По составлению характеристики учащегося
Составляя характеристику ученика, следует обратить внимание на следующие вопросы:
1. Отношение ученика к учению: желание учиться лучше; отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости учения.
2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:
• умение планировать учебную работу; навыки планирования учебной и трудовой деятельности, навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи;
• умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы;
• умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно;
• уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленных целей; стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния; умение проявлять собранность, организованность.
3. Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии; указать, как реализуются интересы и склонности в занятиях в кружках и факультативах, в участии в олимпиадах и конкурсах, в занятиях в различного рода внешкольных учреждениях, в работе по самообразованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами в лекторской группе, на классных часах, в оформлении и оборудовании кабинетов, указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и неурочной учебной работе.
4. Культурный кругозор: начитанность школьника, широта его культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни, желание делиться своими знаниями по эстетической культуре с товарищами, художественные способности, имеющиеся у школьника, как они реализуются.
5. Общественная и трудовая активность школьников: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, стремление добровольно включаться в дела, заинтересованность в делах коллектива.
6. Состояние здоровья, физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Занятия в спортивных кружках и секциях, имеющиеся награды за разного рода спортивные достижения.
7. Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности, мещанства, честность, порядочность.
8. Взаимоотношения учащегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его отношение к товарищам, его место в коллективе класса.
9. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованием достоинств, работе над недостатками.
Характеристика ученика
Примерная структура характеристики учащегося общеобразовательной школы может иметь следующие составляющие:
1. Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).
2. Учение (способности и возможности, прилежание, результаты).
3. Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство,
перспективность).
4. Отношения с товарищами и учителями.
5. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность.
6. Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность).
7. Особенности памяти, речь, эмоции.
8. Успеваемость, интеллектуальное развитие (любимые предметы и нелюбимые предметы).
9. Круг чтения.
10. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно-полезному, по самообслуживанию).
11. Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллективе.
12. Отношение к родителям, учителям, сверстникам.
13. Отношение к себе: самокритичное, завышенная самооценка.
14. Участие в жизни класса, школы.
15. Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущественно общается школьник.
16. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.
17. Педагогические выводы и рекомендации.
Вне зависимости от того, по какому плану будет написана характеристика, важно помнить о недопустимости «навешивания ярлыков», об ответственности за свою позицию. Важно умение классного руководителя правильно выбрать меру в выражении своих эмоций.
Желательно побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, кроме того, если позволяют обстоятельства, выяснить мнение одноклассников.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Методическая тема самообразования как классного руководителя: «Изучение личноти учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию»
Планирование воспитательной работы в классе
Планирование воспитательной работы не ограничивается составлением плана воспитательной работы, как это часто, к сожалению, практикуется в школе.
Планирование – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
Планирование, необходимое в первую очередь учителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.
Планирование должно быть увлекательным для школьников и реализоваться в разных формах, например: «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел». Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые будут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы.
При составлении проекта плана совместной деятельности учащихся и родителей следует учитывать:
Деятельность родителей | Деятельность педагога-воспитателя | Деятельность учащихся |
Родительский комитет проводит опрос (анкеты, беседы) по следующим вопросам: Каким формам педагогического просвещения вы отдаете предпочтение? В каких делах класса вы хотите участвовать? | Изучение психолого- педагогичес- кой литературы, рекомендаций, передового опыта, знакомство с планом работы школы, общественных организаций. Педагогическая диагностика. Составление характеристики классного коллектива. Формулировка целей воспитательной работы. Отбор форм воспитывающей деятельности | Знакомство с планом работы школы. «Разведка полезных дел» (для учащихся младших классов); «мозговая атака» (для подростков); «аукцион полезных дел» (для старшеклассников) |
После опроса родителей и коллективного планирования можно провести совместное собрание родителей и учащихся.
Цель: разработка раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива».
Окончательный вариант коллективных дел заносится в план («Жизнедеятельность классного коллектива»). Затем проводится родительское собрание.
Цель: составление плана работы коллектива родителей.
Педагог оформляет раздел плана «Работа с родителями».
Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, педагог оформляет план воспитательной работы.
Структура плана воспитательной работы.
I. Характеристика классного коллектива:
• состав класса и его общая характеристика (количество учащихся – мальчиков, девочек; познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);
• сплоченность класса (на какой стадии развития находится, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе), ценностные ориентации;
• связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших товарищей, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы, микрорайона.
II. Воспитательные задачи.
III. Жизнедеятельность классного коллектива.
IV. Работа с родителями учащихся.
V. Индивидуальная работа с учащимися.
Подходы к оформлению плана воспитательной работы
Законы, нормы и правила школьной жизни
(для учащихся)
Эти правила предлагаются к обсуждению и к ним дописываются другие, предложенные участниками обсуждения, редактируются, исправляются и, при необходимости, изымаются те правила, которые покажутся неподходящими для данного коллектива.
