Коммуникации в организациях и современные информационные технологии организационной культуры.

Коммуникации - передача и обмен информацией социального опыта. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передаётся, и то, как это «что» передаётся. Для того, чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Различают следующие виды коммуникаций: по степени передачи: вербальные (устная, письменная) и невербальные (язык жеста); по степени распространения: интимные межличностные, межгрупповые, массовые (передача и обмен информацией социального опыта для больших групп с помощью технических средств); по сфере общения: политические, экономические, международные.

В управлении принята следующая типология коммуникаций: между организацией и внешней средой, между подразделениями, внутри подразделений по уровням производства и управления, межличностные, неформальные.

В управленческой деятельности информационные потоки подразделяются на: горизонтальные (характеризуется совещательностью) и вертикальные (подразделяется на восходящие (приказ, команда) и низходящие (обратная связь); внешние и внутренние; на бумажном носителе, информационных технологиях (электронный документооборот, электронная подпись), при контакте.

Выделяют четыре базовых элемента коммуникации: отправитель информации; сообщение-содержание информации; канал передачи информации; получатель-адресат информации. В процессе передачи информация от отправителя к получателю сообщение может быть искажено или даже полностью утрачено. Этапы коммуникации: разработка идеи, кодирование, выбор канала, передача и декодирование.

Организационная культура, являясь одним из составляющих элементов внутренней среды организации, формируется управлением в значительной мере в зависимости от того, насколько эффективен обмен информацией между работниками. От уровня применяемых информационных технологий зависит и решение вопросов, связанных с поддержанием развитием организационной культуры.В организации могут использоваться такие современные информационные технологии: гипертекст, машинная графика, телекоммуникационные методы доступа, структурно - ориентированные технологии, мультимедиа.

1. Гипертекст. Технология позволяющая работать с большими объектами понятийной информации. Актуальность и значимость гипертекста возрастает в эпоху качественных преобразований. Полезность этой технологии проявляется при создании новой целостной социально - экономической концепции и необходимости уверенности в соответствии нормативно - правовых документов, основным принципам развития.

2.Графика. Накопление знаний о мире, решение задач возникающих перед специалистами, возможны двумя способами: алгебраическим и геометрическим. Алгебраический - позволяет использование на практике алгебраических моделей, которые опираются на идею символьных преобразований. Геометрический - генерирует у человека определенные ассоциации, с помощью которых формируются интеллектуальные подсказки.

3. Телекоммуникации. В последнее время активно внедряются компьютерные системы общественного доступа: коммерческие базы данных; системы электронных бирж; системы удаленной обработки информации; средства предоставления информационных и других видов услуг.Основными формами реализации этих систем локальные сети и телекоммуникационные системы.

4. Мультимедиа. Интерактивная система, обеспечивающая работу с текстами, анимационной компьютерной графикой, речью и высококачественным звуком.

5. CASE-технологии. Первоначальное определение термина CASE - компьютерная разработка программного обеспечения. Большинство существующих CASE-систем ориентировано на автоматизацию проектирования программного обеспечения и основано на методологиях структурного программирования. Эти методологии используют спецификации в виде диаграмм или текстов для описания системных требований.

Нельзя недооценивать роль современных информационных технологий в развитии организационной культуры, потому что именно свободный доступ к информации характеризует сильную оргкультуру, которая и отличается от слабой культуры тем, что работники чувствуют частью коллектива, имеющего общие ценности и стремления.

86.Обучение персонала: принципы, методы, формы и виды. Организационно-правовые основы подготовки и переподготовки кадров государственной гражданской службы.

Важнейшим фактором эффективной работы предприятия является своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, что способствует обширному диапазону их теоретических знаний, практических умений и навыков. Планирование обучения персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда.

Принцип обучения: непрерывность. Формы обучения: очная, заочная, вечерняя. В практике сложилась две формыобучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий; смена рабочего места (ротация); направленное приобретение опыта; производственный инструктаж; использование работников в качестве ассистентов; метод делегирование (передачи) части функций и ответственности. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются: чтение лекций; проведение деловых игр; разбор конкретных производственных ситуаций; проведение конференций и семинаров; формирование групп по обмену опытом; создание кружков качества.

