Тема дипломной работы:Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии

РЕФЕРАТ

Тема дипломной работы:Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии

Объем работы: 79 c., количество рисунков - 7, количество таблиц - 4,cписок использованных источников – 59.

Ключевые слова:коммуникативные навыки, игровая терапия, социализация, межличностная коммуникация, коммуникативная компетентность.

Цель исследования:теоретическое обоснование развития коммуникативных навыков у детей и подростков, разработка и апробация модели развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков учащихся средствами игротерапии и раскрыть сущность понятий «коммуникативные навыки» детей и подростков, «игротерапия».

2. Определить специфику процесса формирования коммуникативных навыков у детей и подростков.

3. Разработать и апробировать в опытно-педагогической работе модель развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии.

Использованные методы:теоретический анализ литературы по проблеме исследования; тестирование, анкетирование; включенное наблюдение.

Полученные результаты и их практическое использование:в дипломной работе проведен анализ литературы по проблеме развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии,теории, подходы вразвитии коммуникативных навыков, моделиразвития коммуникативных навыков; рассмотрены основные понятия. Определена специфика процесса развития коммуникативных навыков у учащихся посредством игротерапии.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1.1 Концептуально-теоретическая основа и состояние изученности коммуникативных навыков………………………………………………............9

1.2 Практика развития коммуникативных навыкову детей и подростков средствами игротерапии…………………………………………..17

1.3Структурно-содержательная модель развития коммуникативных навыков у детей и подростков…………………………………………………..39

ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮКОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2.1 Методы и приемы опытно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии………………………………………………………………………48

2.2 Этапы и содержание опытно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков детей и подростков средствами игротерапии………………………………………………………………………57

2.3 Результаты опытно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у детей и подростков………. ………..................64

ЗАКЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….84ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...89

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема способностей и приобретения коммуникативных навыков является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в педагогической науке. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психолого-педагогического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о приобретенных коммуникативных навыках является факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Для любого школьника успешность традиционно характеризуется результатами учебной деятельности. Но мы, педагоги, знаем, что это не может быть единственным критерием. С каждым годом обучения все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника.

По нашему мнению, понятие "развитие" связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.

Нарушения общения отрицательно влияет на социальную адаптацию личности. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, неуверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий и плохой успеваемости.

Все это сказывается и на всех других видах деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него снижается познавательная активность, часто будет проявляться агрессивность при решении конфликтных ситуаций. Коммуникативные навыки – это умения и навыки общения. Дети разного возраста, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.

Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка.

Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни ребенка. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности – приоритетная задача образования на современном этапе.

Высокий уровень коммуникативности рассматривается педагогами-психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений и навыков учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка.

Именно способность к коммуникации дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у учащихся. Важна и социально-психологическая атмосфера в коллективе. Коллектив должен создавать благоприятные условия для развития у школьника коммуникативных способностей.

Проблемой развития коммуникативных способностей занимались такие видные российские ученые, как О. Г. Абрамлина [1], Г. М. Батуева [2], Т. А. Федосеева [3], В. С. Селиванов [4], Н. Е. Щуркова [5], С. А. Козлова [6] и др. и отечественные – Баширова Ж.Р., Алгожаева Н.С. [7], Шахгулари В.В. [8], Сангилбаев О. С. [9] и другие. В то же время вопросы различных видов терапии, в том числе игровой, использования игровых технологий тоже заняли особое место в казахстанских исследованиях (Касымова Г.М. [10], Кудиярбекова Г.К. [11], Ахмаджанов Ш.А., Аубакирова С.А. [12], Тлекова Б. Б. [13] и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативные навыки - есть определенный уровень развития коммуникативных знаний, умений и навыков, опосредованных совокупностью личностных качеств, черт, свойств и форм поведения, реализуемых в процессе общения.

2. Педагогический потенциал игротерапии при формировании коммуникативной компетентности подростков заключается в совокупности имеющихся в её резерве средств воспитания коммуникативных черт характера, формирования системы коммуникативных знаний, умений и навыков, развития коммуникативных способностей посредством образности, насыщенности сюжета игры коммуникативными моделями поведения, ценностного воздействия на личность.

3. Педагогический потенциал игротерапии обуславливает гармоничное формирование когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов коммуникативной компетентности детей и подростков.

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение для жизни и развития ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития, таких как Выготский Л. С., Пиаже, Леонтьев А.Н., Эльконин Д. Б. В этой связи традиционные игры приобретают значимую роль в качестве средства развития коммуникативных способностей ребенка в школьном возрасте.

