Взаимоотношения отцов и детей.
· проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
· проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
· проблема предательства детьми своих родителей.
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
· проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
· проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
· проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
· проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
· проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
· проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
· проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
· проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
· проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизни.
5. Человеческое благородство:
· проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
· проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
· проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
· проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство:
· проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
· проблема защиты чести и собственного достоинства;
· проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми:
· проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
· проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
· проблема истинной дружбы;
· проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
· проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
· проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира:
· проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
· проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека:
· проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
· проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
· проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство:
· проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
· проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
· проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы:
· проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
· проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
· проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
· проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
· проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку:
· проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть, которой он наделен:
· проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим:
· проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
· проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15.Отношение человека к войне:
· проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
· проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
· проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
· проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях;
· проблема героизма и стойкости перед лицом военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
Запомните!
v Проблема (чего?) смысла жизни
v Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Не забудьте!
Ø Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Некрасов Виктор Платонович (1911 – 1987) – прозаик, участник Велиой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
Ø Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.
Комментарий к проблеме
Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Ваш комментарий должен связать сформулированную проблему с авторской позицией, показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
Выделяют два типа комментария:
Текстуальный | Концептуальный |
«от текста к действительности» | «от действительности к тексту» |
Текстуальный комментарий предполагает объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)? • какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? • какие поступки совершает герой и как это его характеризует? • какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? • какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? • какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? | Концептуальный комментарий предполагает интерпретацию пишущим проблемы исход-ного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу): • к какой категории относится затронутая автором текста проблема (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? • актуальна ли эта проблема сегодня? • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой? • традиционна ли проблема или нова, что стало причиной её появления? • жизнеспособна ли она (прогноз на будущее)? • почему эта проблема привлекла внимание автора? • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • какой аспект этой проблемы рассматривает автор? |
Пример: Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, J1. Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжелом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, которой, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. | Пример: Духовно-нравственная проблема деградации внутренней культуры человека, поднятая автором, актуальна в наше время. Если посмотреть на современное общество, то становится грустно оттого, что люди живут скучной жизнью. Предел интересов – дискотека, компьютер. А спросите подростков, когда они в последний раз были в библиотеке, есть ли дома у них ряды книжных полок и, наконец, читают ли они. Думаю, что с ответом возникнут трудности. А.Вознесенский привлекает внима-ние читателя к данной проблеме, выразив тревогу об оскудении культуры и высказав мысль о том, что истинные ценности жизненно важны для человека. Его беспокоит тот факт, что молодое поколение узнаёт о великих людях из видеокассет, а роман «Война и мир» почти никто не прочитал целиком. |
Примечание:
1) Как текстуальный, так и концептуальный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему.
2) Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Речевые клише для введения текстуального комментария:
ü Автор раскрывает проблему на примере…
ü В качестве примера автор рассматривает…
ü Поступок героя свидетельствует о том…
ü Автор заставляет читателя задуматься над…
ü Автор текста обращает внимание на…
ü Автор осуждает/одобряет поступок героя/героев…
ü Автор сочувствует своему герою…
ü Автор доказывает, что…
ü Автор искренне восхищён/огорчён (чем)…
ü Автор по-настоящему встревожен тем, что…
ü Симпатии автора на стороне (кого)…
ü Автор приводит нас к выводу о том, что…
Речевые клише для введения концептуального комментария:
ü Нравственная проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени.
ü Экологическая проблема (чего), поднятая автором, приобрела актуальность в последние десятилетия.
ü Социальная проблема (чего), которую рассматривает автор в данном тексте, имеет многовековую историю.
ü Философская проблема (чего) является жизненно важной.
ü Эта морально-этическая проблема исчезнет вместе с человечеством.
ü Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...
ü Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
ü Как и большинство из нас, автор считает, что…
ü Автор привлекает внимание читателя к данной проблеме, рассказав о том, что…
ü Автор подробно рассматривает …
ü Автор обращает наше внимание на…
ü Автор убеждает нас в том, что…
Фрагмент сочинения (текстовый комментарий):
Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства. Он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей. Автор по-настоящему встревожен тем, что в наши дни благородный человек – большая редкость. Ведь благородные поступки – это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.
Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий):
Нравственная проблема забвения выдающихся личностей, поднятая поэтом и композиторомXX века, приобрела актуальность в последние годы. Большинство из нас в детстве воспитывалось на добрых, поучительных сказках Роу, Птушко. Детьми мы влюблялись в актёров фильмов, хотели им подражать. Но сейчас мы не задумываемся над тем, как сложилась судьба тех, кто дарил нам радость. К сожалению состарились, ушли из жизни многие известные артисты, режиссёры, композиторы. Парадоксально, но большинство актёров из любимых нами советских сказок трагически окончили жизнь. Они уходили в безвестности и нищете. Также и А.Вертинский в своём тексте рассказывает о судьбе Ивана Мозжухина, который раньше был знаменитым актёром и о котором забыли тогда, когда появилось «говорящее кино». Поэт с горечью говорит о том, что «первый актёр российского кино» умирал в бедности и одиночестве. Автор текста сравнивает славу артиста с дымом. Она, по его мнению, «проходит легко и бесследно».
Типичные ошибки при написании комментария:
• Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима.
• Сужение комментария до одного предложения, где отражены актуальность проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать,как автор раскрывает проблему,остановиться на микротемах данного текста.
• Формулируется одна проблема, а комментируется другая.
• Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далеких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности,так как это задание уже несколько лет как вынесено в задание В. При проверке эссе экспертам даётся среди прочих нормативных документов лист с распечатанным заданием В8, для того чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное содержание этого задания.