Знакомство с основами природы и культуры
В пространстве знакомства детей с природой и культурой представлены материалы с помощью которых они могут знакомиться с основами географии, астрономии, ботаники, зоологии, физики, химии. Такое обучение способствует развитию творческого мышления и формированию компетентности каждого ребенка в различных областях действительности.
Занятия по изучению природы и культуры направлены не только на получение информации об окружающем мире, но и на приобретение навыков самостоятельного добывания информации, ее проживание, использование в практической деятельности. Область природы и культуры охватывает все возможные стороны жизни человека и их взаимосвязь, поэтому задача педагога - предоставить условия не только для получения информации интересующей детей, но и помочь им раскрыть взаимосвязь явлений, определиться в своей личной причастности к явлениям окружающего мира.
В процессе изучения природы и культуры у дошкольников закладываются основы экологии, даются представления о связи человека с природной средой и условиями жизни, дети знакомятся с этически ценными нормами и правилами поведения в природе. Происходит знакомство с основами безопасности жизнедеятельности и валеологическими знаниями.
За время своего пребывания в Монтессори-группе ребенок проживает одну и ту же тему три или четыре раза, но каждый раз – это проживание происходит на новом уровне, а осознание проблем и взаимосвязей рассматривается с точки зрения нового жизненного опыта.
С живой и неживой природой дети знакомятся в своих собственных исследованиях свойств и особенностей предметов и веществ. Знакомство с природными явлениями, многообразием растительного и животного мира происходит так же в процессе самостоятельной исследовательской работы в среде детского сада. Организуется детское экспериментирование с различными веществами: водой, снегом, воздухом, песком, землей, глиной; наблюдения за жизнью животных и растений.
В ознакомлении с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых, приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям окружающих их людей. Важной составляющей является патриотическое воспитание. Дети знакомятся с достопримечательностями родного города, края, страны, знакомятся с фольклором, сказками, мифами и легендами народов мира, из которых узнают об особенностях условий жизни человека в древности и современности.
Цель: формирование целостного восприятия картины мира, осознание своего места во Вселенной и взаимосвязи всех явлений природы, осознание ответственности за преобразования, производимые человечеством на Земле и в Космосе.
Примерное содержание раздела «Основы естествознания»
Содержание | Материалы |
Первичные представления о себе, других людях Я и моя семья Формировать представление о семье, ее составе Я и мой детский сад Я и мой город | Лента «От рождения до старости» Карточки для чтения с классификацией «Семья» Таблица родственных названий Лента истории семьи, альбомы с фотографиями семьи. Фотографии детей группы, взрослых, работающих с детьми. План помещения группы Объемная модель комнаты. Схема родного города Флаг, герб города. Фотографии улиц, памятников и примечательных мест города. Энциклопедия «Мой любимый город» |
Первичные представления о России, ее месте в мире | Герб, флаг пазл или разрезной. Карта России. Карта России -пазл. Комплекты открыток – Москвы, Санкт –Петербурга, других городов России. Альбом «Родные просторы» Разрезные картинки с достопримечательностями (храмы, памятники…) Фотографии представителей народностей России. Портреты великих россиян: Ломоносов, Александр Невский, Петр 1, Сергий Радонежский, Пушкин, Кутузов… Листы с контурными картами |
Первичные представления о космосе и Вселенной Знакомство с основами строения Солнечной системы, небесными телами, историей освоения Космоса. Развитие фантазии и воображения при проектировании космических аппаратов, воображаемых полетов на неизвестные планеты и проч. | Карточки с названиями космических тел, созвездий. Лента истории изучения Космоса Материал «Солнечная система» Мини-энциклопедия о планетах и космических телах. |
