Взаимоотношения отцов и детей.

· проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);

· проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;

· проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:

· проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;

· проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подрост­ка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);

· проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирова­ние характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формиро­вание характера человека события, которые произошли в детстве?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:

· проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии челове­ка;

· проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе от­ношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);

· проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:

· проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Воз­можно ли продолжение дружбы после предательства?);

· проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;

· проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизни.

5. Человеческое благородство:

· проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор че­ловека;

· проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привес­ти халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);

· проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;

· проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство:

· проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценно­стей?);

· проблема защиты чести и собственного достоинства;

· проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми:

· проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;

· проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;

· проблема истинной дружбы;

· проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);

· проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);

· проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира:

· проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;

· проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре ра­дости?).

9. Одиночество человека:

· проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);

· проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ре­бенок ощущал себя одиноким?);

· проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство:

· проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);

· проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);

· проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы:

· проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;

· проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;

· проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;

· проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь че­ловека, его взаимоотношения с природой?);

· проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку:

· проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необхо­димо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и пра­вильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделен:

· проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как долж­ны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим:

· проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);

· проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи чело­веку.

15.Отношение человека к войне:

· проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);

· проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

· проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);

· проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях;

· проблема героизма и стойкости перед лицом военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).

Запомните!

v Проблема (чего?) смысла жизни

v Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Не забудьте!

Ø Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911 – 1987) – прозаик, участник Велиой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

Ø Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.

Комментарий к проблеме

Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Ваш комментарий должен связать сформулированную проблему с авторской позицией, показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Выделяют два типа комментария:

Текстуальный Концептуальный
«от текста к действительности» «от действительности к тексту»
Текстуальный комментарий предполагает объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)? • какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? • какие поступки совершает герой и как это его характеризует? • какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? • какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? • какие эмоции вызывают у автора опи­санные им события и почему? Концептуальный комментарий предполагает интерпретацию пишу­щим проблемы исход-ного текста (рассмотре­ние ее актуальности и сопоставление различ­ных точек зрения по данному вопросу): • к какой категории относится затрону­тая автором текста проблема (нравст­венная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? • актуальна ли эта проблема сегодня? • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой? • традиционна ли проблема или нова, что стало причиной её появления? • жизнеспособна ли она (прогноз на будущее)? • почему эта проблема привлекла внимание автора? • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
Пример: Автор данного текста рассматривает про­блему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, J1. Андреев приводит разверну­тый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно ли­шить человека его лучших качеств. Его собе­седник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяже­лом времени. Л. Андреев восхищается мудро­стью этого человека, которой, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в раз­рушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслажде­нии творчеством, в заботе о своих детях. Пример: Духовно-нравственная проблема деградации внутренней культуры человека, поднятая автором, актуальна в наше время. Если посмотреть на современное общество, то становится грустно оттого, что люди живут скучной жизнью. Предел интересов – дискотека, компьютер. А спросите подростков, когда они в последний раз были в библиотеке, есть ли дома у них ряды книжных полок и, наконец, читают ли они. Думаю, что с ответом возникнут трудности. А.Вознесенский привлекает внима-ние читателя к данной проблеме, выразив тревогу об оскудении культуры и высказав мысль о том, что истинные ценности жизненно важны для человека. Его беспокоит тот факт, что молодое поколение узнаёт о великих людях из видеокассет, а роман «Война и мир» почти никто не прочитал целиком.

Примечание:

1) Как текстуальный, так и концептуальный комментарий должен осуществляться с опо­рой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему.

2) Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Речевые клише для введения текстуального комментария:

ü Автор раскрывает проблему на примере…

ü В качестве примера автор рассматривает…

ü Поступок героя свидетельствует о том…

ü Автор заставляет читателя задуматься над…

ü Автор текста обращает внимание на…

ü Автор осуждает/одобряет поступок героя/героев…

ü Автор сочувствует своему герою…

ü Автор доказывает, что…

ü Автор искренне восхищён/огорчён (чем)…

ü Автор по-настоящему встревожен тем, что…

ü Симпатии автора на стороне (кого)…

ü Автор приводит нас к выводу о том, что…

Речевые клише для введения концептуального комментария:

ü Нравственная проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени.

ü Экологическая проблема (чего), поднятая автором, приобрела актуальность в последние десятилетия.

ü Социальная проблема (чего), которую рассматривает автор в данном тексте, имеет многовековую историю.

ü Философская проблема (чего) является жизненно важной.

ü Эта морально-этическая проблема исчезнет вместе с человечеством.

ü Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...

ü Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

ü Как и большинство из нас, автор считает, что…

ü Автор привлекает внимание читателя к данной проблеме, рассказав о том, что…

ü Автор подробно рассматривает …

ü Автор обращает наше внимание на…

ü Автор убеждает нас в том, что…

Фрагмент сочинения (текстовый комментарий):

Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства. Он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей. Автор по-настоящему встревожен тем, что в наши дни благородный человек – большая редкость. Ведь благородные поступки – это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.

Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий):

Нравственная проблема забвения выдающихся личностей, поднятая поэтом и композиторомXX века, приобрела актуальность в последние годы. Большинство из нас в детстве воспитывалось на добрых, поучительных сказках Роу, Птушко. Детьми мы влюблялись в актёров фильмов, хотели им подражать. Но сейчас мы не задумываемся над тем, как сложилась судьба тех, кто дарил нам радость. К сожалению состарились, ушли из жизни многие известные артисты, режиссёры, композиторы. Парадоксально, но большинство актёров из любимых нами советских сказок трагически окончили жизнь. Они уходили в безвестности и нищете. Также и А.Вертинский в своём тексте рассказывает о судьбе Ивана Мозжухина, который раньше был знаменитым актёром и о котором забыли тогда, когда появилось «говорящее кино». Поэт с горечью говорит о том, что «первый актёр российского кино» умирал в бедности и одиночестве. Автор текста сравнивает славу артиста с дымом. Она, по его мнению, «проходит легко и бесследно».

Типичные ошибки при написании комментария:

• Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пе­ресказом недопустима.

• Сужение комментария до одного предложения, где отражены актуальность проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать,как автор раскрывает проблему,остановиться на микротемах данного текста.

• Формулируется одна проблема, а комментируется другая.

• Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, да­леких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразитель­но-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности,так как это задание уже несколько лет как вынесено в задание В. При проверке эссе экспертам даётся среди прочих нормативных документов лист с распечатанным зада­нием В8, для того чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное со­держание этого задания.

Наши рекомендации