Однако, несмотря на большое внимание к вопросам развития коммуникативных способностей учащихся в научно-педагогической литературе недостаточно хорошо освещены такие вопросы как развитие у учащихся коммуникативных навыков в процессе игры, средствами игротерапии.

С учетом выявленного противоречия проблема исследования состоит в поиске педагогических условий, обуславливающих эффективность процесса формирования коммуникативных умений у детей и подростков средствами игротерапии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс средней школы

Предмет исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии

Цель исследования: теоретическое обоснование развития коммуникативных навыков у детей и подростков, разработка и апробация модели развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков учащихся средствами игротерапии и раскрыть сущность понятий «коммуникативные навыки», «коммуникативные навыки детей и подростков», «игротерапия».

2. Определить специфику процесса формирования коммуникативных навыков у детей и подростков.

3. Разработать и апробировать в опытно-педагогической работе модель развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение опыта зарубежных и отечественных учёных по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы; сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, методы первичной обработки результатов построение гипотезы; математические методы статистической обработки полученных данных, а также методы наглядного представления результатов: таблицы, гистограммы.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что успешное развитие коммуникативных навыков детей и подростков будет более эффективно, если учитывать уровень сформированности коммуникативных умений учащихся, использовать игры и игротерапию, направленные на развитие мотивации к коммуникативной деятельности и использовать разработанную нами модель и специальные методические основы для организации речевого взаимодействия учащихся при помощи деловых и ролевых игр и тренингов.

Научная новизна: Научная новизна исследования состоит в объединении знаний, накопленных при раздельном изучении игротерапии, категорий личностных особенностей учащихся и коммуникации. Впервые рассмотрены специфика коммуникации с точки зрения особенностей личности, участвующей в игротерапии и личностные особенности через призму коммуникативных проявлений. Проблема развития коммуникативных навыков средствами игротерапии рассматривается на теоретическом и эмпирическом уровне.

Теоретическая значимость исследования:выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных навыков учащихся в процессе образования.

Практическая значимость исследования: в подборе методик, направленных на развитие коммуникативных навыков учащихся в процессе образования.

База исследования: исследование проводилось на базе образовательного учреждения "СОШ № 55" г. Алматы. В исследовании приняло участие 52 учащихся.

Апробация исследования осуществлялась посредством научных докладов, тезисов.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы и приложении.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Особое значение имеют ролевые игры. В их применениях осуществляются такие подходы: психологическая теория игры и социально-психологическая теория ролевого поведения.

Структурной единицей игры является роль. Ролевые игры в центре ставят личностный подход, психологию межличностных отношений. Объектом внимания игровых ситуаций ролевого характера является разрешение психологических конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация поступков и т.д.

На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений старших школьников в игровой деятельности выяснили то, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

В первой главе были рассмотрены основные – ключевые понятия исследования. В первом параграфе представлен детальный анализ ключевых понятий исследования и выявлены особенности коммуникативных навыков личности.

Так, понятие «коммуникативные навыки», состоящее из понятий: «общение», «развитие» и «навыки» были проанализированы с различных точек зрения. Раскрыты исторические аспекты происхождение основного понятия. В процессе работы пришли к выводу, что коммуникативные навыки – это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Также выявили зависимость понятий «навыки» и «развитие», которые не могут существовать иначе, как в постоянном взаимодействии, а также непосредственно связаны с ключевым понятием исследования.

Во втором параграфе были описаны современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных навыков учащихся в процессе образования. В анализируемых статьях были предложены различные способы развития коммуникативных навыков учащихся. На основании изложенного сделан вывод, проблема развития коммуникативных навыков является актуальным в сфере образования.

В третьем параграфе нами была дана характеристика психологических особенностей младшего школьного возраста. В связи с которыми, мы сделали заключение, что лучшим способом развития у младших школьников коммуникативных навыков является создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дипломная работа посвящена выявлению оптимальных условий для развития у старших подростков коммуникативных умений средствами игровой терапии и разработке рекомендаций педагогу - воспитателю для организации эффективного взаимодействия и благоприятной социализации школьника в учебной и внешкольной деятельности. Перед нами были поставлены следующие задачи: характеристика возрастных особенностей старшего подростка, влияющие на развитие коммуникативных умений; анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития коммуникабельности у старшего подростка и разработка рекомендации участникам образовательного процесса по организации педагогом оптимальных педагогических условий для развития коммуникативных умений, как средства для осуществления плодотворного взаимодействия.