Первичные представления о ботанике. Дать детям возможность познакомиться с богатым миром растений, их простейшей классификацией; строением растений, и их частей (лист, цветок, корень и т.п.). Дать представление о развитии растений, способах их размножения. О характерных растениях разных климатических зон. О растениях, которые человек использует в пищу, для изготовления необходимых предметов, одежды и т.п. Предоставить возможность самостоятельно ухаживать за растениями, изучать отличие одного растения от другого, самостоятельно и с помощью сажать растения и наблюдать за их ростом. | Карточки для чтения классификацией по теме «Растения» (комнатные, цветы, деревья, кустарник, овощи, фрукты, ягоды, травы, лекарственные растения, первоцветы) Материалы и карточки, посвященные строению дерева, листа, цветка, зерна. Материалы «Развитие растения» (от семечка до плода), «Этажи леса», «Строение дерева» Энциклопедии. Гербарии Коллекции семян и плодов. Материал «Дерево-лист-плод» Лента « От семени до плода» Деревянные пазлы «Строение листа», «Строение цветка», «Строение дерева», «Строение цветка» Муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов. Карточки для чтения с классификацией: овощи, фрукты, ягоды, грибы, деревья, цветы Книжечки и мини-энциклопедии о разнообразии растений, их использовании человеком. Набор необходимого для посадки и ухода за комнатными растениями, посадки рассады, уходу за ней. |
Первичные представления о зоологии и анатомии Знакомить детей с разнообразием животного мира, простейшими классификациями: по классам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) по местам обитания, по отношению к человеку (домашние, дикие), по способам зимовки и т.п. Предоставить возможность исследовать особенности строения представителей разных классов. Расширять представления детей о циклах развития представителей разных классов животных. Организовывать наблюдения за животными и птицами, учить ухаживать за ними. Знакомить со строением тела человека, основами валеологии, здоровьесбережения. | Фигурки разных животных (домашних и диких; обитателей разных регионов мира; обитателей морей, гор, пустыни и т.п.) Карточки для чтения с классификацией «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные Севера», «Животные жарких стран» и т.п. Энциклопедия «Домашние животные», «Дикие животные» Карточки и пазлы «Строение животных» (бабочка, кузнечик, рыба, лошадь, лягушка, черепаха и т.п.) Карточки жизненных циклов млекопитающих, насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц. Материал «Животные мира» (карта материков и набор характерных для каждого материка животных) Карточки для чтения с классификацией «Внешнее строение человека» «Лицо», «Внутреннее строение человека» Материал «Строение человека» |
Первичные представления о географии | Глобусы. Карты мира - физическая, политическая, карта-пазлы. Контурные карты. Рельеф местности. Материал «Строение Земли» Материал «Вулкан» Мини-энциклопедии о Земле, ее строении, природных явлениях. Лента истории появления Земли. Коробки, посвященные разным странам |
Первичные представления о свойствах и отношениях объектов неживой природы Вода Знакомство со свойствами воды. Вода в природе. Реки, озера, моря, океаны и т. п. Заливы, проливы, острова… Осадки. Жизнь водоемов: обитатели рек, озер, морей и океанов. Вода на службе человека: вода в быту; вода помогает человеку передвигаться, добывать электроэнергию, производить полезные материалы. Вода – стихия. Наводнения, шторм, весенний разлив рек Огонь Свойства огня. Огонь-друг, огонь- враг. Правила обращения с огнем. Работа пожарных. Свойства воздуха. Исследования «Почему птицы летают?», «Как летает самолет?» Знакомство с историей освоения воздушного пространства | Опыты для самостоятельной работы в лаборатории. Карточки для чтения с классификацией «Вода в природе» Карточки для чтения с классификацией «Строение реки», «Осадки», «Облака» Схема круговорота воды в природе. Модели озера и острова, залива и полуострова, пролива и перешейка. Карточки, соответствующие моделям. Карточки для чтения с классификацией «Обитатели морей и океанов», «Обитатели рек и озер». Энциклопедии «Обитатели морей и океанов», «Обитатели рек и озер» Карточки для чтения с классификацией «Водный транспорт». Лента истории развития водного транспорта |
Карточки для чтения с классификацией «Огонь на службе человека» Опыты для совместной работы в лаборатории. | |
Опыты для совместной и самостоятельной работы в лаборатории Карточки для чтения с классификацией «Воздушный транспорт», «Птицы» Лента истории развития воздушного транспорта. Энциклопедии «Воздушный транспорт», «Птицы» | |
Человек и культура Первичные представления о расах и народах мира. Знакомство с разнообразием рас, народов, народностей, их культурными особенностями | Фотографии людей разных рас, народов, в разных одеяниях, рядом с жилищами. Коллекции культурных предметов разных народов, разных стран мира. |
Человек и культура Первичные представления о материальных потребностях человека Потребности человека в жилье, транспорте, предметах быта, электорприборах, средствах связи, мебели, одежде и обуви и проч. Создание условия для изучения истории предметов быта, классификации по разным признакам, объединения по обобщающим понятиям; исследования причин появления того или иного предмета быта и перспектив развития. | Карточки с изображением разных видов жилищ. Макеты жилищ. |
Фигурки разного вида транспорта Карточки для чтения с классификацией «Транспорт» Материал на классификацию транспорта по видам. Лента развития транспорта | |
Фигурки разного вида мебели, электроприборов. Карточки для чтения с классификацией «Мебель», «Электроприборы» Дидактический материал – история развития некоторых бытовых приборов. Образцы изготовления мебели из бросового материала. | |
Фигурки разного вида посуды, инструментов Карточки для чтения с классификацией «Посуда», «Инструменты» Дидактический материал – история развития некоторых бытовых инструментов, посуды. Образцы изготовления посуды из соленого теста, бросового материала | |
Фигурки разного вида одежды, обуви. Карточки для чтения с классификацией «Одежда», «Обувь» Дидактический материал – история развития одежды, обуви. Виды тканей, способы переплетения. Образцы одежды для украшения, раскрашивания. Разрезные картинки, раскраски. Образцы тканей и материалов с подписями. | |
Человек и культура Первичные представления о социальных потребностях человека Основы представлений о социальных потребностях человека: потребности в чтении, различных видах искусства, творчества, коммуникации, спорте, религии. | Фотографии и карточки разных направлений социальных потребностей человека: изобразительного искусства и архитектуры, театра, балета, спорта |
Первичные представления о времени Знакомство с исчислением времени, формирование ориентирования в ходе событий от прошлого к будущему, подготовка к изучению исторических событий и к понимаю прошлого, как части культурной жизни общества и основы развития общества в настоящем и будущем. | Календари разного вида: круговые, настенные, отрывные. Материал «Календарь» Годовой круг. Серия лент и карточек к ним «Части суток», «Дни недели», «Месяцы года». Часы. Модель часов с двигающимися стрелками. Песочные часы, водяные часы, солнечные часы. Карточки на определение времени по часам. |
В части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, может быть отражен региональный компонент. Ниже приводится возможное содержание данного раздела на примере Уральского региона.
Мой город Узнать историю родного города , его основные достопримечательности. Познакомиться с флагом, гербом города. Узнать об интересных особенностях города. | Схема города Челябинска Флаг , герб города Челябинска Фотографии улиц, памятников и примечательных мест города. Энциклопедия «Город мой любимый Челяюинск» |
Мой край. Узнать особенности региона, в котором вы живете, познакомиться с расположением на карте страны. Познакомиться с художественными произведениями, промыслами региона. | Карты Урала, области ( географические), карта-схема области (контрольная, с названиями) , карта – схема рабочая, без названий Фотографии с видами Урала, городов. Энциклопедия . Карточки для чтения с классификацией: животные, птицы Урала. Коллекция минералов . Коллекция изделий каслинского литья. |
Речевое развитие
Речь выступает одним из важнейших средств взаимодействия людей и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:
- собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);
- речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).
Важным направлением в речевом развитии дошкольника является его работа над овладением механическим письмом и чуть позже письменной речью, которая с помощью дидактических Монтессори-материалов начинает активно и спонтанно развиваться у детей, порой еще до овладения ими чтением. Сенситивный период письма у детей наблюдается примерно в 4,5 – 5 лет. В это время у большинства дошкольников рука спонтанно требует тренировки. Дети стремятся рисовать, обводить фигуры и штриховать их, проводя бесчисленное количество штрихов. Натренированная рука современного 5-6 летнего ребенка готова к изображению письменных знаков. Остается их только назвать, сопоставив с соответствующим звуком. Так же, как и при освоении математики, на помощь приходят «материализованные абстракции» - деревянные подвижные и шероховатые алфавиты, с помощью которых можно составлять слова и переписывать их в тетрадь.
