Организация занятий по физической культуре
Для практических занятий физической культурой студенты распределяются в четыре учебных отделения.
В основное учебное отделение зачисляются студенты, не имеющие противопоказаний к занятиям двигательной активностью; в подготовительное – студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Студенты основного и подготовительного отделений занимаются в группах общей физической подготовки, где основным содержанием программного материала является изучение базовых видов спорта и воспитание основных физических качеств (группы по 12-15 человек). Студенты подготовительного отделения сдают только те контрольные нормативы, к которым у них противопоказаний.
В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, прошедшие спортивный отбор по одному из видов спорта, культивируемых в Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Студенты спортивного отделения занимаются по программам спортивного совершенствования согласно расписанию работы спортивных секций (группы не более 15 человек).
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Это студенты, имеющие хронические заболевания, после оперативного вмешательства и травм, имеющие очень низкий уровень физической подготовленности. Комплектование специальных медицинских групп проводится на основании заключения врача (группы по 8-10 человек). Студенты специальной медицинской группы занимаются по программе лечебной физической культуры.
Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются.
Студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу, сдают зачет. Условием допуска к выполнению зачетных упражнений является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая их готовность, то есть физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.
Студенты, выполнившие все требования учебного плана и учебной программы (включая сдачу нормативов по физической подготовленности), в 6(8)-ом семестре допускаются к итоговой аттестации по физической культуре в форме экзамена.
Обязанностистудентов, занимающихся физическими упражнениями на академических занятиях в вузе:
- регулярно посещать учебные занятия;
- регулярно в установленные сроки проходить медицинское обследование и самостоятельно контролировать состояние своего здоровья и физического развития;
- своевременно выполнять контрольные упражнения и нормативы по физической культуре;
- соблюдать гигиену физических упражнений и рациональный режим питания, учёбы и отдыха;
- регулярно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику и элементы закаливания;
- активно участвовать в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях вуза.
6. Структура управления физической культурой и спортом в вузе в современных условиях
Проблемы высшей школы, связанные с переходом нашего общества к рыночной экономике, затрагивают также физическую культуру, физическое воспитание и спорт студентов: сокращается количество студенческой молодежи в спортивных секциях; не хватает спортивного инвентаря и оборудования; ухудшается состояние спортивных сооружений.
Однако, хотя наблюдается значительное ослабление воспитательной функции высшей школы, физическое воспитание и спорт остаются одними из немногих направлений в жизнедеятельности вузов, по которым может реально осуществляться воспитательная работа со студентами.
Заинтересованное отношение к физической культуре и спорту в вузе необходимо в связи ухудшением физической подготовленности и здоровья студентов. Более того, улучшение физического воспитания молодежи является важным фактором развития физической культуры и спорта в России.
Следует также учитывать и то, что в развитии современного спорта четко проявляется тенденция, в соответствии с которой любительский спорт в основном будет студенческим. Поэтому очень важно, что формирование вузовских структур управления физической культурой и спортом рассматривается в настоящее время как одно из приоритетных направлений в совершенствовании работы со студентами.
Учебный процесс в вузе регламентирован и обеспечен основополагающими документами федерального уровня. Этим созданы хорошие предпосылки для улучшения качества учебного процесса.
Финансирование внеучебной работы осуществлялось из двух источников.
Первый - это бюджетные средства, которые выделялись вузу на секционную работу по видам спорта. Управлением и организацией этой деятельности занималась кафедра физического воспитания.
Второй - средства профсоюзов. На эти средства проводилась физкультурно-массовая работа, которую организовывали спортивные клубы СК вузов, являвшиеся первичным звеном ДСО "Буревестник". Бюджетное финансирование секционной работы в настоящее время из-за нехватки средств очень затруднено.
После ликвидации в 1987 году ДСО " Буревестник" организацией внеучебной работы по физической культуре и спорту через соответствующие советы занималось Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов (ВДФСОП). С 1989 года финансирование по линии ВДФСОП было прекращено, а организованное в 1991 году Физкультурно-спортивное общество профсоюзов "Россия" (ФСОП "Россия") в своем бюджете уже не предусматривало выделение средств на студентов.
Практическое отсутствие бюджетных средств и прекращение финансирования через профсоюзы стали существенными факторами ослабления внеучебной работы по физической культуре и спорту среди студентов. Необходим был поиск новых форм ее организации и механизмов финансирования.
С 1990 года, когда был принят закон СССР "Об общественных объединениях", во многих вузах стали образовываться СК как общественные организации на правах самостоятельных юридических лиц.
Созданный в 1993 году Российский студенческий спортивный союз (РССС) решил лишь проблемы организации и подготовки студентов-спортсменов для выступления на универсиадах, студенческих чемпионатах мира и республиканских спортивных соревнованиях. А вот вопросы организации, управления и финансирования физической культуры и спорта на уровне вуза остаются недостаточно разработанными и необходимо их решение.
Приложение 1
Примерная тематика рефератов
для студентов специального отделения и