Взаимодействие культуры и природы

Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории.

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являютс следствием прогресса.

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры - творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

5. Человек в системе культура.

Культура несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура - зеркало, в котором человек себя видит и в котором он себя узнает.

Человек сам является культурной ценностью, и самую важную часть этой ценности составляют его творческие возможности, «весь механизм реализации замыслов и планов: от вовлеченных в творческий процесс природных задатков до самых утонченных возвышенных эстетических идеалов и "диких" научных абстракций, от эмоциональных переживаний, рвущихся выразиться во вне, до сложнейших знаковых систем. И естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов». Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается для того, чтобы человек всем напряжением своей нелегкой жизни мог разорвать это единство и в очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздать его. Вне такого единства бытие человека невозможно. Роль культуры, как способа реализации творческих возможностей человека разнообразно. Культура как способ реализации творческих возможностей человека не может не включать в себя понимания ценности природы как среды обитания людей, как незыблемой основой культурного развития общества.

Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Можно сказать, личность- это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Каждый человек выступает по отношению к культуре в нескольких ролях:

  • как продукт культуры: только усвоив правила, нормы и ценности культуры и общества, в котором живет человек, можно комфортно чувствовать себя, быть адекватным своим культуре и обществу;
  • как потребитель культуры: в своей жизненной практике человек использует усвоенные нормы и правила, язык, знания и т.д. в готовом виде; обычно это происходит в форме стереотипов;
  • как производитель культуры: человек способен и творчески порождать новые культурные формы, и интерпретировать уже имеющиеся;
  • как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в своей жизни и деятельности, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Социализация и инкультурация. Продуктом культуры человек становится в процессах инкультурапии и социализации, посредством которых ребенок ошалевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

Подсоциализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу, благодаря чему происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, что позволяет ему успешно функционировать в качестве члена общества.

Считается, что социализация проходит в трех основных сферах:

  • в сфере деятельности — как освоение нового вида деятельности через усвоение норм и правил, методов достижения целей, а также оценки полученных результатов;
  • в сфере общения — расширение круга общения человека и развитие его навыков;
  • в сфере самосознания — формирование образа собственного Я как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, роли, формирование самооценки.

6. Культура и природа.

Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. На первый взгляд может показаться, что они противоположны, поскольку культура, по определению, есть неприрода, внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Природа — мать всего созданного человеком.

Отношениямежду природой икультурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.

Западная культура и природа

Точкой отсчета в данном вопросе может служитьантичная культура. При этом следует заметить, что в целом природа в античной культуре оценивалась очень высоко. Тем не менее именно из далекой античности берут свое начало в европейской культуре две тенденции во взглядах на природу, одну из которых условно можно назвать греческой, а вторую — римской, которые по-особому ярко проявились применительно к земледелию.

Греки воспринимали труд земледельца как нечто героическое, требующее смелости, отваги и даже неистовства. Земледелие для них выступало как способ подчинения и господства над природой. Древние греки не столько пахали землю, сколько стремились вырвать из ее недр плоды, которые спрятали от них боги.

Римляне смотрели на это иначе. Для них труд земледельца выступал как самое мирное, спокойное и естественное занятие. Такой взгляд они распространяли и па искусство, считая, что оно должно рождаться столь же естественно, как рождаются и растут деревья, растения и все живые существа. Они стремились к гармонии, согласию культуры и природы, надеясь получить от нее за это щедрое вознаграждение.

В последующем эти две тенденции шли параллельно, взаимно переплетались, или же одна из них брада верх над другой.В средние века господствовал религиозно-аскетический взгляд на природу, в свете которого она оценивалась не слишком высоко и воспринималась как источник соблазна и скверны. Природа являлась разделяющей преградой между Богом и человеком, а в нем самом она принимала форму физической плоти, тела, которое рассматривалось Церковью как оковы, темница для души, воплощавшей Божественное начало в человеке.

В эпоху Возрождения вновь восстанавливается античная, преимущественно римская традиция во взглядах на природу. В творчестве итальянского поэта Ф. Петрарки природа предстает как любящая мать, родительница и воспитательница, «естественная норма» и благотворный закон для человека, в котором все от природы — не только тело, но и разум. Природа начинает теснить самого Бога, как бы растворяя Его в себе, выступая не преградой, но посредником между Богом и человеком.