Овладение самостоятельным чтением происходит у детей Монтессори-групп, как правило, ближе к 5,5 - 6 годам. Этому способствует продуманная система материалов, бережно ведущая ребенка от знакомства с отдельными письменными знаками к полноценному чтению. Овладение чтением и письмом в дошкольном возрасте в последующие годы предоставляет детям более широкие возможности проникновения в родной язык и родную культуру, формирует расширение и разнообразие общения.
Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в глубоком восприятии книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия чтения - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т.ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого являются формирование круга детского чтения и организация процесса чтения.
Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная, грамматически правильно построенная речь, необходимо создание педагогами развивающей речевой среды. Важным условием развития связной речи и коммуникативных навыков является предоставление детям возможности свободного общения: развитие связной речи требует не только восприятия правильной речи взрослых, но и самостоятельности вербального выражения.
Таким образом, развитие речи, психических процессов и моторных функций, связанных с речью, осуществляется в системе и связано со всеми разделами программы. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения на общих и свободных занятиях, а именно:
· повседневное общение;
· самостоятельная деятельность с речевыми материалами в подготовленной среде;
· индивидуальные трехступенчатые уроки, или уроки названий.
· расширение словарного запаса через индивидуальные и групповые занятия с материалами на классификацию;
· коллективные упражнения с речевым материалом в дидактическом круге;
· занятия с подгруппой детей, состав которой определяется уровнем развития и интересов детей;
Дидактический круг часто включают в себя артикуляционную гимнастику, разучивание потешек, скороговорок, считалок, стихов; отгадывание и разучивание загадок; чтение, обсуждение и драматизацию различных произведений, сочинение детьми сказок и рассказов по картинкам или по плану.
Как видим, в дошкольном детстве закладываются такие речевые навыки, как говорение, письмо и слушание.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры и реализуется через задачи:
· обогащения активного словаря;
· развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развития речевого творчества;
· развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель: помочь детям овладеть разными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, письмом, чтением.
Примерное содержание дидактических материалов и способов работы с ними в уголке «Русский язык»
Речевые навыки Задачи | Материалы, средства | Способы и формы деятельности педагогов и детей | Примерный возраст | ||||
Говорение | |||||||
Расширение словарного запаса, выстраивание иерархической системы понятий, закладывание основ обобщения и классификации, понимания частей и целого. | 1. Наборы предметов, которые можно назвать одним общим понятием. Аналогично подобранные комплекты муляжей, мелких фигурок. Наборы карточек: на каждой изображен один предмет, а на одной, обобщающей, все те же самые изображения, только уменьшенные. 2. Все материалы и пособия, находящиеся в развивающей среде группы становятся объектами для расширения словарного запаса ребенка. 3. Самостоятельная деятельность ребенка сопровождается не только называнием предметов, с которыми действует ребенок, но вводятся и слова, обозначающие качества и действия | 1. С помощью трехступенчатого урока вводятся новые названия. 2. Индивидуально с ребенком или небольшой подгруппой детей проходит игра в классификацию. Смешиваются предметы или карточки, относящиеся к разным видам (например, овощи и фрукты). Вместе раскладываются все предметы по группам, называются (повторение названий) и дается обобщающее слово. 3.Рассматриваем фигурки животных, например (это может быть кукольная и натуральная мебель, одежда и т.п.), показываем и называем части, из которых они состоят. | Расширение словарного запаса происходит на протяжении всего периода дошкольного детства, с возрастом понятия усложняются и охватывают все области деятельности ребенка от 1,5-2,5 лет | ||||
Помощь детям в овладении различными видами речевой деятельности и развитии связной, грамматически правильной речи. | 1. Поддержка детей в их стремлении рассказать что-либо. Внимательное слушание и обмен мнениями. 2. Задавание вопросов по поводу той деятельности, которую осуществляет ребенок и поощрение развернутых ответов, переходящих в историю. 3. Поощрение детей беседовать, обсуждать свою деятельность. 4. Организация дидактических кругов, посвященных рассказам детей о поездках, событиях из их жизни, важных знаменательных для них вещах. 5. Речевые игры в дидактическом кругу или с подгруппами детей, направленные на - расширение словаря; - подбор глаголов к существительным и наоборот, -подбор прилагательных к существительным и наоборот; - закончи предложение; - слово по кругу (совместное составление предложений, рассказов, сказочек); - игра в синонимы, антонимы; и т.п. 6. Разучивание потешек, скороговорок, пальчиковых игр. 7. Драматизация стихов («расскажи стихи руками») | от 2,5-3 лет от 4-4,5 лет | |||||
Фонетика | |||||||
Научиться слышать и выделять отдельные звуки в слове, замечать их порядок. Развитие фонематического слуха | Коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук. Ящичек с тремя отделениями для сортировки предметов по позиции одинакового звука (начало, середина, конец. | Выделение первого звука в слове; выделение последнего звука в слове; выделение звука в середине слова. | |||||
Морфология | |||||||
Выделение слова в потоке речи и на письме. «Интуитивное чтение». Подготовка к письму и чтению. | Коробка с картинками с подписями и отдельных карточек с подписями. | Ребенок сравнивает подпись под картинкой и отдельное слово и объединяет их. Он интуитивно «прочитывает» слово, ориентируясь по картинке. Речевые игры в дидактическом кругу или с подгруппами детей, направленные на - расширение словаря; - подбор глаголов к существительным и наоборот, -подбор прилагательных к существительным и наоборот; - игра в синонимы, антонимы; и т.п. | От 3.5 лет. Можно работать с материалом, не зная букв. | ||||
Синтаксис | |||||||
Выделение предложений, выстраивание речевых последовательностей Формирование связной речи. | Коробка с игрушечными или нарисованными на карточках героями известных народных сказок. | Ребенок раскладывает игрушки или картинки в определенной последовательности, называет их и устно составляет по ним рассказ. В кругу речевые игры: закончи предложение; слово по кругу (совместное составление предложений, рассказов, сказочек); | От 4 лет | ||||
Письмо | |||||||
Подготовка руки к письму. | Металлические рамки и вкладыши. | Обведение рамок и штриховка изображений. Комбинации из разных рамок и вкладышей. Штриховка карандашами, фломастерами, акварельными карандашами, красками. Штриховка различных контурных рисунков. Штриховка вырезанных контурных фигур. Вырезание и наклеивание заштрихованных фигур, изготовление узоров и орнаментов. | От 4 лет | ||||
Формирование образа буквы, как символа звука. Знакомство с буквами русского алфавита и правилами их написания. | Шершавые буквы Деревянные или картонные таблички с наклеенными буквами из песчаной бумаги. Буквы письменного шрифта, строчные, без наклона. Толщина линий букв – 2 см. Высота букв, не имеющих надстрочных и подстрочных элементов- 6 см. Согласные буквы наклеены на синие таблички, гласные – на красные, твердый и мягкий знаки – на белые. Заглавные буквы. Ящик с синими и красными табличками, на которых наклеены шероховатые заглавные буквы. | Знакомство с буквами как символами звуков и направлением их письма. Вводится после спонтанных попыток ребенка изучать буквы и писать с их помощью слова. Написание изученной письменной буквы на подносе с песком или манной крупой. Написание изученной буквы на доске для письма – мелом или мокрым пальцем, кисточкой. Написание буквы карандашом или ручкой на листе бумаги. Написание буквы карандашом или ручкой в тетради для письма. Вводятся, когда ребенок спонтанно начинает писать имена собственные, составлять предложения проводится сопоставление строчной и заглавной. Производится сравнение строчной и заглавной буквы. | От 4 лет | ||||
