Понятие и сущность бихевиоризма.
Бихевиоризм-от английского бихевиор-это направление в психологии человека и животных наука о поведении. Это поведение в психологии определившего облик американской психологии в 20-м столетии, который радикально преобразил всю систему представление психики. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием-психическими считались процессы, которые начинались и заканчивались в сознании. Возникла версия, что удаляя сознание, бихевиорист удаляет психику.
Важнейшими категориями бихевиаризма является стимул, который выражается в букве S-R под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды в том числе и реакция подкрепления в виде словестной или эмоциональной реакции окружающей среды.
Личные, субъективные переживания при это не отрицаются, но ставится в положение подчинённые.
Возник бихевиоризм во 2-й половине 20-го века. В России это понятие зародило в трудах И.Э. Сечина, Павлова. Заслуги бихевиоризма в том, сто он внёс сильный крор в научную сторону и ввёл объективный метод основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий.
Недостатки бихевиризма:
1.недоучёт сложности психической деятельности.
2.Излишне сближение психики животных и человека
3.Игнорирование процессов сознания и высших форм научения – творчество и научение личности.
Основные этапы развития бихевиоризма.
1-й этап развития бихевиаризма 20-й год прошлого столетия .
2. этап необихевиаризм -30-е годы получил своё развитие, связанна с именами Толмена и Халла и отмечена усложнением традиционной бихевиристской схемы за счёт ведения промежуточных ситуаций.
В России необихевиоризмс выразился в труде Андреевой, Богомолова, петровскойЛ.А. в труде «Зарубежная, социальная психология 20-го столетия».
39.Основные теории бтихевиоризма.
1.Толман и Халл заложили основы бихевиаризма и пришли к выводу, что научение не важно немедленное подкрепление.
2.Теория опирантного бихевиоризма, где подкрепляется не стимул, а поведение, где подкрепляется не стимул, а поведение который совершает субъект в данный момент и приводит к правильному результату.
3. теория социального научения-это анализ процесса социализации и факторов определяющих и направляющихприобретения социального опыта и норм поведения, основоположники Б. Скинер, ставили вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им, им впервые было внимание обращено к личности к осознанию своего Я. В теории подтверждается, что субъект играет разные роли , книга Эрика Берна «Люди , которые играют в игры ».
4. Теория социального обмена-базируется на принципе подкрепления на социальное взаимодействие между людьми, согласно этой теории социальное общение зависит от тех издержек и вознаграждений которые в неё включены. Эту теорию ещё называют справедливого обмена.
Теории психоанализа.
Основные теории бтихевиоризма.
1.Толман и Халл заложили основы бихевиаризма и пришли к выводу, что научение не важно немедленное подкрепление.
2.Теория опирантного бихевиоризма, где подкрепляется не стимул, а поведение, где подкрепляется не стимул, а поведение который совершает субъект в данный момент и приводит к правильному результату.
3. теория социального научения-это анализ процесса социализации и факторов определяющих и направляющихприобретения социального опыта и норм поведения, основоположники Б. Скинер, ставили вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им, им впервые было внимание обращено к личности к осознанию своего Я. В теории подтверждается, что субъект играет разные роли , книга Эрика Берна «Люди , которые играют в игры ».
4. Теория социального обмена-базируется на принципе подкрепления на социальное взаимодействие между людьми, согласно этой теории социальное общение зависит от тех издержек и вознаграждений которые в неё включены. Эту теорию ещё называют справедливого обмена.
Сущность понятия личности.
Человек – это то даёт ему его окружение, группа. Другая трактовка предполагает видение сущности как её особости и индивидуальности и каждая личность обладает исключительными качествами. Сущность личности не проявляется с момента рождения, личностью человек становится. Эриксон даёт стадии развития личности:
1.От 0 до 1 года – индивид приобретающий определённые черты.
2.От 1 до 3 лет - закладывается характер.
3.От 3 до 6 лет – подражание.
4.От 6 до 12 лет – становление личности.
5.От 12 до 14 лет – переходный возраст.
6.От 14 до 18 лет – становление личности.
7.21 год – кризис личности для женщин.
8.25 лет – кризис личности для мужчин.
9.30 – 35 лет – кризис среднего возраста для женщин.
10.40 лет – кризис для мужчин.