Искусствоэпохи Ренессанса вновь начинает следовать античному принципу мимесиса (подражание), называя художника великим подражателем природы, провозглашая близость языка искусства и языка природы.

В Новое время. начиная с середины XVII в., в европейской культуре во взглядах на природу преобладающей становится древнегреческая тенденция. Западное общество с полной определенностью ставит целью покорение и подчинение себе природы. Существенные изменения происходят и в искусстве. Хотя не все. но многие художники начинают считать искусство выше природы. Так. немецкий поэт Гёте утверждал, что «свободным духом художник стоит над природой и может ее трактовать сообразно своим целям». Еще более определенно заявляет английский писатель О. Уайльд: «Искусство начинается там, где кончается природа».

Эта тенденция достигает наивысшей своей точки к середине XX столетия, когда разразившийся экологический кризис поставил под угрозу само существование не только природы, но и человечества.

Информационная.

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

  • социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
  • организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
  • обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
  • регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

(http://www.grandars.ru/college/sociologiya/funkcii-kultury.html )

8. Историческая типология культуры.

Типология культуры – это метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания и сопоставления.

Виды типологии: историческая, географическая, этнографическая и др.

Первобытная культура

(40 - 4 тыс. лет до н.э.)

1) древнекаменный век (палеолит):

40-12 тыс. лет до н.э.;

2) среднекаменный век (мезолит):

12-7 тыс. лет до н.э.;

3) новокаменный век (неолит):

Тыс. лет до н.э.

Типология (от греческого typos – «отпечаток», «форма», «образец») – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.

Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько. Например, исторический критерийсвязан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерийпредполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иерархии (отношение к собственности, размер дохода, престиж и т.д.).

9. Феномен украинской культуры.

Украинская культура - это совокупность духовных и материальных ценностей и достижений, которые формировались украинским народом на протяжении всей его истории и отражают развитие его мировоззрения, социальной, экономической и духовной жизни. В процессе своего развития украинская культура обогащалась элементами различных культурных традиций, прежде всего - русской, белорусской, польской, болгарской, угро-финской, татарской. По своему происхождению украинская культура является полиэтничной, что отразилось в современном полиэтничном составе украинского общества.

Базовые характеристики украинской культуры закодированы в ее национальных символах и стереотипах. Они настолько органично вписанными в канву общественного сознания, что люди даже не задумываются над их значением и содержанием. Для украинцев установленным символом национальной культуры традиционно был Т. Г. Шевченко, который воплощал духовность народа и его социальные надежды. Символом исторической судьбы выступал Б. Хмельницкий, с которым связаны драматические страницы украинской истории. Сегодня акцент смещается в несколько иные, более политизированные сферы. Символами государственности Украины являются сине-желтый стяг, трезубец и национальный гимн.

Развитие современной украинской культуры коренится в пробуждении украинского самосознания, которое выражено в философии украинской национальной идеи.

Культура Украины — культура украинского народа, других народов и народностей Украины и государств, предшествующих современной Украины и СССР.

Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами. Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.

Вследствие трудностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII веке, польско-литовская экспансия в XIV—XVI веках, зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX—ХХ веках) в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. Это произошло, так как в XVI веке, когда феодально-боярская знать приняла католичество и польскую культуру, и к концу XVIII века, когда верх казацкой старшины был русифицирован, украинское общество развивалось в значительной мере без полноценной национальной культурной элиты.

Истинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества — крестьяне, казаки, ремесленники. Украинская культура на протяжении длительных периодов своей истории развивалась как народная. В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве — народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъём украинской культуры и в XVI—XVII веках, и культурное возрождение в XIX веке.

В то же время ощутимы и отрицательные последствия такого характера развития украинской национальной культуры. В течение длительного времени много талантливых людей, которые родились и выросли на Украине, затем покидали её, связывали свою дальнейшую жизнь и творчество с русской, польской и другими культурами. Кроме того, прогресс в области естественных наук был выражен слабее, чем в гуманитарной.

Вместе с тем, самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета во время Казачества и обеспечила практически сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописания, ориентированность на ведущие центры Европы, в частности на византийские культурные традиции, роль Украины-Руси как центра христианства в восточнославянском мире, а также как центра наук и высшего образования благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии; меценатство и государственная поддержка культуры рядом выдающихся государственников — Константином Острожским, Петром Конашевичем-Сагайдачным, Иваном Мазепой и др. — всё это позволило поднять украинскую культуру на мировой уровень, создать ряд классических шедевров в области книгопечатания, архитектуры, литературы, достичь значительных успехов в науке.

