Организационно-педагогические условия реализации Программы
Педагоги дошкольной организации, встающей на путь реализации Программы «Детский сад по системе Монтессори» осознают, что решающую роль в успехе их работы имеет создание организационно-педагогических условий, в которых большую часть жизни проводят воспитанники детского сада. Значение имеет не столько профессиональное психолого-педагогическое воздействие на детей и их родителей со стороны работников дошкольной организации, сколько предоставляемые им возможности, для естественного и свободного развития детей и сочетание этих возможностей с требованиями социокультурных условий, принятых в государстве. Поэтому именно создание такой организационно-педагогической среды есть неотъемлемая задача каждого педагога и всего коллектива дошкольной организации в целом. Понятно, что в полной мере такие возможности не могут быть предоставлены детям с первого дня работы дошкольной организации по Программе, они создаются постепенно в течение нескольких лет жизни. Но столетний мировой опыт детских садов и школ Монтессори доказывает, что созданные однажды, предметные развивающие среды и общий уклад жизни взрослых и детей в детском саду по системе Монтессори, сохраняются долгие годы.
«Дорожная карта»
По формированию необходимой системы условий выполнения Программы
Этапы | Содержание | Период | |
Организационно-подготовительный этап | 1. Составление администрацией дорожной карты развития Организации 2.Подготовка нормативной базы перехода на Программу. Разработка локальных актов организации: Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Должностных инструкций сотрудников Регламента образовательной деятельности 3. Подготовка бизнес-плана по материально-техническому обеспечению группы (групп) на 5 лет. 4. Организация обучения и переобучения педагогов: приобретение педагогами компетенций Монтессори-педагога 5. Подготовка планов по расстановке мебели, зонированию среды, расположению материалов и пособий 6. Приобретение необходимого (базового) оборудования | 1-й год перехода на Программу | |
Этап внедрения Программы | 1. Апробация Программы в работающих группах (группе) 2.Заключение договоров со сторонними экспертами о проведении экспертизы с последующим анализом и рефлексией. 3. Налаживание экспертизы и анализа деятельности педагогов и эффективности построения развивающей среды. 4. Внесение корректив в основную Программу, в работу групп (группы), в подготовленную развивающую среду. 5. Постепенное пополнение развивающей среды автодидактическими материалами 6. Подготовка Программы развития Организации. 7. Организация методической деятельности в Организации. Продолжение работы по повышению квалификации педагогов. 8. Подготовка (ежегодно) промежуточных результатов внедрения Программы | 2-й, 3-й, 4-й год освоения Программы | |
Этап подведения итогов | 1. Проведение итоговой экспертизы внедрения Программы и подготовка рекомендаций. 2. Подготовка Программы развития на основе рекомендаций. 3. Внесение корректив в нормативные документы Организации. 4. Продолжение пополнения развивающей среды. | 5-й год освоения Программы |
Примерный режим дня
В Программе приводится пример режимов дня в группах детей от полутора до 3-х лет и от 3-х до 6-ти лет, а также описание базового набора автодидактических материалов специально-подготовленной среды для каждой разновозрастной группы. Организация жизни детей в группах раннего и дошкольного возраста разрабатывается педагогическим коллективом Организации с учетом психо-физиологических потребностей детей, ее посещающих, и СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Распорядок жизни детей в течение дня в детском саду и дома необходимо объединить. Для достижения главной цели работы с детьми - их благополучия, укрепления физического и психического здоровья, взрослые должны действовать согласованно. В интересах детей требуется постоянное качественное взаимодействие семьи и дошкольной организации.
В связи с тем, что в период раннего и младшего дошкольного возраста ребенок проживает сенситивный период порядка, взрослым необходимо установить и поддерживать постоянный порядок в распределении времени и повторении ежедневных событий, происходящих в детском саду.