Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях

Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Много­численными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие принципы культуры предприятий нахо­дятся в прямой зависимости от культуры окружающей среды.

В 60—80 годах XX столетия были проведены значительные исследования, доказавшие определяющую роль национально-госу­дарственного и этнического факторов в становлении и функциони­ровании культуры предприятий.Наиболее крупные исследования в этой области были осуществлены голландским ученым, профессором антропологии организаций в университетах Лимбурга и Маастрихта Г. Хофштеде с 1960 по 1980 годы в 70 странах мира. В ходе исследова­ний Г. Хофштеде опросил более 60 000 респондентов об удовлетво­ренности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих внутри трудового процесса, о жизненных це­лях, верованиях и профессиональных предпочтениях. На основании анализа результатов исследований Г. Хофштеде пришел к выводу, что индивид получает из своей национальной культуры в форме фун­даментальных ценностей серию установок. Эти установки действуют во всех сферах жизнедеятельности индивида, в том числе и в произ­водственных организациях.

Признание определяющей роли национально-государствен­ного и этнического фактора на культуру организаций привело к то­му, что в современной социологической литературе получили до­вольно широкое распространение типологии организационных культур по национально-государственному признаку.В основе этих типологий лежат важнейшие ценностные ориентации и веро­вания,характерные для тех или иных национально-государствен­ных образований и этнических общностей. Эти ценностные ориен­тации и верования напрямую связываются с господством в данном обществе той или иной разновидности религии. Культуру предприятий США чаще всего связывают с протестантской этикой, культуру предприятий Японии с буддийской этикой, культуру России с православной этикой и т. д.

Национально-государственный фактор, культура общества, в котором живет и действует персонал предприятий, играет важную роль в становлении организационной культуры. Однако, как было показано ранее, само предприятие выполняет культурно-творческую функцию, создает ценности, символы, значения, кото­рыми вдохновляется и руководствуется персонал. Исходя из этих установок, французскими социологами Р. Блейком и Ж. Мутоном была предложена типология культуры предприятий на основе ценностной ориентации этой культуры. По их мнению, в культурах предприятий возможно два основных вектора ценностных ориентаций: первый—ориентация на продукцию, эффективность и эко­номический результат; второй — ориентация на личность, удов­летворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и спо­собностей.

В соответствии с этими ориентациями, по мнению французских социологов, возможно существование четырех основных типов культур: 1) самая жизнеспособная соединяет сильную ориентацию

на личность с сильной ориентацией на экономическую эффективность; 2) самая нежизнеспособная соединяет слабую ориентацию на личность со слабой ориентацией на экономическую эффективность;

3) промежуточная соединяет сильную ориентацию на личность и слабую на экономическую эффективность; 4) промежуточная со­единяет сильную ориентацию на экономическую эффективность и слабую ориентацию на личность.

Крупнейший американский специалист по проблеме ме­неджмента и социологии организаций И. Оучи предложил свой ва­риант типологии организаций, которые базируются на различиях в регуляции взаимодействий и отношений. По Оучи, существуют три наиболее распространенных типа культуры предприятий: ры­ночная, бюрократическая и клановая. Рыночная культура базиру­ется на господстве стоимостных отношений. Руководство и персо­нал такого типа организаций ориентируются, главным образом, на рентабельность. Эффективность деятельности того или иного под­разделения и сотрудников определяется на основе стоимостных показателей, связанных прежде всего с издержками производст­ва. Предприятие с культурой данного типа основное внимание уде­ляет проблеме снижения издержек производства. Рыночные ме­ханизмы довольно эффективны, и предприятия с данным типом культуры могут довольно длительное время функционировать нормально.

Бюрократическая культураосновывается на системе влас­ти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предпри­ятия в форме правил, инструкций и процедур.Источником власти в данной организации является компетентность. Данная культура эффективна в стабильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. В ситуации возрастания неопределенности, в моменты кризиса ее эффективность падает.

Клановую культуру И. Оучи рассматривает не как альтер­нативную первым двум культурам, а как их дополнение. Этот тип культуры может существовать как внутри рыночной, так и внутри бюрократической культуры. Клановая культура распространяет­ся в неформальных организациях. Клан формируется на основе ка­кой-либо разделяемой всеми его членами системы ценностей. Эта система ценностей не навязывается извне, а создается самой орга­низацией. Поэтому она более адаптивна к изменяющимся ситуаци­ям. В отличие от правил и инструкций, ценности не строго регла­ментируют действия, а лишь направляют их в определенное русло и это создает большую степень свободы поведения, а значит, и адап­тации к изменяющимся условиям. Власть в организациях с данного типа культурой получается в силу личностных преимуществ, либо в кредит от других руководителей организации.