Таким образом, проанализировав особенности старшего подросткового возраста, мы пришли к выводам, что преподавателям необходимо учитывать возрастные особенности детей, что бы создать оптимальные условия для развития коммуникативных навыков. Педагогу в этом могут помочь психологические особенности детей и подростков. Это возраст установления рационального отношения к окружающему миру, формирования личностной позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Он очень открыт для общения, но преследует в основном лишь личную выгоду. С радостью принимает участие во внеклассной деятельности, КТД и других творческих коллективных мероприятиях.

Формирование коммуникативной компетентности посредством методически обоснованной организации общения подростков становится настоятельной необходимостью в силу психологических особенностей рассматриваемого возрастного периода. При этом формирование коммуникативной компетентности подростков имеет свою специфику, которая состоит, во-первых, в реализации деятельностного подхода; во-вторых, в коллективном или групповом характере применяемых методов; в-третьих, в эффективности демократического стиля педагогического руководства и воздействия на их личность на ценностном уровне; в-четвёртых, в комплексном формировании всех компонентов коммуникативной компетентности (когнитивного, эмоционального, поведенческого). Названные теоретико-методологические положения предопределяют выбор актуальных для подросткового возраста методов формирования коммуникативной компетентности.

Теоретические предпосылки обусловили особое внимание к одному из структурных элементов игровых технологий - работе с игрой как самостоятельному методу формирования коммуникативной компетентности. Педагогический потенциал игровой терапии состоит в решении множества психолого-педагогических проблем подростков таких, как социализация, дезадаптация, нравственное, экологическое, валеологическое, семейное воспитание, развитие когнитивно-познавательной сферы, облегчение восприятия учебного материала и повышение познавательного интереса и т.д.

Игра, за счёт заключённого в ней педагогического потенциала, образности, насыщенности сюжета коммуникативными моделями поведения, ценностного воздействия на личность, позволяет подросткам в учебпо-воспитательном процессе повышать уровень коммуникативных знаний, умений и навыков, создаёт педагогические условия для развития коммуникативных способностей, а также способствует формированию коммуникативных черт характера и свойств личности.

Педагогический потенциал игры обуславливает равномерное, гармоничное формирование всех компонентов коммуникативной компетентности подростков - когнитивного, поведенческого и эмоционального. Когнитивный компонент коммуникативной компетентности формируется в силу возможностей игры передавать жизненный опыт и эмоционально-ценностное отношение к миру, способных удовлетворять познавательные интересы учащихся, развивать их речевые умения, повышать учебно-познавательную мотивацию. Поведенческий компонент формируется посредством воздействия на подростков отражённых в играх коммуникативных моделей поведения и получения ими опыта совместной творческой деятельности. Эмоциональный компонент формируется в результате влияния игры на развитие творческих и перцептивных способностей детей и подростков, их эмоциональной сферы.

Педагогический потенциал игры реализуется только при дидактически целесообразной организации процесса работы с ней. Дидактическая целесообразность заключается в специальном подборе и композиционном построении форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения и воспитания подростков посредством игры. Научный анализ и синтез рассмотренных работ по проблеме свидетельствует о том, что концептуальной основой технологии работы с игрой являются положения деятельностного, личностно-ориентированного и системного подходов. Содержание образования в ней представлено играми во всём их типологическом многообразии. Технология работы с игрой реализует воспитательные, развивающие, обучающие и социализирующие функции, и, следовательно, заключает в себе возможности применения для формирования коммуникативной компетентности детей и подростков. Методические средства и приёмы технологии работы с игрой (различные типы игр, куклы, арт-терапия, имидж-терапия, драматизация, сочинение и анализ игр и т.д.) отличаются своей комплексностью и гибкой системой адаптации к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Выявлены педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего звена и учащихся подросткового возраста в процессе работы с игрой, а именно: опора на художественную выразительность и образность игр, ясность их сюжета; выбор в качестве приоритетных групповых и коллективных форм организации деятельности учащихся; использование приёма анализа игр учащимися совместно с педагогом; эмоционально-деловая насыщенность процесса работы со сказко с игрой, соблюдение принципа системности при использовании игр в процессе формирования коммуникативной компетентности детей и подростков; демократический стиль руководства группой подростков.

Организованная с целью подтверждения теоретических положений на эмпирическом уровне, а также проверки выдвинутой гипотезы опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности подростков в процессе работы с игрой позволила сделать следующее заключение.

