 1 час.    
Я и мое тело (продолжение). 1 час.    
Принятие решений. 1 час.    
Я и мои социальные роли. 1 час.    
Я и мои социальные роли (продолжение). 1 час.    
Самооценка. 1 час.    
Самооценка (продолжение). 1 час.    
Неагрессивное настаивание на своем. 1 час.    
Взаимоотношения полов. 1 час.    
Модели сексуального поведения. 1 час.    
Конфликт. 1 час.    
Проблема полоролевой идеинтичности. 1 час.    
Заключительное 1 час.    

Программа реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся.

Наши рекомендации