Известный исследователь украинской культуры Иван Огиенко отмечал, что украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии и гуманизм. Говоря о гуманистической сути украинской культуры, нужно отметить и то, что сама система ценностей данной культуры в период её активного развития (XVII—XIX века) была довольно специфической. Богатый материал для такого вывода даёт творческое наследие Григория Сковороды, Феофана Прокоповича, Пантелеймона Кулиша, Тараса Шевченко. В своих философских сочинениях они решали вопрос о сущности и условиях человеческого счастья, о смысле человеческого существования.

В отличие от общественного мнения других европейских стран, где проблемы бедности, болезней и бескультурья планировалось преодолеть путём технического прогресса, повышения производительности труда, с помощью усилий просвещённых монархов и социального экспериментирования, украинские мыслители призывают к другому. «Родственный труд» и самопознание, свобода, ради которой не жалко расстаться с благополучием, ограничение жизненных потребностей, предпочтение духовности, нежели материальности — вот те пути и рецепты счастья, которых придерживались и которые пропагандировали ведущие украинские мыслители в духе более позднего европейского экзистенциализма. Сегодня такие подходы имеют особое значение для всего человечества.

Украинский народ имеет богатую и бурную историю. Жить ему пришлось на распутье, через которое проходило много разных народов и племён. Почти каждый из них покушался на украинскую землю. В таких тяжёлых, сложных условиях приходилось защищать свою свободу от врагов, приходилось быть и порабощённым. Эта борьба воспитала в украинцах яркую, характерную черту — свободолюбие. Именно она привела к тому, что уже в конце XVI века на Украине осуществлялась самая первая в то время демократия. Запорожская Сечь стала мощнейшим бастионом демократии и свободы не только у себя, но и для соседних народов. Поэтому и всё творчество народа пронизано свободолюбивым характером. Не раз теряя свободу, независимость, украинцы тосковали по ней, и эту тоску и борьбу за свободу воспроизводили во всех проявлениях своего творчества — в безбрежном море задушевных песен, дум, легенд; в живописи, вышивке, гончарстве, ткачестве и т. д.

10. Особенности украинской ментальности.

Прежде всего, надо же сказать, что такое ментальность или менталитет человека. Менталитет - это характер и положение человеческого мышления, что реализуется на уровне сознания, но базируется на основе сферы подсознания, что включает в себя как типы отдельной личности так и типы этноса в целом. Проще говоря, менталитет (государства, общества, человека как индивидуума) – это душа, сердцевина, информационный поток, что охватывает эмоциональный, общественный, духовный, религиозный уровни жизнедеятельности социальной, индивидуальной системы.

Украина – страна с богатой древней историей. Её народные традиции воплощают в себе черты народного характера в его быту. Характер украинцев отличается гостеприимством, доброжелательностью и дружелюбием. Также славится украинский народ уважением к старейшим, к женщине, любовью к детям, природе, животным.
А своим чувством юмора, артистичностью и певучестью украинцы прославились на весь мир, так же, как и талантом и умениями создавать великолепные художественные произведения. Быт украинцев испокон веков был украшен вышивкой и ткачеством, рисованием, резьбой и гончарством.
Традиционно Украина страна христианская, даже не смотря на то, что церковь сейчас здесь отделена от государства. Больше половины населения Украины принадлежит к православию. Также в незначительных количествах есть здесь мусульмане, иудеи, буддисты и представители других вероисповеданий.
Украина, страна богатая на красоту, приехав сюда, можно почувствовать к ней огромную любовь. Страна по праву может гордиться неповторимыми красотами многих своих городов, сохранивших удивительно прекрасные старинные здания, музеи, замки и другие достопримечательности.
Черное и Азовское море, Крымские и Карпатские горы подчёркивают красоту украинской природы. Соборы и церкви, полуразрушенные древние замки сохраняют очарование и манящую притягательность для ценителей старины.
Культура Украины уходит корнями в далёкое прошлое, и свидетельствуют об этом немалое количество памятников древних цивилизаций, когда-либо существовавших на территории Украины.

