Организация двигательного режима

Формы организации младший возраст старший возраст
младшие группы средние группы старшие группы подготовит.группы
Организованная деятельность   6 часов в неделю 8 часов в неделю 8 часов в неделю
Утренняя гимнастика 6-8 минут 6-8 минут 8- 10 минут 10- 12 минут
Дозированный бег   3-4 минуты 5-6 минут 7-8 минут
Упражнения после дневного сна 5- 10 минут 5- 10 минут 5-10 минут 5-10 минут
Подвижные игры не менее 2-4 раз в день
6-8 минут 10-15 минут 15-20 минут 15- 20 минут
Спортивные игры   целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю
Спортивные упражнения целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю
  8-12 минут 8-15 минут 8-15 минут
Физкультурные упражнения на прогулке ежедневно с подгруппами
5-10 мин 10-12 мин 10-15 минут 10-15 минут
Спортивные развлечения 1 раза в месяц
15 минут 20 минут 30 минут 30- 40 минут
Спортивные праздники 2 раза в год
15 минут 20 минут 30 минут 40 минут
Неделя здоровья не реже 1 раза в квартал
Самостоятельная двигательная деятельность ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю

Содержание образовательной области направлено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, становление ценностей здорового образа жизни.

«Физическая культура» Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) Накопление и обобщение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
3-4 года
Задачи Программы Содействовать гармоничному физическому развитию детей
- Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соот­ветствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.     - Способствовать становлению и обогащению двигательного опы­та: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх. - Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, со­блюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя. -Учить детей реагировать на сигнал и действовать в со­ответствии с ним. -Учить детей самостоятельно выполнять простейшие по­строения и перестроения, уверенно, в соответствии с указания­ми воспитателя выполнять физические упражнения с предметами и без них. -Развивать у детей потребность в двигательной активности, ин­терес к физическим упражнениям. - Побуждать детей к активному участию в подвижных играх. - Развивать представления о важности двигательной культуры.
Виды деятельности Формы организации деятельности
Организованная образовательная деятельность - Игровые упражнения - Подвижные игры - Хороводные игры - Пальчиковые игры - Спортивные упражнения - Физкультминутки в процессе других видов ООД
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов - Утренние и корригирующие гимнастики - Подвижные игры - Пальчиковые игры - Игровые упражнения - Спортивные упражнения - Динамические паузы - Физкультурные праздники и развлечения - Дни здоровья
Самостоятельная деятельность детей - Подвижные, хороводные, пальчиковые игры - Игровые упражнения - Спортивные упражнения.
4-5 лет
Задачи Программы Содействовать гармоничному физическому развитию детей
- Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые каче­ства, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации. -Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: -уверенному и активному выполнению основных элементов тех­ники общеразвивающих упражнений, основных движений, спор­тивных упражнений; -соблюдению и контролю правил в подвижных играх; -самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений; -умению ориентироваться в пространстве; -восприятию показа как образца для самостоятельного выпол­нения упражнения; -развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. - Воспитывать у детей желание самостоятельно организо­вывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверс­тниками и малышами. -Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях
Виды деятельности Формы организации деятельности
Организованная образовательная деятельность -Физкультминутки в процессе других видов ООД - Игровые упражнения - Хороводные игры - Пальчиковые игры - Спортивные упражнения - Подвижные и спортивные игры
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов -Подвижные и спортивные игры -Утренние и корригирующие гимнастики -Игровые упражнения -Динамические паузы - Спортивные упражнения -Физкультурные праздники и развлечения -Дни здоровья
Самостоятельная деятельность детей -Подвижные, хороводные, пальчиковые игры -Игровые упражнения -Спортивные упражнения
5-6 лет
Задачи Программы Содействовать гармоничному физическому развитию детей
- Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. -Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: добиваться осознанного, активного, с должным мышечным на­пряжением выполнения всех видов упражнений. -Закреплять навыки основных движений в подвижных играх, упражнениях и эстафетах. -Приучать детей осмысленно относиться к достиже­нию точности и правильности выполнения движений, соответст­вия их образцу. -Следить за точным соблюде­нием исходного положения, четким выполнением промежуточ­ных и конечных поз, соответствием выполнения движений за­данному темпу. - Формировать осознанную потребность в двигательной активнос­ти и физическом совершенствовании. -Побуждать к проявлению творчества в двигательной де­ятельности. -Воспитывать у детей желание самостоятельно организо­вывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверс­тниками и малышами. -Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях. -Учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.  
6-7 лет
Задачи Программы Содействовать гармоничному физическому развитию детей
