III. Моделирование приемлемых ответов.
Смоделировать и проиграть варианты приемлемых ответов, которые не
обидят партнера и не вызовут у него состояния дискомфорта.
В процессе занятия разыгрывается несколько сцен с различными сюжетами.
IV. Выводы.
В межличностном общении могут возникнуть ситуации, в которых человек,
особенно молодой, испытывает затруднения в обращении к партнеру или не знает, что и как ответить, чтобы не создать конфликта. Приемлемым считается ответ, который демонстрирует, прежде всего, уважение к партнеру, честность, прямоту, тактичность, откровенность.
Занятие 15.
ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Цель: обсуждение структуры полоролевой идентификации.
Задачи:
● рассмотрение психологического и культурального аспекта проблемы унисекса;
● обсуждение интрапсихических механизмов самоидентичности;
● обсуждение проблемы «унисекса» в контексте межличностных механизмов;
● формирование субъективных критериев гармонии самоидентичности.
Время: 60 минут
Место проведения: открытая площадка, пляж.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, журналы.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий.В средствах массовой информации, шоу-бизнесе, рекламе образ
современного человека во многом связывается с универсальными моделями
поведения, не дифференцированными на мужские и женские. Порой мы
внимательно всматриваемся в рекламу на обложках модных журналов, стараясь понять: кто же изображен - мужчина или женщина.
Современная парфюмерная промышленность постепенно отходит от
классических ароматов, предпочитая «совершенные, универсальные». Проблема унисекса выступает сегодня как культурный феномен, претендуя на роль ведущей, особенно в молодежной среде.
I. Мозговой штурм.
Мозговой штурм проблемы унисекса в культурном аспекте. Привести
примеры, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с проявлениями унисекса
(реклама, шоу-бизнес, мода и т.д.). В качестве одного из источников предлагается использовать модные журналы.
На парфюмерных изделиях иногда пишут uni; универсальная одежда, например
облегающие кожаные брюки, широкие джинсы; короткие у женщин и длинные у мужчин волосы; в некоторых телепрограммах ведущие играют роли
противоположного пола, встречается это и на эстраде; на фотографиях в модных журналах изображены «не поймешь кто - девушка или парень»; изменение телесного облика: татуировки, макияж, пирсинг).
II. Обсуждение.
Обсудить влияние социума на трансформацию половых ролей мужчины и
женщины, размывание границ самоидентичности (как крайняя форма -
переделывание пола, т. е. транссексуализм).
Рассмотреть негативные последствия искаженной самоидентичности в
межличностных отношениях (крайняя форма - гомосексуальные отношения).
Обозначить проблему индивидуального отношения к моде унисекса (следовать или не следовать ей; чего хочет, чего избегает и что реально получает от нее
подросток); субъективные критерии «золотой середины».
III. Выводы.
Проблема унисекса может рассматриваться с точки зрения психологического и
культурного аспектов. В настоящее время общесоциальные тенденции таковы, что происходит трансформация ролей мужчины и женщины, размывание границ
самоидентичности, вплоть до крайних форм (переделывание пола,
гомосексуальные отношения, сексуальные девиации). Один из главных
источников, который насаждает культуру унисекса и создает определенные
ценности, особенно в подростковом периоде, - это средства массовой информации (реклама, кинофильмы, телепередачи), шоу-бизнес, а также веяния моды (стиль одежды, прически, пирсинг, татуаж). Прагматические ценности информационного и шоу-бизнеса прямо или косвенно, целенаправленно или спонтанно влияют на устойчивость и индивидульные особенности самоидентичности. Отсюда с неизбежностью вытекает потребность в осознании негативных воздействий подобных тенденций и выработке собственных стратегий приспособления к негативным обстоятельствам.
Занятие 16.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
Цель: подведение итогов групповой работы.
Задачи:
● получить обратную связь от участников группы;
● создать позитивную атмосферу прощания.
Место проведения: открытая площадка.
Время: 60 минут
Материалы: плотный лист цветной бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Вариант I
Каждый ребенок складывает лист бумаги пополам, как поздравительную
открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее
карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом
открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева,
который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор,
пока каждый не напишет по предложению остальным.
Вариант II
Раздать подросткам по листу бумаги и фломастеру. Попросить их написать
свои инициалы в правом верхнем углу. Ведущий также подписывает свой листок.
Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма.
Дальше участник передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою
строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки.
Примеры для образца:
Мы много узнали и стали умней...
Наша группа словно цветок...
Мне так хорошо, я знаю так много...
После того как все поэмы будут написаны, прочтите сначала свою. Потом
спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.
Получение обратной связи.
Раздать участникам группы листы и попросить ответить на вопросы:
Что больше всего понравилось в занятиях? Что не понравилось совсем? О чем
бы еще хотели узнать? Что, на ваш взгляд, было лишним? Какая форма работы
понравилась и запомнилась больше всего? Что нового узнали?
Некоторые высказывания детей: понравилось то, что мы откровенно
обсуждали свои проблемы, анализировали различные мнения; мы разобрали не так уж много психологических ситуаций — их могло быть больше; хотелось бы узнать более тонко психологию людей; мы сблизились с первого занятия и могли обсуждать то, что не могли обсуждать раньше; нашел выход для себя из трудных ситуаций; узнали о себе больше; хочется больше узнать о ревности друзей и подруг; научились выражать открыто свое мнение и не бояться этого; получили информацию о вредных привычках.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Дата | Ответственный |
Вступительное. | 1 час. | |||
Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. | 1 час. | |||
Реклама. | 1 час. | |||
Я и мое тело. | 1 час. | |||
Я и мое тело (продолжение). | 1 час. | |||
Принятие решений. | 1 час. | |||
Я и мои социальные роли. | 1 час. | |||
Я и мои социальные роли (продолжение). | 1 час. | |||
Самооценка. | 1 час. | |||
Самооценка (продолжение). | 1 час. | |||
Неагрессивное настаивание на своем. | 1 час. | |||
Взаимоотношения полов. | 1 час. | |||
Модели сексуального поведения. | 1 час. | |||
Конфликт. | 1 час. | |||
Проблема полоролевой идеинтичности. | 1 час. | |||
Заключительное | 1 час. |
Программа реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся.