Формы работы детей в специально подготовленных пространственно-коммуникативных средах

Направления развития Индивидуальные формы Подгрупповые формы (малыми подгруппами и возрастными подгруппами) Общие групповые формы (дидактические круги) Основная форма деятельности детей
Социально-коммуникативное   Обсуждение с ребенком проблемной социальной ситуации, проявление чувств Проговаривание способов разрешения конфликтов, социальных ситуаций Уроки социальной жизни (уроки вежливости и грации) Урок тишины Коммуникативные игры Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде  
Познавательное Презентация материалов Трехступенчатый урок Упражнения Игры на расстоянии Тематические игры Презентации материалов Дидактические тематические круги Презентации материалов Обсуждение событий Проектная деятельность Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде
Речевое   Презентация материалов Трехступенчатый урок Упражнения Игры на расстоянии Тематические игры Презентации материалов Речевые игры Дидактические тематические круги Презентации материалов Обсуждение событий   Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде
Художественно-эстетическое Презентация материалов Упражнения Совместная творческая деятельность в изостудии, в группе Проектная деятельность изостудии Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде
Физическое развитие Упражнения Презентация способ движения Движение по линии Подвижные игры   Занятия физкультурой в спортивном зале Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде

3.5. Примерный учебный план работы разновозрастных групп

Направления развития Формы деятельности в соответствии с режимом Возрастная категория (дети 1,5-3 лет)   Возрастная категория (дети 3-6 лет)
  Основная часть Программы
  Социально-коммуникативное Познавательное Речевое Художественно-эстетическое Физическое Свободная деятельность в подготовленной среде всех детей группы ежедневно 1-1,5ч ежедневно 1,5-2ч.
Дидактические круги: «Уроки вежливости и грации» «Уроки тишины» «Движение по линии» Коммуникативные игры Групповая презентация     Ежедневно по 10мин   Ежедневно по 10-20мин
Художественно-эстетическое Речевое Социально-коммуникативное   Совместная творческая деятельность в изостудии или в группе (группа или подгруппа)   2р. в неделю по 10-15 мин.   2р. в неделю по15-30 мин.
Художественно-эстетическое Речевое Социально-коммуникативное   Деятельность по музыкальному развитию детей (группа или подгруппа)   2р. в неделю по 10-15 мин.   2р. в неделю по15-30 мин.
Физическое Социально-коммуникативное   Деятельность по физическому развитию (группа или подгруппа)   2р. в неделю по 10-15 мин.   2р. в неделю по15-30 мин.
  Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса (проводится по подгруппам; может проходить на платной и бесплатной основе как ДПУ)
Речевое Социально-коммуникативное Родной язык (в дуязычных регионах)   2р. в неделю по15-30 мин
Речевое Социально-коммуникативное Иностранный язык   2р. в неделю по15-30 мин  
Художественно-эстетическое Речевое Социально-коммуникативное   Занятия художественно-эстетического цикла: ритмопластика, вокал, хореография и т.п. Дизайн, народные промыслы и т.п.   2р. в неделю по15-30 мин
Физическое Социально-коммуникативное   Занятия по физкультурному развитию (аэробика, гимнастика, ЛФК и т.п.)   2р. в неделю по15-30 мин


В части программы, формируемой участниками образовательного процесса, каждая Организация выбирает направление деятельности в соответствии со своими возможностями, приоритетами в работе и запросом родителей.

3.6. Особенности планирования педагогической работы по Программе

В разновозрастных группах, реализующих Программу «Детский сад по системе Монтессори», педагоги используют разные виды планирования в зависимости от тех или иных направлений развития детей, конкретных форм работы, выполнения режима дня. В то же время жизнь детей строится гибко и зависит прежде всего не от заранее заготовленного плана работы, а от их физического и психологического состояния, бодрости духа и настроения. Многие формы работы не планируются заранее или планируются гибко, другие выполняются для каждого ребенка индивидуально.



1. Формы работы детей Направления развития В режиме   Планирование  
2. Свободная работа с материалами - самостоятельная и совместная деятельность детей в специально-подготовленной среде (исследовательская деятельность детей/ индивидуальная или в малой группе) Социально-коммуникативное, Познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое Ежедневно в соответствии с режимом жизни детей     Педагогом не планируется  
3. Индивидуальная работа с детьми (презентации новых материалов и упражнений).   Социально-коммуникативное, Познавательное, речевое, художественно-эстетическое По необходимости Планируется Монтесори-педагогом (индивидуально для каждого ребенка на основе анализа наблюдений)  
4. «Дидактический круг» (хотьба по линии, «урок тишины» коллективное упражнение/ игра) Социально-коммуникативное, речевое Художественно-эстетическое, физическое развитие Ежедневно, не более 15-20 мин. Планируется Монтессори- педагогом (планирование гибкое)  
5. Творческие занятия в малых группах: «Элементарное музицирование и театрализация», «Художественная студия», «Физкультура» и др. Художественно-эстетическое, физическое развитие. Ежедневно, во второй половине дня. Продолжительность в соотв. с СанПиН Планируются специалистами  
6. Общие групповые образовательные события/ участие в праздничных событиях и традиционных проектах. По всем областям, как отдельно (спортивный праздник), так и комплексно (проект, охватывающий несколько направлений) Ежемесячно с участием родителей. Планируется коллегиально педагогическим коллективом группы  
           
                     

Наши рекомендации