Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку

План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту

Независимо от текста, предлагаемого на экзамене, следует придерживаться сле­дующего плана, составленного на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С:

1) Сформулировать проблему.

2) Прокомментировать проблему.

3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.

4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.

5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дает­ся в новом абзаце):

♦ первый аргумент - из русской или зарубежной литературной классики, публицистической литературы;

♦ второй аргумент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей; или из русской или зарубежной литературной классики, публицистической литературы.

6) Сделать итоговый вывод.

Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутст­вует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки пробле­мы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.

Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения

Формулировка проблемы

Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, ко­торая

ü находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной из главных, а не второстепенной;

ü дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответ­ствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).

Сформулировать проблему можно разными способами:

Способы формулировки проблемы Примеры
Ряд риторических вопросов, созвучных проблеме текста Должны ли мы помнить известных людей? Почему зачастую мы забываем их тогда, когда они исчезают с экрана телевизора или со сцены? Что нужно сделать, чтобы сохранить память о них? Именно такие вопросы невольно возникают после прочтения текста А.Н.Вертинского.
Сочетание слова проблема с существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) А.Н.Вертинский в предложенном для анализа тексте затрагивает проблему забвения выдающихся личностей. В тексте писателя А.Вознесенского поднимается проблема духовной деградации человека.
Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки. Но выбранное высказывание должно служить способом выхода на проблематику текста «Чудаки украшают мир», - когда-то мудро заметил Максим Горький. Эта мысль обретает жизнь, становится бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных, художников, музыкантов, писателей. В данном тексте Н.Рерих поднимает проблему непризнанной гениальности людей, благодаря которым мир меняется и совершенствуется.
У итальянцев есть пословица: «Кто в состоянии выразить, как он пылает, охвачен слабым огнём». У русских – «Пустая бочка громче гремит». Но смысл этих пословиц одинаков: настоящее чувство не нуждается в громких словах, особенно если это чувство – любовь к Родине. Злободневную проблему истинного и ложного патриотизма поднимает в своём тексте Л.Жуховицкий.
Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Это принято связывать с большим количеством личных ассоциаций, с различиями в интеллектуальном и духовном развитии людей, со спецификой социальной обстановки вокруг них. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста. Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства.
Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста Родители...Любовь...Забота...Терпение...Что объединяет эти понятия? Какой истинный смысл заключается в них? Почему мы стесняемся своих родителей, не ценим их любовь и заботу? Над этими вопросами предлагает задуматься автор предложенного для анализа текста. М.Агеев поднимает нравственную проблему, над которой размышляли величайшие умы прошлого и которая остается актуальной и в настоящее время. Её можно обозначить как проблему «отцов и детей».
Можно начинать с ключевого слова текста (в именительном падеже) Жадность… Один из отвратительных нравственных пороков, который овладевает человеческими душами. Но одно дело, когда жаден один человек, и совсем другое, когда эта моральная червоточина поселяется в сердцах тысяч людей. О том, к каим немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.




Примечание. На наш взгляд, несмотря на разнообразие видов формулировки проблемы исходного текста, всё же лучше начинать с 2-3 риторических вопросов с последующей формулировкой основной проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя, например, следующую фразу: «Именно такие вопросы возникают после прочтения текста NN».

Примеры возможных вариантов начала сочинения-рассуждения:

1) Нужно ли оберегать русский язык от засорения? Насколько опасно для него употребление в речи людей жаргонных слов? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста С.Маршака.

Проблема засорения русского языка, поднятая автором, является актуальной в последние десятилетия.

2) Какое значение для человека представляет культурное наследие его предков? Почему так важно сохранять и оберегать исторические памятники? К чему может привести общество их утрата? Именно над этими вопросами заставляет задуматься Л.А.Жуховицкий.

Экологическая проблема сохранения культурных ценностей, поднятая автором в предложенном для анализа тексте, существовала всегда, но особенно она обострилась в последние десятилетия.