Результаты психолого-педагогической диагностики свидетельствуют о наличии проблемы коммуникативной компетентности у учащихся детского и подросткового возраста. Подтвердилась гипотеза об утрате ведущего положения игры в жизни современной семьи и школы, несмотря на наличие у большинства подростков высокого познавательного интереса к игровым методам, а также к активным формам работы с игрой.

Методика формирования коммуникативной компетентности подростков в процессе работы с игрой заключается в системе целевых установок, комплексе полифункциональных методов и средств психолого-педагогического воздействия на личность, в специфическом содержании занятий, взаимообусловленности целей, задач, содержания, форм, методов и средств работы со сказкой и их соответствии возрастным и индивидуальным особенностями школьников. Особенностями методики являются: интегративность подхода к решению проблемы коммуникативной компетентности подростков, ценностное воздействие на личность подростка при формировании его коммуникативной компетентности, специальный отбор игр по содержанию для эффективного формирования коммуникативной компетентности подростков.

Таким образом, установлена взаимосвязь между использованием педагогического потенциала игровой терапии в условиях школьного образовательного процесса и эффективностью формирования коммуникативной компетентности подростков. При изучении формирования коммуникативной компетентности подростков в процессе работы с игрой были решены поставленные задачи исследования, подтвердилась гипотеза исследования, а также была достигнута его цель.

Вместе с тем, проблема формирования коммуникативной компетентности подростков остается открытой для исследователей в силу ряда причин. Во-первых, если процесс формирования личности рассматривать как динамическое явление, то высший уровень развития коммуникативной компетентности не достижим. Во-вторых, возможно продолжение научного поиска новаторских методов формирования коммуникативной компетентности подростков. В-третьих, несовершенство существующих диагностических методик исследования коммуникативной компетентности подростков даёт основания для дальнейшей разработки проблемы в теоретическом и прикладном аспектах.

Из анализа практики школ и учителей следует отметить, что организовать эффективное взаимодействие участникам образовательного процесса можно тренингами, средствами игровой и арт-терапии. Так же можно задействовать такие виды деятельности как сказко-терапия, в котором могут принимать участие, как педагоги, так и сами дети и подростки, также это может быть создание виртуальных игр или участие всем классом в различных групповых шоу. При развитии коммуникативных навыков у школьников, педагог может привлечь к работе также учителей других школ, для организации совместной деятельности с другими учениками, тем самым расширяя границы педагогического и подросткового общения и продвигая свои проекты.

Результаты дипломной работы могут быть использованы в качестве теоретической и практической основы педагогом - воспитателем в своей деятельности при развитии коммуникативных навыков у младших школьников и подростков. Предлагаемые методы по работе с подростковым коллективом, помогут педагогу структурировать свою деятельность в определенной логике при организации работы учащихся между собой, в группе, творческих коллективах, со сверстниками, друзьями и даже с родителями.

Дальнейшей перспективой нашей работы может быть исследование развития коммуникативных навыков общения и процесса социализации при работе с семьей. Также перспективой работы может быть собственная разработка проектов: коллективное творчество, как фактор влияющий на развитие коммуникативных навыков, средства развития коммуникативных навыков общения.

РЕФЕРАТ

Тема дипломной работы:Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии

Объем работы: 79 c., количество рисунков - 7, количество таблиц - 4,cписок использованных источников – 59.

Ключевые слова:коммуникативные навыки, игровая терапия, социализация, межличностная коммуникация, коммуникативная компетентность.

Цель исследования:теоретическое обоснование развития коммуникативных навыков у детей и подростков, разработка и апробация модели развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков учащихся средствами игротерапии и раскрыть сущность понятий «коммуникативные навыки» детей и подростков, «игротерапия».

2. Определить специфику процесса формирования коммуникативных навыков у детей и подростков.

3. Разработать и апробировать в опытно-педагогической работе модель развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии.

Использованные методы:теоретический анализ литературы по проблеме исследования; тестирование, анкетирование; включенное наблюдение.

Полученные результаты и их практическое использование:в дипломной работе проведен анализ литературы по проблеме развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии,теории, подходы вразвитии коммуникативных навыков, моделиразвития коммуникативных навыков; рассмотрены основные понятия. Определена специфика процесса развития коммуникативных навыков у учащихся посредством игротерапии.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1.1 Концептуально-теоретическая основа и состояние изученности коммуникативных навыков………………………………………………............9

1.2 Практика развития коммуникативных навыкову детей и подростков средствами игротерапии…………………………………………..17

1.3Структурно-содержательная модель развития коммуникативных навыков у детей и подростков…………………………………………………..39

Наши рекомендации