Взаимодействие мдобу црр детский сад «курай» и социума
Знакомство с историей, культурой своего города, развитие кругозора дошкольников, получение раннего опыта взаимодействия с социумом – залог успешной адаптации ребенка в современном мире.
Система работы дошкольной организации с социумом:
· Формирование внешней среды (создание определенного имиджа);
· Наращивание и развитие внутреннего потенциала (педагоги - дети – родители).
Процесс социализации личности воспитанников осуществляется в тесном контакте детского сада “Курай” с социальными партнёрами:
· Центральная городская детская библиотека;
· Детская художественная школа искусств;
· ФОК «Беркут»;
· Краеведческий музей города Сибай
· Центр народной культуры и досуга
· Центр детского творчества
· Концертно – театральное отделение г. Сибай
· ГИБДД
· ГорОО
· Башкирская гимназия им. Р.Уметбаева
Ежегодно разрабатываются планы совместных мероприятий с воспитанниками и социальных партнёров, которые включаются в годовой план работы ДОУ на учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
ЦРР реализует Программу с приоритетным осуществлением деятельности по нескольким направлениям развития воспитанников, таким как познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Этому способствует использование парциальных программ, образовательных проектов (комплексно-тематического планирования) и программ дополнительного образования. Парциальные программы и образовательные проекты интегрируются в содержание обязательной части Программы, их освоение воспитанниками осуществляется в процессе ООД и в режимных моментах.
Задачи социально-коммуникативного развития решаются через реализацию содержания следующих парциальных программ:
1.Программа – руководство по социальному развитию дошкольников «Я – личность» коллектива авторов Азнабаевой Ф.Г., Шафиковой Г.Р., Зигангировой Г.М.
2. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б..
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Основные принципы программы:
- принцип полноты, обеспечивающий реализацию всех разделов программы;
- принцип системности, подразумевающий систематическую работу в рассматриваемом направлении, гибкое распределение материала в течение года и дня;
- принцип учета условий городской и сельской местности, позволяющий компенсировать неосведомленность ребенка о правилах поведения в непривычных для него условиях;
- принцип интеграции, способствующий использованию программы как части основной общеобразовательной программы детского сада;
-принцип координации деятельности педагогов, обеспечивающий последовательность изложения темы;
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, подразумевающий активное участие родителей в образовательном процессе, направленном на освоение ребенком знаний о правилах безопасного поведения, здоровом образе жизни и формирование соответствующих умений и навыков.
В образовательном процессе используется содержание следующих тем программы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице». Данные темы тесно связаны с комплексно-тематическим планированием ДОУ.
№ | Тема парциальной программы | Содержание темы | Раздел комплексно-тематического плана | Формы работы | |
Младший возраст | Старший возраст | ||||
1. | «Ребенок и другие люди» | О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. | «Моя семья и я сам(а)» | Беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений на примере башкирских и русских народных сказок и сказок народов мира. | Беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений на примере собственного жизненного опыта и сказок Сочинение сказок с описанием внешности персонажей. |
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице и дома. | «Моя семья и я сам(а)», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» | Игры-драматизации с использованием образов сказочных персонажей. Инсценирование сказок с благополучным окончанием («Красная шапочка» Ш. Перро, «Волк и семеро козлят», “Эт үҙенә нисек хужа тапҡан”, “Үгәй ҡыҙ Гөлбикә”, “Ирәндек” һ.б.). | Творческое задание на изображение «своих» и «чужих». Игра с мячом «Свой, знакомый, чужой» (подобно «Рыбы, птицы, звери»). Решение проблемных ситуаций. Беседа по сказке «Приключения Буратино» А. Толстого Тренинг «Когда чужой хочет войти в твой дом». Беседы о работе полиции. Просмотр мультфильма «Дядя Степа – милиционер». | ||
Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. | «Моя семья и я сам(а)» | Просмотр и обсуждение мультфильма «Ну, погоди!» | Чтение, обсуждение, инсценирование сказок по выбору воспитателя («Үгәй ҡыҙ Гөлбикә» , «Петушок - золотой гребешок» , “Ҡамыр батыр һ.б.”) | ||
Ребенок и другие дети, в том числе подростки. | «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» | Беседы с родителями о возможном отрицательном влиянии старших приятелей на их ребенка. | Беседы с родителями о возможном отрицательном влиянии старших приятелей на их ребенка. Сочинение историй «Я и мой старший друг на прогулке». | ||
2. | «Ребенок и природа» | В природе все взаимосвязано. Загрязнение окружающей среды. Ухудшение экологической ситуации. Бережное отношение к живой природе. Ядовитые растения. Контакты с животными. Восстановление окружающей среды. | «Осень – щедрая пора», «Зима», «Весна», «Здравствуй, лето!» | Рассматривание фотографий и иллюстраций пейзажей родного края. Наблюдения за объектами природы. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (на экологическую тему). Беседы о съедобных и несъедобных растениях. Отгадывание загадок о природе. Беседы о правилах обращения с животными. | Беседы по иллюстрациям в рабочей тетради на экологические темы. Чтение и разучивание стихотворений. Наблюдения за объектами природы. Трудовые поручение по уборке участка, уходу за растениями. Изготовление кормушек для птиц. Творческая мастерская «Лесная полянка». Беседы о съедобных и несъедобных растениях. Отгадывание и сочинение загадок о природе. Настольная дидактическая игра «Сбор грибов и ягод». Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное». Беседы о правилах обращения с животными. |
3. | «Ребенок дома» | Прямые запреты и умение и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Открытое окно, балкон как источник опасности. Экстремальные ситуации в быту. | «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» «Все профессии нужны, все профессии важны» | Беседа по произведениям «Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова. Беседы о правильном использовании опасных предметов. Отгадывание загадок об опасных предметах. Тематические консультации для родителей. Беседы о работе пожарных, врачей скорой помощи. Тренинг «Звонок в службу спасения». | Беседа по произведениям «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар» «Дым» Б. Житкова., “Икмәк.Ш.Биҡҡол, “”Башҡортостанға.”, Ғ.Ғүмәр, “Ватан”, Р.Ниғмәти и т.д. Беседы о правильном использовании опасных предметов, о том, как вести себя при пожаре. Сочинение загадок об опасных предметах. Игры-драматизации по сказкам. Решение проблемных ситуаций, тренинги «Если я один дома», «Если в доме что-то загорелось», «Если в квартире много дыма». Тематические консультации для родителей. Игра «Доскажи словечко». Тренинг «Звонок пожарным, в скорую помощь, в полицию, в службу спасения». Творческая мастерская по изготовлению макета комнаты. Театрализованная игра «Один дома» (настольный театр с использовании изготовленного макета). Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Пожарная команда» |
4. | «Здоровье ребенка» | Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Изучаем свой организм. Прислушаемся к своему организму. О ценности здорового образа жизни. О профилактике заболеваний. О навыках личной гигиены. Забота о здоровье окружающих. Врачи – наши друзья. О роли лекарств и витаминов. Правила оказания первой помощи. | «Я расту здоровым» | Беседы о здоровом образе жизни, о болезнях, о правилах личной гигиены, о роли лекарств и витаминов и правилах их приема. Дидактические игры. Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Больница». Беседа по произведению А. Барто «Девочка чумазая». | Беседы о здоровом образе жизни, о болезнях, о правилах личной гигиены, о роли лекарств и витаминов и правилах их приема, об оказании первой помощи, об отношении к больному человеку. Беседы и дидактические задания для изучения строения тела и функционирования внутренних органов человека. Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Больница», «Аптека». Беседы по произведениям («Доктор Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского и др.). Экспериментальная деятельность с использованием микроскопа (рассматривание капли воды, слюны). Дидактические задания «Где живут витамины?» Чтение и обсуждение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима. Сочинение и отгадывание загадок о полезных продуктах. |
5. | «Эмоциональное благополучие ребенка» | Детские страхи. Конфликты и ссоры между детьми. | В процессе изучения всех тем. | Индивидуальные беседы о страхах. Решение проблемных ситуаций. Активные игры («Кошки-мышки» и др.) | Индивидуальные беседы о страхах. Решение проблемных ситуаций («Как избежать драки», «Что делать, если ты поссорился с другом» и др.) Активные игры, эстафеты. Совместные творческие мастерские. |
6. | «Ребенок на улице» | Устройство проезжей части. Дорожные знаки. Правила езды на велосипеде. О работе ГИБДД. Регулировщик. Правила поведения в транспорте и на улице. | «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» | Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, о правилах дорожного движения. Дидактические игры. Решение проблемных ситуаций («Как перейти улицу», «У меня пропал щенок» и др.). Игры-тренинги «Сигналы светофора», «Движение по пешеходному переходу» и др.). Тематические консультации для родителей. | Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, об устройстве проезжей части. Дидактические игры. Просмотр мультфильма и чтение стихотворения «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова Сюжетно-ролевые игры («Поедем на автобусе (троллейбусе)», «Едем автомобиле» и др.). Решение проблемных ситуаций («Как перейти улицу», «Ребенок потерялся на улице» «Кто уступит место в автобусе?»). Творческая мастерская по изготовлению макета «Моя улица». Игры-тренинги «Движение на перекрестке», «Движение через железнодорожный переезд», «Путешествие за город» и др.) Тематические консультации для родителей. Заучивание детьми данных домашнего адреса, телефона. |
Задачи познавательного развития дошкольниковреализуются на основе следующих парциальных программ:
- «Земля отцов» Р.Х.Гасановой по формированию у дошкольников основ национальной культуры;
- «Образ Салавата Юлаева дошкольникам» Программа гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ф.Г.Азнабаевой, Г.Р.Шафиковой;
- «Я- Башкортостанец». Программное руководство по работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста по приобщению детей к культуре родного народа. Р.Л.Агишевой.
Данные программы предлагают новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к башкирской народной культуре.
Цель программы «Земля отцов»– способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию башкирского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт башкирского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.
Представление о малой Родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому содержание психолого-педагогической работы по ознакомлению с малой Родиной интегрируется со всеми образовательными областями.
Задачи художественно – эстетического развития дошкольниковрешаются через использование региональной программы Молчевой А.В. «Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам». Парциальная программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста знакомит с видами искусства на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства.
Реализация дополнительного образования.
Программы дополнительного образования реализуются в режимных моментах. Выбор программ дополнительного образования происходит с учетом индивидуальных особенностей (потребностей и способностей) воспитанников, пожеланий родителей (законных представителей).
Цель дополнительного образования: выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности.
Дополнительное образование в детском саду осуществляется по следующим направлениям:
Название деятельности | Направление развития | Программное обеспечение | Руководитель дополнительного образования | Возраст детей |
Робототехника | Художественно – эстетическое | 5-7 лет | ||
Шашки и шахматы | Познавательное развитие | 6-7 лет | ||
Обучение грамоте | Речевое развитие | 5-6 лет | ||
Английский язык | Речевое развитие | 5-7 лет |
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДОУ
На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская).
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.
К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Следует указать, что в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях.