Особенности организационной культуры в зарубежных и международных организациях
Качества российского работника. Стили управления в международных организациях. Влияние национальных традиций и менталитета на корпоративную культуру. Особенности стилей управления в США, Латинской Америки, Скандинавии, Японии, стран Европы, Индии и др.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОРТОБИОТИКА
Понятие, задачи и основные категории ортобиоза. Работоспособность человека и факторы её определяющие. Профессиональная дезадаптация и её преодоление. «Работоголизм» и его последствия. Синдром профессионального выгорания. Стресс и стрессовые ситуации. Прогнозирование и диагностика факторов стресса в организации. Стратегии управления стрессами в организации. Офисные заболевания. Основы психогигиены.
Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Приступая к изучению данного предмета, необходимо помнить о его синтетической междисциплинарной природе. Есть два равноценных подхода к организационному поведению. С одной стороны, категория «поведение» – это объект академической и прикладной психологии; с другой – исходной категорией является «организация» как объект управленческой науки.
Общим в двух подходах является то, что эти два вектора имеют одно направление – эффективность организации. А их ценность зависит от того, насколько корректно и полно в одном случае учитываются обстоятельства организации, а в другом – сущность и особенности человеческого поведения вообще.
Главное внимание при изучении дисциплины необходимо сосредоточить на теориях организации коммуникативных процессов; мотивации деятельности; управления групповой эффективностью; лидерства; развития личности в организации и её социальных ролей; управления организационным поведением в кризисных ситуациях; социально-профессиональной адаптации личности в организации; социально-психологических аспектах работы в группе.
Отталкиваясь от «классической» и современной проблематики дисциплины, необходимо учитывать, что в России много уникальных особенностей в историческом и геополитическом плане, и мы пока ещё недостаточно интегрированы в мировое культурно-экономическое пространство, поэтому нельзя искусственно «прививать» зарубежный опыт на нашу действительность. И здесь будет целесообразным изучение отечественных разработок, которые уже небезуспешно внедряются в классический опыт мировой науки.
Необходимо осваивать методы диагностики партнёров коммуникации, прогнозирования поведения людей в организации; изучать и применять на практике техники аналитического и эмпирического исследования механизмов управления поведением подчинённых и своим собственным; развивать психологическую культуру, целостное и, вместе с тем, многоаспектное организационное мышление.
Основными видами учебной деятельности здесь являются: лекции, семинары, практические занятия, практические работы и самостоятельные занятия, которые должны носить проблемно-деятельностный характер.
Самостоятельная работа должна быть направлена на углубленное изучение первоисточников по организационному поведению, литературы социально-психологической области знаний, конфликтологии, педагогики и других смежных областей. Необходимо уделять внимание практическому применению полученных теоретических знаний, изучению реальных ситуаций и проблем организационного поведения.
Раздел 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Охарактеризуйте основные признаки организаций: наличие целей; организационная культура; организационная структура; постоянное взаимодействие с внешней средой; использование ресурсов, границы существования.
2. Классифицируйте организации в зависимости от способа социальной организации, формы собственности, отношения к прибыли, характера потребностей клиентов.
3. Укажите факторы, влияющие на организационное поведение.
4. Назовите основные принципы формирования корпоративной культуры.
5. Дайте определение группе, назовите типы групп.
6. Охарактеризуйте следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация, социальная леность, групповая поляризация, деиндивидуализация, огруппление мышления.
7. В чем преимущества и недостатки работы в группе?
8. Какие факторы, влияют на групповую сплоченность?
9. Объясните понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
10. Охарактеризуйте понятия «мотивация» и «стимулирование деятельности».
11. Охарактеризуйте основные формы психологического воздействия групповых структур на личность:заражение, подражание, внушение, убеждение.
12. Дайте характеристику следующим социально-психологическим феноменам поведения личности в группе: установки личности; конформизм; негативизм; ригидность; коллективизм; фрустрация.
13. Охарактеризуйте критерии адаптации индивида в группе.
14. Какие источники и типы власти вы знаете?
15. Дайте характеристику понятий «формальное» и «неформальное лидерство».
16. Охарактеризуйте автократический, либеральный и демократичный стили руководства.