Избегайте типичных ошибок при формулировке проблемы:

· Помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать слово «тема». Иначе эксперты при проверке сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут 1 балл по критерию К12.

Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».

· Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.

Типы проблем

    Философские   Самые общие вопросы развития общества, природы, человека - смысл жизни - познание и самопознание - свобода и ответственность - человек и история - человек и культура
    Социальные     Устройство и жизнь общества - социальная несправедливость - создание правового государства - соблюдение прав человека - прогресс и общество - наука и общество
    Политические     Деятельность государственной власти - политика в жизни общества - гражданское общество - международные конфликты - разоружение - терроризм - национализм
  Нравственные   Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей - эгоизм и гуманизм - доброта и жестокость - духовность и бездуховность - честь и бесчестье - интеллигентность и хамство - дружба и предательство - любовь и ревность - конфликт поколений (отцы и дети)
  Экологические   Взаимодействие человека и окружающей среды - взаимосвязь человека и природы - экологическая катастрофа - потребительское отношение к природе - экология культуры - экология языка
    Эстетические     Восприятие человеком прекрасного - восприятие искусства - воспитание эстетического вкуса - духовность в искусстве - чтение, роль книги в жизни человека - влияние произведений искусства на человека - массовая культура, телевидение, Интернет

Комментарий к проблеме

Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Ваш комментарий должен связать сформулированную проблему с авторской позицией, показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Выделяют два типа комментария:

Текстуальный Концептуальный
«от текста к действительности» «от действительности к тексту»
Текстуальный комментарий предполагает объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)? • какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? • какие поступки совершает герой и как это его характеризует? • какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? • какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? • какие эмоции вызывают у автора опи­санные им события и почему? Концептуальный комментарий предполагает интерпретацию пишу­щим проблемы исход-ного текста (рассмотре­ние ее актуальности и сопоставление различ­ных точек зрения по данному вопросу): • к какой категории относится затрону­тая автором текста проблема (нравст­венная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? • актуальна ли эта проблема сегодня? • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой? • традиционна ли проблема или нова, что стало причиной её появления? • жизнеспособна ли она (прогноз на будущее)? • почему эта проблема привлекла внимание автора? • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
Пример: Автор данного текста рассматривает про­блему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, J1. Андреев приводит разверну­тый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно ли­шить человека его лучших качеств. Его собе­седник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяже­лом времени. Л. Андреев восхищается мудро­стью этого человека, которой, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в раз­рушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслажде­нии творчеством, в заботе о своих детях. Пример: Духовно-нравственная проблема деградации внутренней культуры человека, поднятая автором, актуальна в наше время. Если посмотреть на современное общество, то становится грустно оттого, что люди живут скучной жизнью. Предел интересов – дискотека, компьютер. А спросите подростков, когда они в последний раз были в библиотеке, есть ли дома у них ряды книжных полок и, наконец, читают ли они. Думаю, что с ответом возникнут трудности. А.Вознесенский привлекает внима-ние читателя к данной проблеме, выразив тревогу об оскудении культуры и высказав мысль о том, что истинные ценности жизненно важны для человека. Его беспокоит тот факт, что молодое поколение узнаёт о великих людях из видеокассет, а роман «Война и мир» почти никто не прочитал целиком.

Примечание:

1) Как текстуальный, так и концептуальный комментарий должен осуществляться с опо­рой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему.

2) Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Речевые клише для введения текстуального комментария:

ü Автор раскрывает проблему на примере…

ü В качестве примера автор рассматривает…

ü Поступок героя свидетельствует о том…

ü Автор заставляет читателя задуматься над…

ü Автор текста обращает внимание на…

ü Автор осуждает/одобряет поступок героя/героев…

ü Автор сочувствует своему герою…

ü Автор доказывает, что…

ü Автор искренне восхищён/огорчён (чем)…

ü Автор по-настоящему встревожен тем, что…

ü Симпатии автора на стороне (кого)…

ü Автор приводит нас к выводу о том, что…

Речевые клише для введения концептуального комментария:

ü Нравственная проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени.