НЕ БЫВЫЕТ НЕКОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
Структура личности
1)Тип темперамента
2)Характер
3)Акцептуализация характера, заострение черт личности: эстероидная акцептуация(в патологии истерия), эпилептоид (любят пугать, в патологии паранойя), шизоидная (в патологии шизофрения).
4)Стадии разбития личности
42.Социальный статус личность.
Структура общества не однородность выполняемых людьми функций , предопределяет неравнозначность их соц-х позиций.
Каждый человек занимает определённую нишу, в зависимости от пола , возраста, и жизненного опыта.
Все его характеристики определяют статус.
Статус-это определённое положение человека в обществе.
Главным статусом является-его профессия, что определяет его положение общества.Виды статуса:1.Предписанный (прирождённый )2.Приобретенный статус3.Формальный статус4.Неформальный статус5.Генеральный
1.Статус человека
2.Член общества
Генеральный статус яв-ся фундаментом статусной позиции личности.
Все статусы находятся в строгой иерархии , что называется престижем .
Роль представляет собой динамический аспект статуса.
Социальная роль-это ожидание предъявляемая обществом к личности имеющий тот или иной статус. Это образец поведения человека, роль не зависит от самой личности и желаний и существует.
Типы карьеры.
Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным и профессиональным ростом.Типы и этапы карьеры.1)Профессиональная карьера – рост знаний,умений и навыков.Она идёт по линии специализации,углубление в одной выбранной профессии.Это называется горизонтальная карьера.Горизонтально человек может развиваться всё жизнь.За год человек может стать профессионалом,за 2 года асс.Вертикальная карьера – движение вверх по карьерной лестнице, статусное развитие.2)Внутри организационная карьера – связана с траекторией движения человека в организации,она может идти по линии вертикальной карьеры–должностной рост,а может идти по линии горизонтальной карьеры.3)Центростремительная карьера – связана с движение к центру организации.Этапы:1.Предварительный – возраст с 25 до 30 лет, характерен тем, что человек осваивает работу и развивает профессиональные навыки.Для него важна безопасность и социальное признание.2.Становление–с 30 да 45 лет.Это становление во всех аспектах-духовных и профессиональных. Особенности мотивации – социальное признание и самореализация.3.Движение – с 45 до 60 – характерна профессиональным развитием, социальное признание и самореализация.4.Завершение карьеры–60-65 лет. Подготовка к выходу на пенсию.5.Пенсионный период – выход на пенсию,занятие другими видами деятельности.Поиск самовыражения в новой сфере деятельности.
Выбор карьеры.1.Реалистический 2.Исследовательский3.Артистичный.4.Социальный.5.Предпринимательский.6.Конвенциальный.Клинов дает другую типологию:1)Человек – природа.2)Человек - техника.3)Человек – человек.4)Человек – знак.5)Человек – художественный образ.
Планирование карьеры.
Управление карьерой
Профессиональное развитие сотрудника является самым перспективным фактором нематериальной мотивации.Теория доктора Шейна выделяет 8 основных мотивационных ценностей в работе сотрудников–«карьерных якорей» и определяет для каждого якоря свою мотивацию.1якорь – Технико-функциональный.Проявляется в заинтересованности человека в развитии своей карьеры. Для руководителя это: создание возможностей для решения профессиональных задач,ставить новые задачи и продвигаться по карьерной лестнице.2якорь – Общее руководство.Проявляется в стремлении работника руководить и контролировать других.Мотивация-поручение управления каким-либо проектом.3якорь-Самостоятельность и независимость.Сотрудник стремящийся выполнять работу в своём стиле креативно и качественно.Мотивация-дать задание позволяющее действовать независимо при минимальном контроле,поручить вести какой-то свой проект.4 якорь-Чувство безопасности и стабильности.Мотивация – давать проекты,гарантирующие стабильность.5якорь–Предпринимательская жилка.Рационализаторский и творческий подход к делу.Мотивация – привлечение к разработке стратегии управления,предложить участи в проекте по созданию нового продукта.6 якорь – Стремление быть полезным и преданность делу.Работа имеет для него личное значение,любит учить и консультировать.7 якорь-Испытание сил.Такой сотрудник постоянно испытывает себя решая профессиональные и личностные проблемы. Мотивация-предлагать как можно более разнообразных задач, беседовать по выявлению интересов.8якорь – Стиль жизни.Для этого якоря характерно работа в соответствии со стилем жизни, выполнение обязанностей,не должно отнимать у них личное время. Мотивация – гибкий график работы, поручать такие работы, где четко обозначен начало и конец.Оценка работы по результатам а не по времени.
