Педагогический контроль занятий по физической культуре

Занятие по физической культуре должно проходить в хоро­шем темпе с учетом возрастных особенностей детей. Для того чтобы определить рациональное использование времени, пре­дусмотренное для занятия, проводится хронометраж. Это дает возможность оценить эффективность применяемой методики, организации детей, распределение содержания, выявить объем моторной и общей плотности занятия.

Моторная плотность — время, затраченное на непосредст­венное выполнение детьми движений. Общая плотность — вре­мя, затраченное на выполнение движений, показ и объяснение воспитателя, построение и. перестроение детей.

Воспитатель (методист, заведующая детским садом) секун­домером фиксирует и записывает время: одним секундомером определяется общее время занятия с момента его проведения и до конца, вторым — отдельные отрезки действий одного ре­бенка в течение всего занятия. Затем время суммируется и вы­числяется общая и моторная плотность занятий (в %).

Анализируя содержание занятия и время, записанное в протоколе хронометрирования (длительность выполнения каж­дого конкретного упражнения и движения, построения и пере­строения детей, ожидания своей очереди и т. д.), можно судить о правильности подбора упражнений, их сочетании. Все это поможет в дальнейшем более четко организовать занятие.

На любом занятии в любой деятельности дети совершают различного рода движения. Качественное выполнение опреде­ленного вида движений — одна из задач занятий по физиче­ской культуре. Для того чтобы дети получили необходимую- физическую нагрузку надо вести учет их двигательной актив­ности особенно на физкультурных занятиях. С этой целью проводится -шагометрйя. Матерчатый футляр с шагомером прикрепляется к поясу ребенка в начале занятия и снимается в конце.

Шагомер позволяет учитывать не только реальные шаги, но и смещение общего центра тяжести тела, обусловленные встряхиванием при разных движениях (ходьбы, бега, поско­ках, прыжках, приседании и т. д.). Желательно иметь нужное количество шагомеров, что дает возможность одновременно фиксировать двигательную активность всех, детей.

Результаты шагометрии позволяют определить уровень ак­тивности детей на занятиях с- разнообразным содержанием и методами организации, выявить малоподвижных детей, кото­рым в последующем надо уделить особое внимание, проследить динамику двигательной активности каждого ребенка в течение всего учебного года и т. д.

Методически правильно организованные занятия по физи­ческой культуре оказывают большое положительное влияние на развитие и формирование движений детей.

В связи с тем, что у детей второго года жизни почти еже­месячно происходят изменения в их двигательной сфере, целе­сообразно обследование моторики ребенка этого возраста про­водить не реже чем 1 раз в 3 месяца. Кроме того, по своим ка­чественным признакам движения детей второго года жизни имеют сугубо индивидуальный характер. Количественные при­знаки трудно фиксировать, так как ребенок только осваивает движение. Поэтому сравнить результаты обследования детей друг с другом можно только по качественным показателям за 3 месяца.

В первой младшей группе уже можно проводить обследова­ние основных видов движений. Для того чтобы обнаружить улучшение качественных и количественных показателей основ­ных видов движений каждого ребенка и всей группы в целом, применяются контрольные упражнения. Ходьба по доске, гим­настической скамейке, прыжок в длину с места проводят в по­мещении, ходьбу и бег на дистанцию 10 м и метание желатель­но организовать в хорошую погоду на участке, так как боль­шее пространство положительно влияет на количественный результат движения.

Контрольные упражнения должны быть:

доступными для выполнения детьми, соответствовать ана- томо-физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста;,

отличаться простотой и четкостью получения результатов при обследовании;

проводиться в виде игровых заданий, создавая этим у детей заинтересованность, радость.

При проведении контрольных упражнений необходимо учи­тывать, что ребенок может отказаться выполнять задание (осо­бенно в начале учебного года), и воспитатель по желанию Детей помогает справиться с заданием: поддерживает за руку, идет рядом.

В протоколы обследования заносятся результаты всех по­пыток при выполнении упражнений в основных видах движе­ний. В средний показатель всей группы входит лучший резуль­тат каждого.

Можно показатели мальчиков и девочек занести в протокол отдельно и также отдельно вычислить средний результат.

В основу проверки основных видов движений положен ана­лиз элементов движения, характерных для данного вида. Но притом необходимо учитывать возрастные особенности и воз­можности детей при выполнении движений.

Обследование проводится вне занятия в знакомых им и привычных условиях: в групповой комнате (зале) или на груп­повом участке детского сада. Одновременно в обследовании участвует не более 3—5 детей.

Перед обследованием воспитатель сам показывает, как вы­полнить задание. Если ребенок (особенно в начале учебного года) стесняется один выполнять контрольные упражнения, можно предложить ему действовать вместе с другим, более активным ребенком или вместе с воспитателем. При этом не­заметно фиксируется результат движений ребенка и показа­ния заносятся в протокол.

Наши рекомендации