17. Назовите основные особенности поведения успешного руководителя.
18. Охарактеризуйте критерии эффективности управления в организации.
19. В чём заключаются особенности поведения успешного руководителя?
20. Объясните понятие «трансформирующее лидерство».
21. Дайте характеристику следующим составляющим управленческого потенциала руководителя: интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность, конфликтность.
22. Какие невербальные и вербальные средства общения вы знаете?
23. В чём сходство и различие формального и неформального общения?
24. Охарактеризуйте векторы каналов коммуникации и направленность общения в организации.
25. Охарактеризуйте языковые, невербальные и бытовые проявления людей с основным Vis-м, Kin-м, Aud-м и Dis-м каналами восприятия информации.
26. Охарактеризуйте рефлексивный и нерефлексивный стили слушания.
27. Дайте понятия «толерантность», «границы толерантности» в деловом общении.
28. Назовите основные манипулятивные уловки в общении и приёмы их нейтрализации.
29. Охарактеризуйте «работоголизм» и его последствия.
30. Назовите факторы, влияющие на работоспособность человека.
31. Назовите основные правила психогигиены личности и группы.
Раздел 7. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Миссия и цели организации (основные теории).
2. Классификация формальных и неформальных организаций (основные теории).
3. Сущность и признаки организации (основные теории).
4. Структура организации (основные теории).
5. Функции организации (основные теории).
6. Подходы к оценке эффективности организации и эффективность организационного поведения.
7. Анализ и прогнозирование организационного поведения.
8. Девиантность организационного поведения (основные теории).
9. Типология организационной культуры.
10. Организационно-культурные регуляторы поведения.
11. Корпоративная культура организации.
12. Морально-этические нормы организационного поведения.
13. Духовно-нравственные основы формирования организационного поведения.
14. Теории жизненных циклов организации и их значение для организационного поведения.
15. Поведение в организации и показатели её работы.
16. Управляемость и контроль в организации.
17. Соотношение понятий «группа», «коллектив», «команда» (основные теории).
18. Соотношение понятий «толпа» - «масса» - «публика» (основные теории).
19. Типы групп их структуры (основные теории).
20. Разновидности групп в организации и их характеристики (основные теории).
21. Теории формирования групп.
22. «Хоторнские эксперименты» и их вклад в изучение неформальных групп на производстве.
23. Характеристика внешней и внутренней среды группы и их влияние на организационное поведение (основные теории).
24. Факторы, влияющие на групповую сплочённость (основные теории).
25. Отношения внутри групп (основные теории).
26. Взаимоотношение личности и группы в организации (основные теории).
27. Теории поведения человека в организации.
28. Ролевое поведение в организации (основные теории).
29. Роли и статусы личности в организации (основные теории).
30. Механизмы влияния индивидуальных различий личности на продуктивность работы организации.
31. Источники различий в характеристиках личностей (основные теории).
32. Типы личности и их отношение к профессиональной деятельности (типы личности и профессия).
33. Типология и характерология личности в организационном поведении.
34. Индивидуальная эффективность личности в организации (основные теории).
35. Значение и функции установок личности в организационном поведении.
36. Взаимодействие с «трудным» руководителем.
37. Взаимодействие с «трудным» подчиненным.
38. Подготовка к интервью (собеседованию) при устройстве на работу.
39. Природа власти (основные теории).
40. Соотношение понятий вожак – лидер – руководитель.
41. Самые известные управленцы прошлого и современности.
42. Теории лидерства.
43. Стили руководства (основные теории).
44. Эффективные и деструктивные стили руководства.
45. Менеджмент и формирование рабочих команд.
46. Модификация поведения в организации как управленческая задача.
47. Критерии эффективности управления в организации (основные теории).
48. Особенности поведения успешного руководителя.
49. Санкции руководителя.
50. Культура речи руководителя.
51. Теоретические модели мотивации и их значение для управления поведением.
52. Общая и трудовая мотивация личности (основные теории).
53. Проблема мотивации в организационном поведении.
54. Коммуникационные процессы в организации (основные теории).
55. Коммуникативная компетентность менеджера.
56. Структура и стили коммуникаций в организации (основные теории).