Исследователи неоднократно делали попытки выделить характерные черты украинской культуры и национальной ментальности. Одной из таких попыток является теория М. Костомарова, которую он изложил в работе «Две русские народности». М. Костомаров сравнил ментальности россиян и малороссов и выяснил, что российская ментальность тяготеет к категории общего («государство», «церковь» и т. д.), а украинская ментальность - к частному (единичному, в том числе - к частной собственности), к личному моральному здоровью, к поискам самих себя.

На одном из первых мест в особенности нашего менталитета можно выделить образ украинской женщины – прежде всего заботливой матери, хозяйственной жены, старательной работницы. Все известные украинские писатели и поэты описывали красоту и нежность украинской женщины, внимательность и заботу матери, любовь и терпение девушки.На весь мир известна и украинская кухня. Перечень блюд из «Энеиды» И. Котляревского впечатляет своим разнообразием и вкусом. Всегда странника, зашедшего в украинскую деревню, прежде всего сытно и богато накормят и напоят. Об украинском борще и варениках даже ходят легенды.

Украинская психическая структура определяется своим эмоционально-чувственным характером, сосредоточением около "сердца", своей "кордоцентричностью… безусловной чертой психического уклада украинца является эмоциональность, сентиментализм, чувственность и лиризм.

Определяющей особенностью украинской нации есть то, что она сформировалась как нация земледельческая. В этом смысле украинцев можно считать наследниками Трипольской культуры, распространившейся на территории нынешней Украины около 7 тысяч лет назад. С той поры для землепашца мало что изменилось: повседневный и постоянный, в высокой степени добросовестный, не сулящий гарантированного либо быстрого результата труд. В этих условиях акцентируются и проходят повседневную проверку моральные качества человека и формируется требовательность к уровню как своих моральных качеств , так и моральных качеств окружающих людей.

КИММЕРИЙЦЫ

Киммерийцы — первый исторически зафиксирован­ный народ на территории современной Украины. Отрывоч­ные сведения о них мы находим в поэме Гомера «Одиссея», в «Истории» Геродота, «Географии» Страбона и в ассирий­ских клинописных источниках. С X по VII вв. до н. э. ира­ноязычные кочевые племена киммерийцев занимали об­ширную степную территорию между Доном и Днестром, а также Крымский и Таманский полуострова. Коневодство обеспечивало их верховыми лошадьми и продуктами пи­тания. Благодаря своим тесным контактам с кавказскими металлургическими центрами киммерийцы первыми сре­ди племен Украины овладели технологией изготовления железа сначала тигельным, а затем и сыродутным спосо­бом — с помощью горна. Обладая сильной конницей, железными мечами и стре­лами с железными наконечниками, этот народ оказывал сильное давление на оседлое земледельческое население украинской лесостепи. Чтобы защитить себя от киммерий­цев, носители так называемой чернолесской археологичес­кой культуры, проживавшие в междуречье Днепра и Дне­стра, вынуждены были строить хорошо укрепленные го­родища. В VII в. до н. э. киммерийцы ушли с территории Украины (достоверных свидетельств о том, что стало с этим народом, не сохранилось). На смену им с востока пришли племена скифов.

СКИФЫ

Скифы (сколоты) — кочевые ираноязычные племена, которые жили в VII—III вв. до н. э. в степях Северного Причерноморья. О скифах сохранились известия в асси­рийских (VII—VI вв. до н. э.) и греческих (V—IV вв. до н.э. — Гиппократ, Страбон, Эсхил, Аристофан и др.) пись­менных источниках. Греческий историк Геродот посвя­тил скифам четвертую книгу своей «Истории», в кото­рой описал их территорию, занятия, быт, обычаи, рели­гию и поход против них персидского царя Дария I. Ски­фы пришли в Северное Причерноморье с востока. В V— IV вв. до н. э. под влияние скифов попали земли лесо­степной полосы Левобережной и Правобережной Украи­ны, а также земли на запад от Днестра — так называемая Большая Скифия (географическо-этнографическое назва­ние территории, на которую распространилась скифская материальная и духовная культура, а также в значитель­ной степени военное влияние). Население Большой Скифии не было однородным. Кроме нескольких собственно скифских племенных объе­динений (кочевые скифы, царские скифы), здесь жили ме­стные племена, которые попали в зависимость от скифов и впитали ряд элементов скифского этноса. Это, в первую очередь, скифы-пахари, которые жили между Днестром и Днепром, скифы-земледельцы в низовьях Днепра и др. В V—IV вв. до н. э. скифы достигли значительного военного и экономического могущества, поддерживали активные связи с античными городами Северного Причерноморья, осуществляли военные походы на соседние и отдаленные земли. Скифские военно-племенные объединения пред­ставляли собой ранний этап кочевнической государствен­ности, которая достигла вершины своего развития в сере­дине IV в. до н. э. при царе Атее. После появления сарма­тов между Доном и Днепром, а впоследствии на запад от Днепра скифская государственность, державшаяся на во­енной силе, пришла в упадок. Непосредственным продолжением Большой Скифии было Скифское царство в Крыму, которое просущество­вало до III в. н. э. Кроме того, существовала так называе­мая Малая Скифия на территории Молдовы и Румынии. Эти государственные образования находились под значи­тельным влиянием античной цивилизации Северного Причерноморья и представляли собой европейские элли­нистические государства. Скифы оставили богатую и раз­нообразную культуру. Это, в первую очередь, многочислен­ные курганы (их насчитывалось несколько сот) военно-племенной верхушки. Курганные погребения раскрывают картину глубокого имущественного расслоения скифско­го общества, связи кочевой верхушки с античной цивили­зацией, состояние военного дела у скифов, религиозные верования. Пребывание скифов в степях Северного При­черноморья содействовало распространению скифской ма­териальной и духовной культуры среди оседлых земле­дельческих племен.

ТАВРЫ

Тавры (от греч. tauros — бык) — автохтонное население Крыма. От них произошли названия Крымского полуост­рова Таврида, Таврика, Таврия. Исследователи прослежи­вают связь тавров с культурой населения Крыма и Поднепровья эпохи каменного и бронзового веков. Сведения о таврах содержатся в произведениях древнегреческих, римских, византийских писателей и ученых с V в. до н. э. до X в. н. э. Одним из первых о таврах написал древнегре­ческий историк Геродот.

14. Особенности первобытной культуры.

Древнейший человек современного типа появился на территории Украины около 1 млн. лет тому назад в эпоху палеолита — древнекаменного века. Стоянки этого периода найдены археологами в Закарпатье (более 20 пунктов), а также в Донбассе (в районе Амвросиевки), на Днестре в с Лука-Врубливецкая, на Житомирщине Археологами найдены тут ручные рубила и множество кремневых осколков, которые использовались как орудия труда.

После палеолита начался мезолит - средне каменный век. В эпоху мезолита произошли существенные изменения в окружающей среде. После ледникового периода климат стал мягче, а ландшафтно-географические зоны приобрели современный вид. В период мезолита происходили кардинальные изменения в сфере производства орудий труда. Были найдены лук и стрелы. В это время человек приручает диких животных - собаку, потом свинью, занимается собирательством, рыболовством

Завершающий этап каменного века - неолит (VI - Ш тыс. до н. э) характеризуется большими изменениями в экономике. Появляются скотоводство и земледелие. Воспроизводящее хозяйство заложило основы для дальнейшего развития древнейшего населения Украины, численность которого в период неолита значительно выросла. Переход к сознательному производству продуктов питания был качественно новым этапом в истории человечества. Историки называют этот этап "неолитической революцией"

На территории современной Украины выявлено около 500 неолетических поселений. В социальном аспекте неолит был период расцвета родового строя.

В III-тыс. до н.э произошел переход к энеолиту (меднокаменному веку), который характеризуется овладением техникой производства и обработки меди. Из многих археологических культур этого периода самой известной является трипольская культура, которая была распространена на правобережной части современной Украины и Поднестровье Она была открыта у села Триполье, южнее Киева Трипольцы были знакомы с обработкой меди и даже железа, занимались оседлым земледелием к скотоводством. Высокого уровня достигло гончарное производство. Жили трипольцы в больших прямоугольных наземных жилищах с деревянным каркасом и из глины Они жили многолюдными поселками. У трипольцев развивались территориальные связи на основе хозяйственной деятельности, формировались племена и межплеменные связи, создавалась иерархическая структура родов во главе с наиболее знатными и признанными старейшинами.

II тыс. до н. э вошло Б историю под названием бронзовый век. В эту эпоху произошло крупное общественное разделение труда - выделилось скотоводство как самосто

Наши рекомендации