Вертикальная структура социума и его характеристика.35. Основные носители потенциала социума

Потенциал – от лат. потенция возможность, ресурсы, мощность, сила.

Он носит смысловое содержание:

- это физическая характеристика, величина характеризующая запас энергии тела, находящемся в данной точке поля зрения

- в переносном смысле степень мощности (скрытых) возможностей в каком-либо отношении, в мире сущ. предметы и явления, предметы можно замерить, так как они имеют характеристики, а явления – это результат взаимодействия предметов

Потенциал социума имеет два уровня:

1). Перспективный (статический, обладающий физическими характеристиками), его можно замерить

2). Ситуативный (динамический) потенциал, обладающий смысловыми характеристиками, перспективный потенциал, постоянный, стабильный, он заключен в имеющихся длительное время ресурсах и возможностях социума, обеспечивающих его определенное постоянство, это прежде всего библиотечные, материальные, научные фонды и учреждения, профессиональные кадры, научные разработки, методики и технологии деятельности, учебные программы, распорядок труда и т.д. Они представлены как нечто стабильное и имеющиеся в распоряжении социального института, являющегося неотъемлемым атрибутом социальной деятельности и социальных отношений.

Способные проявиться или реализоваться в конкретной социальной ситуации, он носит динамический характер и по сравнению с перспективным потенциалом социума и включает ситуативные возможности и ресурсы, к которым относятся мобильные знания, навыки, умения, личностные качества и способности специалистов, способствующие решению внезапно возникающих проблем личности в нестандартных или жизненно сложных ситуациях. Он выступает как некий побудитель активности, как стартер. Во включении ситуативного потенциала к разрешению проблем личности в различных условиях ее жиз-ти. Потенциал социума имеет много сферную и много уровневую систему и включает:

- воспитательный потенциал, образовательный, педагогический, физический, материальный, интеллектуальный, организационный, духовно-нравственный, профессиональный, групповой, личностный, собственный и т.д.

В действительности потенциал социума и социально-пед. деятельность могут рассматриваться как социообразующий фактор, взаимных обязательств людей, составляющих социум. Для разрешения проблем людей, составляющих основу социума. Указанные обстоятельства действуют именно и только внутри границ социума.

В педагогике рассматриваются с точки зрения процесса включения туда ребенка, и интеграции через ближайшую соц. среду и общества в целом. С этой т.з. важным становиться тот факт, что отношения человека и внешних соц. условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия:

- человек в опред. степени влияет на социум, изменяет его, но в то же время социум влияет на человека, предъявляя ему свои требования. Отношения социума человека определяется тем, на сколько его поведение соответствует ожиданиям социума, обладающих внутренним единством (целостностью) структурой и способной воспроизводить это единство.

Первым краегоульным камнем социума является:

1. Обязательство взаимопомощи, которые члены социума оказывают друг другу в ч\с, ценой личных ущемлений, а нередко и жертв. При этом учитываются социальные потребности других людей, необходимость поделиться своими знаниями, предать опыт другому человеку, соц. способности.

2. Забота друг о друге для понимания механизмов взаимодействия личности и потенциала социума, важно учитывать, что социум представляет собой, своеобразное поле взаимной и наследственной клятвы о взаимопомощи, взаимопонимании и заботе о другом человеке.

06.10 Результатом пед. деятельности является сформированность зну, в определенной области или сфере жиз-ти общества и личностных качеств.

Результатом развития является качественно новый уровень изменения личности (прежде всего психологических качеств), таких как характер, способности, мышление, память и т.д.

ПД – субъект воздействия, средства воздействия, объект пед. воздействия. Субъект, от которого исходит результат взаимодействия.

Средства – учебники, речь педагога, компьютер, презентация, методики преподавания, воздействия.

Вербальные – речь и т д.

Материальные – лекция, семинар, учебник …..

Средства воспитания – мероприятия:

- средства воспитания

- мероприятия в неучебной деятельности:

- акции, конкурсы, фестивали, пед. дебюты, встречи с представителями производства, культуры, искусства, силовых структур, конкурсы, круглые столы, презентации, художественная самодеятельность, спортивные мероприятия, посещение производственных учреждений, субботники,

Формы и методы реализации потенциала социума:

1) Включение учащихся в социально значимые виды деятельности: участие в хоре, включение в муз. коллективы, включение в состав редколлегии, включение в акции, включение в конкурсы, олимпиады, фестивали, подготовка презентаций и выступлений с ними

2) Организация взаимодействия с различными социальными институтами (с семьей, оу др. типов, сзн – цспсид, цсрн\с, установление с комиссией по днл, с музеями, спортивно оздоровительными комплексами и т.д.).

3) Включение в различные виды социальных отношений – м\л, м\гр., м\вед., м\рай., м\рес., международные отношения….

4) Развитие потенциальных возможностей самого индивида, включающая, прежде всего развитие социальных потребностей, к которым относятся прежде всего – стремление к общению, интерес к другому человеку, стремление оказать помощь другому, желание понять состояние другого, интерес к КТД…..

5) Развитие потенциала индивида в области его социальных способностей. Умение устанавливать контакт с другими людьми, навыки изучения уст., умение участвовать в совместной деятельности.

СПД – использование потенциала социума..

Результат СПД – качественное изменение самой личности в соответствии с временем и ситуацией.

Сформированность социально-активной личности…

Метаиндивидная инфраструктура или Персонализация – позитивное влияние на соц. опыт

Этический кодекс соц. педагога и соц. работника.

Фед. образовательный стандарт по направлению – педагогическому. коррекционному, психолого-педагогическому.

Наши рекомендации