Характеристика группы.
Группа – это обособленная общность людей (от 2 и более) взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга, объединённых общими целями, интересами и деятельностью, и рассматривающих себя как единое целое.
Характеристика группы:
1)Структура.2)Статус.3)Роль.4)Нормы и ценности.5)Лидерство.6)Состав.7)Групповые процессы.8)Сплоченность группы.9)Конфликтность.
Структура – схема взаимоотношений в группе, основанная на статусно-ролевых, поло-возрастных характеристиках членов группы.
Статус – положение работника в группе. Бывает формальным и неформальным.
Роль – набор действий, поведений индивидуума, определяющийся его статусом.
Лидерство – способность влиять на других, влиять на принятие решений.
Групповые процессы – это процессы, организующие деятельность группы, принять групповое решение, обмен информацией и социальная поддержка.
Сплоченность – это стремление членов группы принадлежать к ней и выполнять обязательства перед группой.
Размер группы – это количество членов группы, входящих в её состав.
Стадии развития группы.
Группа – это обособленная общность людей (от 2 и более) взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга, объединённых общими целями, интересами и деятельностью, и рассматривающих себя как единое целое.
1) Стадия формирования. Стадия знакомства, притирки людей, взаимовыборы случайны, нет общих представлений о группе.
2)Бурление, конфликтность.
3)Становление норм – завершается формирование норм поведения. Всеми признаётся распределение ролей, возникает чувство товарищества и групповая сплоченность.
4) Выполнение работы – члены группы эффективно работают в соответствии с целями группы высокая сплоченность группы, четкое закрепление роли.
5)Расформирование группы – стадия характерная для временных групп, расформировываются после выполнения задачи. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.
Структура группы.
Группа – это обособленная общность людей (от 2 и более) взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга, объединённых общими целями, интересами и деятельностью, и рассматривающих себя как единое целое.
Структура группы связана с профессионально-квалификационными статусно-ролевыми и поло-возрастными характеристиками её членов. Выделяют следующие типы структур:1)Производственные группы – это группа занимающяся выполнением конкретных производственный заданий.2)Целевые или проектные.3)Функциональные – это группы, ориентированные на выполнение функций.4)Группы по интересам5)Постоянные и временные.6)Высокоразвитые и слаборазвитые группы.7)Референтные группы – группа к которой ты хотел бы принадлежать.8)Не референтные группы.
Ролевое поведение в группе – это фактическое поведение, детерминированное его статусом и соответствующее этому статусу социальной роли.Ролевые ожидания – это индивидуальные представления о том как сотрудники организации должны выполнять свои роли. Если эти ожидания не подтверждаются то происходит ролевой конфликт.
48. Ролевое поведение в группе.
Ролевое поведение -это фактическое поведение индивида детерминированное его статусом и соответствующей этому статусу социальной ролью.
Ролевые ожидания-индивидуальные представления о том, как сотрудники организации должны выполнять свои роли. Если эти ожидания не подтверждаются, то происходит ролевой конфликт.Ролевой конфликт-конфликт,связанный с выполнением индивидом одной или нескольких ролей несовместимых друг с другом или с характеристиками индивида. Выделяют :интерролевой конфликт-конфликт между ролями , часто содержащими несовместимые обязанности.Интроролевой-в рамках из несоответствия между требованиями роли и внутренними установками личности. Следствием ролевого конфликта является ролевое напряжение, ощущение психологического дискомфорта от неопределенности или неясности роли. Неясность роли-недостаточная четкость построения роли, выражающаяся в неопределенности содержания работы и способов ее осуществления.Преимущества и недостатки групповой работы.
Преимущества-групповая работа способствует рождению идей, возможность объединения в группе специалистов со специфическими навыками и знаниями; группа-средства снижения проф автономии; повышение гибкости, оперативности и качеств арпинемаемых решений; группа способствует индивидуальному развитию.
Недостатки- потеря времени ; чрезмерные затраты; поляризация; групповое единомыслие; доминирование одного из членов группы , разделение ответственности.