Составление слов из подвижного алфавита | 1. Большой подвижный алфавит. Коробки с плоскими деревянными буквами, соответствующими по форме и размерам шероховатым буквам. Согласные - синие, гласные – красные. Буквы лежат в ячейках коробок по несколько экземпляров одной буквы в каждой ячейке. 2. Малый подвижный алфавит. Письменные буквы синего или черного цвета и разлинованные доски. Грифельные доски с различной разлиновкой. Не разлинованные и разлинованные листы бумаги. Тетради в крупную линейку. | Сравнение шершавой буквы с буквой из подвижного алфавита. Выкладывание открытых и закрытых слогов и складов. Выкладывание слов: По просьбе педагога; по названию фигурки из набора; по изображению на картинке; по написанному на карточке слову; по собственному желанию. Важно, чтобы ребенок при выкладывании слов не пропускал звуков, из которых они состоит и не приписывал в слове лишних букв. Игры типа «типография»: из букв, входящих в составленное слово, составляют другие слова: барабан – бар, баран, баба, рана, раба. Выкладывание коротких предложений на разлинованных досках. | от 4 лет | ||||
Механическое и с пониманием переписывание букв и слов. | Набор карточек с отдельными буквами, складами и простыми в написании короткими словами. | Списывание слов, составленных из подвижного алфавита. Списывание слов с карточек. Самостоятельное написание слов. Списывание предложений, составленных из подвижного алфавита. Написание писем и поздравительных открыток. | |||||
Чтение | |||||||
Слияние звуков на слух (по методу Л.Н. Толстого) | Педагог или другой взрослый произносит согласный и гласный звук и предлагает ребенку произнести их слитно. То же самое со слиянием отдельно произносимых звуков слова. То же но в обратном порядке: ребенку предлагается разлагать слитно произнесенное слово на отдельные звуки. | От 4,5 лет | |||||
Чтение отдельных слов. Механическое чтение отдельных слов | Коробка с ячейками, в которых лежат карточки со словами, дифференцированные по трудности их прочтения (слова с разным количеством букв, состоящие из одного слога, двух, трех; слова с Ь, Ъ знаком, Й и т.д. | Ребенок читает каждую карточку, выкладывая ее из коробки. | От 4,5 лет | ||||
Чтение слов с пониманием. 1.Чтение с предметами из окружающей среды 2.Чтение имен существительных. | Коробка 1. Карточки со словами-названиями различных Монтессори-материалов. Коробка 2. В отдельных ячейках лежат картинки с изображением предметов, а в других — карточки с написанными их названиями. | Ребенок прочитывает слово на карточке и приносит на свое рабочее место соответствующий предмет из Монтессори-материала. Ребенок сопоставляет картинку и слово. Без понимания прочитанного слова это сделать нельзя. | |||||
3. Чтение глаголов 4. Чтение предложений с пониманием. 5. Самостоятельное чтение книг. | Коробка 3. В отдельных ячейках лежат карточки с изображением действующих людей и животных. Коробка 1. На карточках написаны «приказания» из нескольких слов для выполнения одного действия. Коробка 2. На карточках написаны «приказания» из нескольких слов для выполнения двух действий. Коробки 3, 4. Диалоги и драматизации. Самодельные книжечки из нескольких страниц со знакомым детям содержанием. Хорошо подходят книжки с рассказами из Азбуки Льва Николаевича Толстого. | Ребенок сопоставляет картинку и слово. Без понимания прочитанного слова это сделать нельзя Ребенок читает «приказание» на карточке и выполняет действие, которое содержится в «приказании». Ребенок читает «приказание» на карточке и выполняет два действия, которые содержится в «приказании». С коробками работают два ребенка или несколько детей. Они по очереди читают предложения диалога или слова драматизации. Часто дети самостоятельно собирают «зрителей и слушателей» таких диалогов. Дети читают короткие тексты вслух и про себя. | |||||
Слушание | |||||||
Создать условия для слушания, поддерживать умение детей слушать друг друга. | 1.Слушание историй, рассказов, сказок, стихов, рассказываемых взрослым устно. 2. Слушание рассказов и историй детей в общем кругу 3. Слушание аудиозаписей | ||||||
Воспитание читателя | |||||||
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. рассматривание иллюстраций, знакомство с жанрами, авторами детских произведений. | 1.Разнообразная художественная и познавательная литература, соответствующая возрасту детей от 3 до 6 лет, в уголках чтения, уединения и отдыха. 2. Самодельные книжечки для чтения друг другу. | 1.Чтение художественно и познавательной литературы группу или малой подгруппе детей с дальнейшим обсуждением прочитанного. 2. Использование в свободной деятельности детей большого количества программных произведений и литературы энциклопедического характера. 3.Создание проблемных ситуаций для возникновения потребности обратиться к книге, в том числе энциклопедического характера. 4.Организация чтения в парах, друг другу в малых подгруппах. | |||||