-Продолжать развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, ловкость движений. -Добиваться точного, энергичного и выразительного вы­полнения всех упражнений. -Развивать творчество и инициативу, добиваясь вырази­тельного и вариативного выполнения движений. -Закреплять двигательные умения в спортивных играх и упражнениях. -Закреплять умения в анализе движений (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей, эле­ментарное планирование). -Закреплять умения в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками и малышами.
Виды деятельности Формы организации деятельности
Организованная образовательная деятельность -Физкультминутки в процессе других видов НОД -Игровые упражнения -Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием -Спортивные игры -Ходьба на лыжах -Эстафеты -Соревнования  
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов -Утренние и корригирующие гимнастики -Физкультурные праздники и развлечения -Дни здоровья -Игровые упражнения -Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием -Спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон,футбол, хоккей, настольный теннис) -Катание на санках -Ходьба на лыжах -Эстафеты -Длительные прогулки, походы: в парк, в лес, к реке -Динамические паузы
Самостоятельная деятельность детей -Хороводные, пальчиковые игры -Игровые упражнения -Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием -Спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон,футбол, хоккей, настольный теннис).
Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы -Дни здоровья -Физкультурные праздники и развлечения - Информационные корзины -Фотовыставки. -Тематические консультации, практикумы -Легкоатлетические пробеги -Пешие прогулки, экскурсии, минитуризм
«Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей Воспитание культурно-гигиенических навыков Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
3-4 года
Задачи Программы -Осуществлять закаливающие мероприятия во время утренней гимнастики, ООД, после сна при соблюдении следующих требований: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка; - создавать позитивный эмоциональный настрой; - проводить закаливающие воздействия на фоне теплового комфорта ребенка; - использовать в комплексе природные факторы и закаливающие процедуры; - соблюдать постепенность в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий закаливания (при этом вид и методика закаливания изменяются в зависимости от сезона и погоды); - воздействия природных факторов должны быть направлены на разные участки тела: различаться и чередоваться как по силе, так и длительности; - соблюдать методику выбранного вида закаливания. -Развивать представления о важности гигиенической культуры. -Обогащать представления детей о процессах умывания, одева­ния, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных дейст­виях, сопровождающих их. -Совершенствовать умения правильно совершать процессы умыва­ния, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом. -Развивать умения одеваться и раздеваться при участии взросло­го, стремясь к самостоятельным действиям. -Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого. -Осваивать правила культурного поведения во время еды, разви­вать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. -Развивать умения отражать в игре культурно-гигиенические на­выки (одеваем куклу на прогулку, купаем кукол, готовим обед и уго­щаем гостей), правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого. -Формировать представления о здоровье и средствах его укрепления. -Формировать представления о здоровом образе жизни -Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрос­лом) и признаках здоровья человека. -Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопас­ного поведения. -Развивать интерес к изучению себя, своих физических возмож­ностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья).
Организованная образовательная деятельность - Рассказ воспитателя -Наблюдение практических действий -Упражнение в практических действиях -Игры-экспери­ментирования -Дидактические игры -Игры-этюды -Игры-путешествия, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни -Беседа (индивидуальная и подгрупповая) -Чтение художественной литературы -Релаксационные паузы -Гимнастика для глаз
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов -Заучивание и проговаривание башкирсикх народных потешек, пословиц, поговорок о здоровом образе жизни -Осуществление закаливающих мероприятий -Подвижные, спортивные игры, физические упражнения (в помещении и на улице) -Ситуативный разговор -Беседа -Рассказ -Чтение -Игровая беседа -Проблемная ситуация
Самостоятельная деятельность детей Во всех видах самостоятельной деятельности детей (в сюжетно-ролевых, дидактических играх, проектной деятельности и т.д.)
4-5 лет
Задачи Программы -Способствовать сохранению и укреплению физического и пси­хического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурных праздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима. -Развивать представления о функционировании организма. -Создавать положительное настроение у детей, организовывать ра­циональный двигательный режим, предупреждать детское утом­ление разумным чередованием разнообразной активной деятель­ности и отдыха. -Осуществлять закаливающие мероприятия во время утренней гимнастики, НОД, после сна при соблюдении требований, перечисленных в разделе задач для детей 3-4 лет. -Следить за сохранением правильной осанки детей. -Регулярно организовывать офтальмологическую гимнастику. -Соблюдать температурный, световой и питьевой режимы. -Способствовать освоению основ ги­гиенической культуры. -Развивать умения самостоятельно и правильно совершать про­цессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внеш­ним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами лично­го пользования). -Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует. -Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.   -Способствовать становлению интереса детей к правилам здоро­вьесберегающего поведения. -Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрос­лом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр.  