Теперь, хотя бы кратко, необходимо сказать о состоянии ор­ганизационной культуры на предприятиях современной России. При этом необходимо ответить на вопрос: в какой мере применим в нашей стране опыт передовых компаний мира? Отвечая на этот вопрос, прежде всего следует отметить, что культура предприя­тия как необходимый компонент его функционирования была присуща нашим отечественным предприятиям на протяжении всей истории хозяйственной деятельности. Более того, следует признать, что в советский, социалистический период на предпри­ятиях СССР была развита довольно сильная организационная культура. В условиях «уравниловки» в оплате труда внедрению так называемых «моральных стимулов к труду» в СССР придава­лось огромное значение. Почти каждое значительное предприятие имело и имеет до сих пор «Музей трудовой славы», в котором на­глядно воспроизводится вся его славная история, экспонируются наиболее важные достижения. По заказам предприятий журна­листами писались книги об его истории, практически во всех под­разделениях вывешивались стенды, демонстрирующие историю и основные достижения этих подразделений. Особенно активно та­кие действия проводились в связи с юбилейными датами в жизни страны или предприятия. Огромную роль в так называемом мо­ральном стимулировании играло социалистическое соревнование. Подведение итогов этого соревнования сопровождалось соответ­ствующим оформлением «Доски почета», вручением соответству­ющих значков, переходящих знамен и вымпелов. Имели широкое распространение и обряды посвящения, проводов и т. д., попытки проведения совместных праздников и других форм неформально­го общения людей с различным положением в иерархии предпри­ятий и т.д.

Хотим еще раз подчеркнуть, что вся совокупность этих ме­роприятий, знаково-составляющая культура советских социалис­тических предприятий была довольно эффективна. Она формиро­вала у сотрудников чувство общности, гордость за принадлежность к тому или иному славному коллективу, стимулировала реализа­цию их сил и способностей. И это тот важный культурный капитал, которым располагают предприятия современной России. Совре­менные руководители предприятий, их коллективы могут и долж­ны в довольно большой мере использовать достижения «советского менеджмента», культуры предприятий советского периода.

Но здесь имеется одна очень серьезная проблема. Культура предприятий советского периода, как и вся общественная жизнь в условиях СССР, была сильно идеологизирована. Можно даже утверждать, что все, что связано с «моральными стимулами» со­ветского периода, ориентировано, прежде всего, не на формирова­ние культурной общности данного предприятия. Формирование такой общности имело побочное значение. Главное содержание всех этих знаково-символических мероприятий и инструментов было нацелено на пропаганду тоталитаристских установок в духе коммунистической идеологии. Задача состояла в воспитании со­ветского патриотизма, а не патриотизма предприятия. Работа на благо государства как собственника предприятия представлялась как главная ценность.

В настоящее время на предприятиях, как и во всей стране, утрачены многие прежние ценностные ориентации, а новые ценно­сти не смогли еще установиться в общественном и личном сознании. Идет активный поиск этих ценностей, путей и методов ценностной переориентации всей жизнедеятельности людей, в том числе и в их производственной деятельности. И формирование новой организа­ционной культуры, культуры предприятий возможно только тогда, когда будут прояснены и получат широкое распространение новые ценности, выражающие демократические ориентиры обществен­ной жизни и рыночную направленность развития экономики.

При становлении этой новой культуры на базе новых ценно­стей российские предприниматели, без сомнения, должны учиты­вать опыт передовых западных стран, достижения их культуры. Но. в то же время они должны четко понимать, что перенос этой культуры на нашу российскую почву далеко не всегда бывает эф­фективен. Культура предприятий, как это будет показано ниже, опирается на культуру общества в целом, на его культурную исто­рию. Россия — страна с богатой культурой, в том числе и культурой предпринимательской деятельности. И возрождение культуры на отечественных предприятиях, в том числе и всех элементов куль­туры предприятий советского социалистического периода на базе Новых ценностных ориентации, принесет большую пользу разви­тию экономики, существенно улучшит социально-психологичес­кий климат нашего общества.

ЛИТЕРАТУРА

Гасьнов В. Н. Социальные проблемы взаимодействия в международных организационных системах. —М,,МНИИПУ, 1989.

Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. —1993. № 7.

Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы

М.,1984.

Питере П., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших

компаний. — М., 1986.

Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и

управления, —Воронеж, 1995.

Рюттенгер Р. Культура предпринимательства. — М., 1992.

глава 5

массовая и элитарная культура

Наши рекомендации