Следует различать три вида обучения: профессиональная подготовка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка

Профессиональная подготовка кадров для федеральной гражданской службы и для гражданской службы субъектов РФ осуществляется в образовательных учреждениях высшего и среднего специального профессионального образования в соответствии с ФЗ. Заключение договора между государственным органом и гражданином на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе. В рамках указанного договора на обучение, а также по согласованию образовательного учреждения с государственным органом в этом государственном органе осуществляются практика и стажировка обучающихся. Координация подготовки кадров для федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ осуществляется соответствующим государственным органом по управлению государственной службой.

Профессиональная переподготовка гражданского служащего проводится в целях замещения им иной должности гражданской службы, требующей иных профессиональных знаний, при существенном изменении условий служебного контракта и должностного регламента гражданского служащего, при переводе в иной государственный орган и при ротации гражданских служащих в государственном органе или между государственными органами. Переподготовка осуществляется в соответствующем образовательном учреждении по установленным государственным стандартам и учебным программам и завершается сдачей экзамена, по результатам которого выдается диплом установленной формы. В зависимости от группы и категории должности гражданской службы, а также от формы переподготовки гражданского служащего устанавливаются сроки переподготовки от трех до шести месяцев. Конкретные сроки и формы переподготовки определяются представителем нанимателя. На период переподготовки за гражданским служащим сохраняются денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы, а также другие социальные гарантии. Гражданскому служащему, направленному на переподготовку, государственным органом, в котором он замещает должность гражданской службы, и образовательным учреждением создаются надлежащие условия для обучения, а также возмещаются за счет средств государственного органа связанные с обучением расходы.

Повышение квалификации или стажировка гражданского служащего проводятся периодически, но не реже одного раза в три года, а также в случаях принятия представителем нанимателя решения: 1) о назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; 2) о включении гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; 3) о направлении гражданского служащего на повышение квалификации по результатам его аттестации. Повышение квалификации или стажировка завершается сдачей тестовых испытаний или экзамена по установленной форме с последующей выдачей свидетельства об успешном завершении повышения квалификации и стажировки. Успешная сдача тестовых испытаний является преимущественным основанием для включения в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения должности гражданской службы. Повышение квалификации может осуществляться: непосредственно в государственном органе; в образовательном учреждении; в иной организации, в том числе за рубежом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2001г. № 109, государственный заказ представляет собой задание по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих на календарный год. В последние годы разработана концепция государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, соответственно которой размещение государственного заказа среди образовательных учреждений должно осуществляться на конкурсной основе, а в качестве заказчиков выступают федеральные органы государственной и региональной власти. Концепцией определены также периодичность и сроки обучения в зависимости от его форм и видов, механизмы финансирования затрат на обучение федеральных государственных и муниципальных служащих из федерального бюджета. Объем и структуру госзаказа на обучение утверждает Правительство РФ

Содержание категории «инновация». Классификация инноваций в Российской Федерации.

Под инновацией (нововведением) понимается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновации характеризуются более высоким техническим уровнем, новыми потребительскими качествами товаров или услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие инновации применяется ко всем новшествам, как в производственной, организационной, финансовой, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающих экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Поэтому понятие инновации шире, чем понятие нового продукта. Специфического содержания инновации оставляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения, непременными свойствами инновацией является научно-техническая новизна и производственная применимость, а также коммерческая реализуемость.

Виды:

1. по причинам возникновения: реактивные, обеспечивающие выживание фирмы; стратегические – нововведения, внедрения который носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в будущем.

2. по предмету и сфере предложений: продуктовые – новые продукты и услуги; рыночные, открывающие новые сферы применения продукта, позволяющие реализовать услугу на новых рынках; инновации процесса – технологии, организация производства и управляющие процессы.

3. по характеру удовлетворения потребностей: инновации, ориентированные на существующие потребности; инновации, ориентированные на формирование новых потребностей.

4. по типу новизны для рынка: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.

5. по месту в системе: инновации на входе предприятия (материалы); инновации на выходе предприятия (изделия); инновации системной структуры предприятия

6. в зависимости от глубины вносимых изменений: радикальные; улучшающие; модификационные.

7. с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Инновационный менеджмент или управление нововведениями представляет собой составную часть современного научного менеджмента, осуществляемую на высшем уровне руководства компании.

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

· используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

· обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

· обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

· достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Наши рекомендации