ü Экологическая проблема (чего), поднятая автором, приобрела актуальность в последние десятилетия.

ü Социальная проблема (чего), которую рассматривает автор в данном тексте, имеет многовековую историю.

ü Философская проблема (чего) является жизненно важной.

ü Эта морально-этическая проблема исчезнет вместе с человечеством.

ü Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...

ü Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

ü Как и большинство из нас, автор считает, что…

ü Автор привлекает внимание читателя к данной проблеме, рассказав о том, что…

ü Автор подробно рассматривает …

ü Автор обращает наше внимание на…

ü Автор убеждает нас в том, что…

Фрагмент сочинения (текстовый комментарий):

Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства. Он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей. Автор по-настоящему встревожен тем, что в наши дни благородный человек – большая редкость. Ведь благородные поступки – это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.

Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий):

Нравственная проблема забвения выдающихся личностей, поднятая поэтом и композиторомXX века, приобрела актуальность в последние годы. Большинство из нас в детстве воспитывалось на добрых, поучительных сказках Роу, Птушко. Детьми мы влюблялись в актёров фильмов, хотели им подражать. Но сейчас мы не задумываемся над тем, как сложилась судьба тех, кто дарил нам радость. К сожалению состарились, ушли из жизни многие известные артисты, режиссёры, композиторы. Парадоксально, но большинство актёров из любимых нами советских сказок трагически окончили жизнь. Они уходили в безвестности и нищете. Также и А.Вертинский в своём тексте рассказывает о судьбе Ивана Мозжухина, который раньше был знаменитым актёром и о котором забыли тогда, когда появилось «говорящее кино». Поэт с горечью говорит о том, что «первый актёр российского кино» умирал в бедности и одиночестве. Автор текста сравнивает славу артиста с дымом. Она, по его мнению, «проходит легко и бесследно».

Типичные ошибки при написании комментария:

• Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пе­ресказом недопустима.

• Сужение комментария до одного предложения, где отражены актуальность проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать,как автор раскрывает проблему,остановиться на микротемах данного текста.

• Формулируется одна проблема, а комментируется другая.

• Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, да­леких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразитель­но-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности,так как это задание уже несколько лет как вынесено в задание В. При проверке эссе экспертам даётся среди прочих нормативных документов лист с распечатанным зада­нием В8, для того чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное со­держание этого задания.

Авторская позиция

Авторская позиция – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Помните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки геро­ев?

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Примечание.

1) Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицисти­ческого стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и публицистического стилей). В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик ге­роев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств.

2) Для того, чтобы понять скрытую позицию автора, нужно ответить на вопросы: Что хотел сказать автор данным текстом? Одобряет или осуждает автор поступки, поведение героя? Как относятся к герою окружающие его персонажи? Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения?

3) Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести небольшую цитату из текста, но не пересказывать текст.

4) При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказ­чик».

Помните!

v Даже если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

v Например, в предложенном для анализа художественном тексте авторская позиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к ним. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония) позволят вам безошибочно определить позицию автора.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора:

· в сочинении отсутствует формулировка авторской позиции;

· позиция автора формулируется слишком широко или неточно;

· формулируется позиция автора по другой проблеме текста, а не заявленной в сочинении;

· позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика;

Примеры возможных формулировок авторской позиции (отрывки из сочинений):

1) В Никляев призывает читателей учиться культуре радости и считает, что находить её нужно «среди однообразных и трудных будней», как бы ни была тяжела жизнь.

2) Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.

3) Автор считает, что патриотизм людей в годы войны проявлялся в стремлении защитить Родину от врага, сберечь Москву – столицу государства. «Каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было, что защищать!»

4) Хотя автор не выражает явно свою точку зрения, но он через поведение героя данного текста говорит нам о том, что нельзя уходить от ответственности за совершённые проступки. Чтобы научиться быть в ответе за то, что ты делаешь, надо, чтобы сначала «разбитое стекло» в нужный момент попалось на пути.

