Конфликты в личной жизни сотрудников
Личные проблемы сотрудников становятся проблемами руководителя, если они затрагивают производительность сотрудника, его здоровье и интерес к работе.
В отношении организации личностный конфликт может быть трех типов:
- конфликт выбора из 2-х или более альтернатив, каждая из которых интересна и привлекательна (например, два разных места работы).
- конфликт выбора наименьшего зла и 2-х или более вариантов, каждый из которых нежелателен. Любая альтернатива вызывает сопротивление.
- конфликт противоположного восприятия одной и той же ситуации (хорошая работа, но в другом городе).
Информацию о конфликте чаще всего получают из третьих рук. Игнорировать эту информацию нельзя, но надо опасаться искажения. Причины искажения:
- Третье лицо может действовать предвзято (можно преднамеренно очернить или обелить человека).
- Третье лицо может находиться под давлением предубеждений (непроизвольное искажение).
- Третье лицо может быть склонно к преувеличению.
- Информатор может стремиться к тому, чтобы польстить самому себе.
Поэтому если начинать разговор с сотрудником, пользуясь информацией третьих лиц, то можно встретиться с мощным отпором, и деловая основа будет потеряна.
Сотрудника могут “выдать” следующие отклонения от обычного поведения:
- заметно снижается заинтересованность всегда трудолюбивого сотрудника.
- работник становится критически настроенным ко всему, в том числе к самому себе.
- повышается “температура” его реакций.
- сотрудник пребывает в плохом настроении и отказывается от общения.
- он делает много мелких ошибок, становится невнимательным, не может сосредоточится.
- начинает выпивать, в том числе и в рабочее время.
- начинает в большом количестве принимать лекарства.
(перечень далеко не полный)
Реакция руководителя должна быть очень корректной. Сотрудник должен ощущать вашу готовность помочь и осознать, что конфликт – это часть жизни, и его вполне возможно разрешить.
В процессе разговора надо обращать внимание на ряд вопросов:
· надо показать сотруднику, что он вам интересен, и что к его проблемам вы относитесь серьезно.
· “просигнализируйте” ему, что его проблема не выйдет из помещения, где проходит беседа.
· покажите, что его проблема рассматривается не как его вина.
· дайте сотруднику выговориться, не перебивайте его.
· вместе с сотрудником ответьте на вопрос, насколько велика проблема. Проблемы часто воспринимаются намного глубже, чем они того заслуживают. Цель такого разговора – оказать помощь для развития у сотрудника как бы “самопомощи”. Сотрудник должен самостоятельно решать проблему. Такой подход не ставит сотрудника в положение благодарящего, и обеспечивает сотрудничество в дальнейшем.
В организации конфликтные ситуации можно существенно снизить, если применять так называемые “структурные методы”:
- Разъясняйте требования к работе. Руководитель должен разъяснять, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника или подразделения, а также: полномочия, ответственность, порядок прохождения информации и т.д.
- Применение координационных и интеграционных механизмов. Самый простой из них – это использование иерархии. Суть – конфликты между двумя или более сотрудниками можно избежать, если передать решение вопроса их общему начальнику. Под интеграцией понимается применение межфункциональных групп, целевых подразделений и совещаний между отделами.
- Установление общеорганизационных комплексных целей. Для осуществления таких целей требуется усилия многих сотрудников, и достигается слаженная работа персонала.
- Совершенствование структуры системы вознаграждения. Эта система должна вознаграждать людей за достижение общеорганизационных целей и не поощрять неконструктивного поведения.
5.4. Контрольные вопросы по теме
1. Формальные и неформальные организации.
2. Эффективность группы.
3. Формы власти и влияния
4. Лидерство.
5. Типы и причины конфликтов
6. Методы разрешения конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 2-е изд.- М., Дело, 2004. - 800 с.
- Цыпкин Ю.А. и др. Менеджмент. М., 2005. - 442 с.
- Лысов О. Е. Основы менеджмента. Учеб. пособие / СПбГУАП. - СПб., 2001. - 135 с.
- Менеджмент: Учебник. /Под ред. Ф. М. Русинова и
М. Л. Разу. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000.- 504 с
5. Виханский О. С., Наумов Л. И. Менеджмент: Учебник.- М.: «Фирма Гардарика», 2000. - 380 с.
6. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Учеб. пособие: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 272 с.
7. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А. ж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.- 928 с.
8. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Кайтуревского. - СПб.: Питер, 1999. - 816 с.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник/ И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 499с.
10. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник/ В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2007. - 306с.
11. История менеджмента: Учеб.пособие/ А.И. Кравченко. - М.: Академический проект: Мир, 2007. - 556с.
12. Дафт Р. Р. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
1. Организация как объект управления | |
1.1. Необходимость организации | |
1.2. Общие характеристики организации | |
1.3. Внутренняя и внешняя среда организации | |
1.4. Контрольные вопросы по теме | |
2. Развитие взглядов на менеджмент | |
2.1. Одномерные учения об управлении | |
2.2. Синтетические подходы к управлению | |
2.3. Контрольные вопросы по теме | |
3. функции менеджмента | |
3.1. Стратегическое планирование | |
3.2. Организация | |
3.3. Мотивация | |
3.4. Контроль | |
3.5. Контрольные вопросы по теме | |
4. Связующие процессы | |
4.1. Коммуникации | |
4.2. Принятие решений | |
4.3. Контрольные вопросы по теме | |
5. Управление группой | |
5.1. Управление неформальной организацией | |
5.2. Власть и влияние. Лидерство. | |
5.3. Управление конфликтами. | |
5.4. Контрольные вопросы по теме | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
Библиографический список |