Формы работы детей в специально подготовленных пространственно-коммуникативных средах
Направления развития | Индивидуальные формы | Подгрупповые формы (малыми подгруппами и возрастными подгруппами) | Общие групповые формы (дидактические круги) | Основная форма деятельности детей |
Социально-коммуникативное | Обсуждение с ребенком проблемной социальной ситуации, проявление чувств | Проговаривание способов разрешения конфликтов, социальных ситуаций | Уроки социальной жизни (уроки вежливости и грации) Урок тишины Коммуникативные игры | Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде |
Познавательное | Презентация материалов Трехступенчатый урок Упражнения | Игры на расстоянии Тематические игры Презентации материалов | Дидактические тематические круги Презентации материалов Обсуждение событий Проектная деятельность | Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде |
Речевое | Презентация материалов Трехступенчатый урок Упражнения | Игры на расстоянии Тематические игры Презентации материалов | Речевые игры Дидактические тематические круги Презентации материалов Обсуждение событий | Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде |
Художественно-эстетическое | Презентация материалов Упражнения | Совместная творческая деятельность в изостудии, в группе | Проектная деятельность изостудии | Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде |
Физическое развитие | Упражнения Презентация способ движения | Движение по линии Подвижные игры | Занятия физкультурой в спортивном зале | Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде |
3.5. Примерный учебный план работы разновозрастных групп
№ | Направления развития | Формы деятельности в соответствии с режимом | Возрастная категория (дети 1,5-3 лет) | Возрастная категория (дети 3-6 лет) |
Основная часть Программы | ||||
Социально-коммуникативное Познавательное Речевое Художественно-эстетическое Физическое | Свободная деятельность в подготовленной среде всех детей группы | ежедневно 1-1,5ч | ежедневно 1,5-2ч. | |
Дидактические круги: «Уроки вежливости и грации» «Уроки тишины» «Движение по линии» Коммуникативные игры Групповая презентация | Ежедневно по 10мин | Ежедневно по 10-20мин | ||
Художественно-эстетическое Речевое Социально-коммуникативное | Совместная творческая деятельность в изостудии или в группе (группа или подгруппа) | 2р. в неделю по 10-15 мин. | 2р. в неделю по15-30 мин. | |
Художественно-эстетическое Речевое Социально-коммуникативное | Деятельность по музыкальному развитию детей (группа или подгруппа) | 2р. в неделю по 10-15 мин. | 2р. в неделю по15-30 мин. | |
Физическое Социально-коммуникативное | Деятельность по физическому развитию (группа или подгруппа) | 2р. в неделю по 10-15 мин. | 2р. в неделю по15-30 мин. | |
Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса (проводится по подгруппам; может проходить на платной и бесплатной основе как ДПУ) | ||||
Речевое Социально-коммуникативное | Родной язык (в дуязычных регионах) | 2р. в неделю по15-30 мин | ||
Речевое Социально-коммуникативное | Иностранный язык | 2р. в неделю по15-30 мин | ||
Художественно-эстетическое Речевое Социально-коммуникативное | Занятия художественно-эстетического цикла: ритмопластика, вокал, хореография и т.п. Дизайн, народные промыслы и т.п. | 2р. в неделю по15-30 мин | ||
Физическое Социально-коммуникативное | Занятия по физкультурному развитию (аэробика, гимнастика, ЛФК и т.п.) | 2р. в неделю по15-30 мин |
В части программы, формируемой участниками образовательного процесса, каждая Организация выбирает направление деятельности в соответствии со своими возможностями, приоритетами в работе и запросом родителей.
3.6. Особенности планирования педагогической работы по Программе
В разновозрастных группах, реализующих Программу «Детский сад по системе Монтессори», педагоги используют разные виды планирования в зависимости от тех или иных направлений развития детей, конкретных форм работы, выполнения режима дня. В то же время жизнь детей строится гибко и зависит прежде всего не от заранее заготовленного плана работы, а от их физического и психологического состояния, бодрости духа и настроения. Многие формы работы не планируются заранее или планируются гибко, другие выполняются для каждого ребенка индивидуально.
1. | Формы работы детей | Направления развития | В режиме | Планирование | ||||||
2. | Свободная работа с материалами - самостоятельная и совместная деятельность детей в специально-подготовленной среде (исследовательская деятельность детей/ индивидуальная или в малой группе) | Социально-коммуникативное, Познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое | Ежедневно в соответствии с режимом жизни детей | Педагогом не планируется | ||||||
3. | Индивидуальная работа с детьми (презентации новых материалов и упражнений). | Социально-коммуникативное, Познавательное, речевое, художественно-эстетическое | По необходимости | Планируется Монтесори-педагогом (индивидуально для каждого ребенка на основе анализа наблюдений) | ||||||
4. | «Дидактический круг» (хотьба по линии, «урок тишины» коллективное упражнение/ игра) | Социально-коммуникативное, речевое Художественно-эстетическое, физическое развитие | Ежедневно, не более 15-20 мин. | Планируется Монтессори- педагогом (планирование гибкое) | ||||||
5. | Творческие занятия в малых группах: «Элементарное музицирование и театрализация», «Художественная студия», «Физкультура» и др. | Художественно-эстетическое, физическое развитие. | Ежедневно, во второй половине дня. Продолжительность в соотв. с СанПиН | Планируются специалистами | ||||||
6. | Общие групповые образовательные события/ участие в праздничных событиях и традиционных проектах. | По всем областям, как отдельно (спортивный праздник), так и комплексно (проект, охватывающий несколько направлений) | Ежемесячно с участием родителей. | Планируется коллегиально педагогическим коллективом группы | ||||||