57. Формальные и неформальные отношения в организации.
58. Организация эффективного взаимодействия партнеров коммуникации.
59. Организация и проведение деловых переговоров.
60. Анализ невербального языка коммуникации.
61. Психологические уловки в общении и их нейтрализация.
62. Скрытое управление.
63. Конфликт и его созидательные возможности.
64. Управление конфликтной ситуацией.
65. Адаптация молодого специалиста в коллективе.
66. Социализация и профессиональная адаптация в организации.
67. Управление деловой карьерой.
68. Преданность организации и карьера.
69. Удовлетворённость трудом и преданность организации.
70. Кадровая политика в организации.
71. Влияние изменений в организации на поведение её членов (основные теории).
72. Проектирование и развитие карьеры в организации.
73. Профессиональный отбор и расстановка кадров в организации.
74. Соотношение понятий «работоспособность», «трудолюбие», «работоголизм».
75. Профессиональная дезадаптация (основные теории).
76. Стрессоустойчивость и синдром сгорания на работе.
77. Стресс в работе руководителя.
78. Стратегии управления стрессами в организации.
79. Прогнозирование и диагностика факторов стресса в организации.
80. Управление организационным поведением в кризисных ситуациях.
81. Формирование имиджа фирмы.
82. Влияние национальных традиций и менталитета на корпоративную культуру.
83. Национальные особенности организационной культуры в Австралии; в Англии; в Германии; в Индии; Канаде; в Китае; в Латинской Америке; в странах Африканского континента; в странах ближнего зарубежья; в США; во Франции; в Японии и др.
Раздел 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учебник для вузов / Алиев В.Г., Дохолян С.В.; Минобразование РФ, учеб.-метод. объед вузов России по обр. в обл. менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО, изд-во «Экономика», 2004. – 310 с.
2. Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. – 256 с.
3. Доблаев В.Л. Организационное поведение: учебное пособие / В.Л.Доблаев. - М.: ЗАО Издательство «Дело и Сервис», 2006.–416 с.
4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2002.–220 с.
5. Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. Пособие для студентов вузов / А.М.Сергеев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.
Дополнительная:
1. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000. – 320 с.
2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. М.: Инфра-М, 2000.
3. Громкова М.Т. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент. СПб.: Питер, 2002.
5. Доблаев В.Л. Организационное проектирование // Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.
7. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. Для вузов. 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 720 с.
8. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Флинта ФМПСИ, 2000.
9. Камерон К. Куин Р. Диагностика и измерение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.
10. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по спец. «Менеджмент». – М.: Изд-ая гр-па НОРМА-ИНФРА-М,1999. – 528 с.
11. Ковалёв С.В. НЛП эффективного руководства. Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 252 с.
12. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.
13. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. М.: Дело, 2003.
14. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. - 4-е изд. – М.: «Ось-89», 2000. – 240 с.
15. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999.
16. Лютенс Ф. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: ИНФА-М, 1999.
17. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.
18. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы и статистика, 1998.
19. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.
20. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.
21. Организация и её деловая среда / В.Г.Смирнова, Б.З.Мильнер, Г.Р.Латффулин и др. – М.: Инфа-М, 2000.
22. Организационное поведение. Хрестоматия. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрак-М», 2006 . – 752 с.
23. Первин Л., Джон о. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000.
24. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.
25. Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
26. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: (Азбука психологии).
27. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 200 с.
28. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000.
29. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб., 2001.
30. Холл. Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2000.
31. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000.
32. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2000.
33. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. – М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. – 295 с.
34. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология.– М.: Народное образование,1999. – 432 с.
35. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 184 с.
36. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………..…. 3
Раздел 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………..…..… 7
Раздел 3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.......…… 9
Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Распределение времени по темам ……….………...……...……..…..……. 10
4.2 Содержание тем дисциплины …………………..…………….…………… 11
4.3 План семинарско-практических занятий и работ …..……...….….……… 15
Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………...……………………………….…………….…….….21
Раздел 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ………………………………………………23
Раздел 7. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ…………………………………………………25
Раздел 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА....………..…….……….….… 29
Бузмакова Тамара Ивановна, к. п. н., доцент.
Организационное поведение.
Учебная программа.