1. Школа не может быть хорошей, если все ее обитатели не любят ее. любить свою школу – это значит по-доброму, уважительно относиться к детям и взрослым, быть готовым помочь родной школе и своим учителям, никогда ничего не ломать, вырастить в школе свой цветок и оставить о себе хорошую память.
2. Каждый учащийся независимо от возраста в любом случае должен быть готов помочь в учебе своему товарищу.
3. С раннего детства запрещается говорить плохое о людях, которые тебя окружают. Искать и поддерживать в каждом всяческие достоинства, не возноситься и испытывать радость от успеха каждого человека.
4. Брать от школы только хорошее.
5. Быть всегда открытым для счастья и доброты.
6. В школу нельзя приходить с кислым лицом. Помни: веселый человек лучше помнит, больше знает, ярче живет, никому не завидует и создает вокруг себя атмосферу удовольствия.
Следуй правилу, согласно которому юмор не должен мешать делу, и пусть юмор помогает жить другим.
7. Умей ставить цели, умей преодолевать лень, вялость и бессилие, умей добиваться успеха и не пасуй перед трудностями.
8. помни: дураков и без тебя хватает, а потому будь любознательным, старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить; если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.
9. Старайся всегда найти оригинальное решение любой проблемы, потому что нет большего удовольствия для человека, чем удовольствие от процесса и результата творчества.
10. Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.
11. Старайся развить в себе 11 умений, без которых трудно жить в XXI веке:
– много читать;
– слушать разнообразную прекрасную музыку;
– писать стихи, прозу, статьи, доклады;
– заниматься спортом посещать театр, концертные залы;
– научись разбираться в технике и водить транспортные средства;
– учись быть интересным рассказчиком;
– учись слушать других;
– стремись достигнуть наилучшего результата в том, что тебе интересно;
– умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.
12. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то и жизнь проспишь, и здоровье проешь.
13. Не будь навязчивым в общении, учись дружить и быть в дружбе верным.
14. Постарайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю.
15. Учись думать: возьми какую-нибудь мысль, тему, идею, проблему и думай до тех пор, пока не придумаешь интересное решение.
16. Старайся как можно глубже изучить свои достоинства и недостатки. Научись понимать, ощущать и чувствовать, как относятся к тебе люди.
17. Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека.
18. Постарайся понять и полюбить природу. Кто не любит животных, тот не любит себя.
19. Береги столовую своей школы.
20. Составь программу (проект) своей жизни и постарайся ее выполнять.
21. Научись быть красивым, опрятно одетым и привлекательным, поскольку все это зависит в большей степени от самого человека. Окружающие часто воспринимают нас такими, какими мы хотим себя видеть.
22. Если у тебя все валяется и ты ничего не можешь найти, то вряд ли этим можно хвастаться.
23. Скучный человек, поставивший себе правилом жить в бытовом однообразии, проживает только одну жизнь. Человек, ищущий впечатлений, красоты, добра, проживает много интересных жизней.
24. Страна, в которой не проявляют должного уважения к старикам и женщинам, никогда не будет великой.
25. Кто пишет много писем, обычно отличается высокой степенью грамотности.
26. Тренировать память интересно и полезно. Запомни как можно больше стихов, песен, прозы, историй, анекдотов.
27. Не обижай людей подозрением и недоверием.
28. Рассказывай одну и ту же историю много раз, каждый раз добавляя новые штрихи и повороты .
29. Дорожи одиночеством, не транжирь его, поскольку одиночество – это чудесное время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства себя.
30. Люби и умей создавать тишину, она залог мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.
31. Помни: дом славен гостями, научись их приваживать и принимать.
32. Умей готовить свои авторские блюда.
33. Научись понимать красоту цветов, камня, дерева.
34. Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.
35. Просыпайся утром с улыбкой, засыпай с удовольствием.
36. Каждый день хотя бы одно хорошее дело, хотя бы одна хорошая мысль.
37. Как стать грамотным: читай все, что видишь, пиши письма, записки, учи стихи и постоянно что-нибудь рассказывай другим, каждый раз изменяя свой рассказ.
38. Относись к другу, даже если дружба закончилась, с тем же высоким уважением, с которым относился к нему ранее.
39. Помни: есть геройство дьявольское – геройство разрушения, злобы, грубости, плоских шуток, пошлого пьянства, бессмысленного обжорства, соревнования в лени, и есть геройство божественное, в основе которого лежит неистребимое желание быть счастливым самому и нести счастье людям.
IV. РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ
Положение