5) Точка зрения автора на обозначенную проблему, на мой взгляд, абсолютно ясна: он считает, что дети зачастую воспринимают только внешнюю красоту человека, не осознавая глубины родительской любви, их душевной щедрости. Публицист обеспокоен тем, что нам не хватает мужества признаться другим людям, что человек, с которым вы недавно разговаривали, является вам папой или мамой.

6) К.Паустовский завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что писательство не может быть просто занятием или ремеслом. Писательство – это призвание, иначе, что же может заставить человека заниматься столь прекрасным, но мучительным трудом.

Структура аргумента

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая выражена логическими переходами – высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.

Тезис Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.
Логический переход Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к тем родины и создали удивительные образы России.
Аргумент А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин. А.А.Блок – все эти поэты показали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты, Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Микровывод Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, постав­ленной автором исходного текста.

Виды заключения

Вид заключения Примеры
Обобщение основных мыслей автора Итак, автор показал нам, что не такими людьми держится Россия. Истинная любовь, тревога и гордость за неё живут в изобретениях учёных, произведениях художников и музыкантов, в каждодневном труде многих граждан нашей страны, которые никогда не говорят вслух о естественном чувстве к своему Отечеству.
Вопросительное предложение, (риторический вопрос) Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
Призыв, обращение к читателю Благодарность родителям, учителям, друзьям… Многим из нас приходится обучаться этому чувству – чувству искренней благодарности. Научитесь отвечать добром на добро, и мир услышит это! Даже оставаясь незамеченной, ваша благодарность будет творить чудеса!
Цитата Задумываясь о состоянии современного русского языка, вслед за И.С.Тургеневым хочется воскликнуть: «Как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома!» Я надеюсь, что пройдёт время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи.
Прогноз событий, предположение Коротка, к сожалению, бывает людская память. Быстро мы забываем всё хорошее, что для нас было сделано. Если будет и дальше так продолжаться, то в душах людей останется только злоба, и станем мы, сами того не замечая, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми.

К7. Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка - неправильное написание слова, допущенное на письме. Различаются однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:

• однотипные – ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки ис­правляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой;

Примечание: не считаются однотипнымиошибки, допущенные в словах с проверяемы­ми гласными и согласными в корне.

• повторяющиеся - ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.

Грубые и негрубые орфографические ошибки.К негрубым орфографическим ошибкам традиционно относятся:

• исключения из правил;

• строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;

• не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;

• слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающи­ми в роли сказуемых;

• различение НЕ и НИ в оборотах никто иной не...; ничто иное не...; не кто иной, как...; не что иное, как..., а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;

• написание собственных имен нерусского происхождения;

• написании И и Ы после приставок.

Другие виды ошибок:

• графические ошибки (при проверке не учитываются) - разновидность ошибок, свя­занных с графикой (различные приемы сокращения слов, использование пробелов ме­жду словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).

• описки - ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью на­писания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок.

К опискам относятся:

• пропуски букв;

• перестановки букв;

• замены одних букв другими;

• добавление лишних букв.

К9. Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил.

2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:

• употребление одного знака препинания вместо другого;

• пропуск одного из двойных знаков препинания;

• нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из соче­тающихся знаков.

Не относится к ошибкам авторская пунктуация. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

К10. Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это ишибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи:

1. Неправильное использование приставок: Зафотографировали (вм. сфотографировали); завсегда (вм. всегда); надсмехаться (вм. насмехаться).

2. Неправильное использование суффиксов: Одеяло мокнуло (вм. мокло); упрямость (вм. упрямство).

3. Ошибки при образовании сложных слов: Полуумный (вм. полоумный).

4. Неправильное образование формы именительного падежа множественного числа: Торта (вм. торты), шофера (вм. шофёры), договора (вм. договоры).

5. Неправильная форма рода: пирожки с повидлой (вм. с повидлом), вкусное кофе (вм. вкус­ный), легкая тюль (вм. легкий), мальчик был круглой сиротой (вм. круглым).

6. Неправильная форма числа: Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки).

7. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: У Барклая де Толля (вм. де Толли); фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (ем. Вайнеров).

8. Неправильное образование формы родительного падежа множественного числа: Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин), доволен новыми дверями (вм. дверь­ми).

9. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферзя).

10. Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато).

11. Неверное образование форм кратких прилагательных: Вывод беспочвенен (лучше: бес­почвен); ему свойственен оптимизм (вм. свойствен).

12. Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый); более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело); младшую дочь ему было жачьчее (нет нормативной формы сравнительной степени); он хоро­шее меня (вм. лучше).

13. Неправильное образование местоимений 3-го лица мн. ч.: ихний сын, ихняя книга (вм. их); сестра старше него (вм. его); разница между ей и подругами очень большая (вм. ней).

14. Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву (вм. колышет); ими двигает чувство сострадания (вм. движет).

15. Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. поезжай); ляжь (вм. ляг).

16. Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует).

17. Ошибки при образовании деепричастий: вышев на сцену, артист поклонился (вм. вый­дя); Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия).

18. Неправильное образование действительных и страдательных причастий: ручейки, сте- каемые вниз, были холодными (вм. стекающие); изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые).

19. Ошибки при образовании наречий: использование разговорной формы вместо литера­турной: Он тута. Остановите здеся.

Ошибки в согласовании:

1. Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательны­ми существительными: Молодежь собрались в парке (вм. собралась). Стая лебедей летели (вм. летела).

2. Неправильное употребление числа сказуемого: Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны). Там жила старая бабушка и ее внук (вм. там жили).

3. Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел... (вм. Красноярска, Москвы, Орла).

Ошибки в управлении:

1. Употребление неверно выбранного падежа: Заведующий кафедры (вм. заведующий ка­федрой). Летать вертолетом (вм. на вертолете). Плыть лодкой (вм. на лодке). Согласно при­каза (вм. приказу). Многие люди не имеют своё мнение (вм. не имеют своего мнения).

2. Два управляющих слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Многие покупают и забывают о книгах (вм. Многие покупают (что?) книги и забывают (о чём?) о них).

Ошибки в построении простых неосложнеиных предложений:

1. Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы.

2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам рус­ского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). Была организова­на выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природ­ного материала).

Ошибки в построении простых предложений, осложненных однородными членами:

1. Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).

2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.

3. Парное сочетание несопоставимых понятий: Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас...

4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).

5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом:

1. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Поставленная проблема автором очень актуальна (вм. Проблема, поставленная автором, очень актуальна).

Ошибки в построении сложного предложения:

1. Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2. Употребление лишнего союза: Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским, но однако ничего не сделал, чтобы остановить поединок.

3. Неверное построение сложного предложения: Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема (вм. В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…)

К11. Речевые ошибки

Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.

1. Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или немотивированное использование архаизмов в со­временной речи): Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях ге­нералов, собравшихся в Филях. Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.

2. Вульгаризация речи (этико-речевые ошибки):

• использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий): ...политические ворюги и шестерки. Старый маразматик... Ему его мать на фиг не нужна. Да он просто придурок. За это его надо как следует отфигачить.

• использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: Жмурик (о покойнике); накопи­тель (помещение для ожидания посадки в самолет); пушечное мясо (о солдатах);

• использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили...; Раскольников типа рас­каялся; Мы как бы умные люди.

3. Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого пони­мания речи:Учителю надо многое сказать (учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать?). Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее. Ребенок требует ухода матери. На костре - лучшие люди села.

4. Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте:Катериной было принято решение утопиться. Наташа с Соней говорили по поводу то­го,как прекрасна летняя ночь. Жуковский осуществил перевод «Слова о папку Игореве».

Наши рекомендации