Организованная образовательная деятельность -Игры-экспери­ментирования -Игровые поисковые и познаватель­ные ситуации -Дидактические игры -Игры-этюды -Игры-путешествия, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни -Ситуативный разговор -Беседа (индивидуальная и подгрупповая) -Рассказ -Чтение -Решение проблемных ситуаций -Релаксационные паузы -Гимнастика для глаз
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов -Заучивание и проговаривание башкирских народных потешек, пословиц, поговорок о здоровом образе жизни -Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Аптека», «Больница», «Поликлиника» -Игры-экспери­ментирования -Игровые поисковые и познаватель­ные ситуации -Дидактические игры -Игры-этюды -Игры-путешествия, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни -Ситуативный разговор -Беседа (индивидуальная и подгрупповая) -Рассказ -Чтение -Решение проблемных ситуаций -Релаксационные паузы -Закаливающие мероприятия
Самостоятельная деятельность детей Во всех видах самостоятельной деятельности детей (в сюжетно-ролевых, дидактических играх, проектной деятельности и т.д.)
5-7 лет
Задачи Программы -Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психи­ческого здоровья детей. -Способствовать укреплению здоровья, развитию двигательной культуры детей. -Осуществлять посто­янный контроль за позой и осанкой каждого ребенка. -Следить за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировать нагрузку, избегать однообразия и монотонности детской деятель­ности. -Рационально организовывать двигательный режим, в течение дня разнообразить двигательную деятельность детей. -Обогащать представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, закаливании. -Формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необхо­димо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. -Осуществлять закаливающие мероприятия во время утренней гимнастики, НОД, после сна при соблюдении требований, перечисленных в разделе задач для детей 3-4 лет -Способствовать развитию самостоятельности детей в выполне­нии культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек. -Способствовать развитию гигиени­ческой культуры детей. -Способствовать освоению приемов чистки обуви, одежды. -Побуждать самостоятельно выполнять культур­но-гигиенические процессы (культура еды, умывание). -Углублять представления о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (уход за телом, волоса­ми, приемы поддержания опрятности одежды, обуви), о пра­вилах культуры поведения за столом, в общественных местах. -Побуждать показывать младшим детям, как вы­полнять гигиенические процессы, помогать малышам в уходе за одеждой, прической. -Формировать представления о гигиенических основах ор­ганизации деятельности (необходимость достаточной освещен­ности, свежего воздуха, правильной позы и пр.). -Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопас­ного поведения. -Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. -Развивать умение элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувст­вия, недомогания. -Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, об­ращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.
Непосредственно образовательная деятельность -Осуществление закаливающих мероприятий -Подвижные, спортивные игры, физические упражнения (в помещении и на улице) -Чтение художественной литературы -Создание игровых ситуаций -Инструкции по выполнению самостоятельных заданий -Разучивание пословиц, поговорок, стихов -Дидактические игры -Беседа -Артикуляционная гимнастика -Рассказ -Проектная деятельность -Тематический досуг -Решение проблемных ситуаций -Проектная деятельность -Тематический досуг -Решение проблемных ситуаций
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Самостоятельная деятельность детей Во всех видах самостоятельной деятельности детей (в сюжетно-ролевых, дидактических играх, проектной деятельности и т.д.)
Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы -Совместная простейшая проект­ная деятельность -Дни здоровья -Анкетирование родителей -Тематические консультации, практикумы

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ





В организации образовательного процесса с целью повышения качества образования по приоритетным направлениям деятельности образовательной организации, которые соответствуют основным направлениям развития воспитанников: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое, реализуются программы дополнительного образования и парциальные программы. Парциальные программы и образовательные проекты интегрируются в содержание обязательной части Программы, их освоение воспитанниками осуществляется в процессе ООД и в режимных моментах.

В организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам, методикам и формам в соответствии с основными приоритетными направлениями в деятельности вдетском саду реализуются:

- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях;

- Английский язык

- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.Логика и математика для дошкольников.

- Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду.

- Шахматы

- Обучение грамоте

- Региональные парциальные программы:

1. Аҙнабаева Ф.Ғ., Шафиҡова Г.Р.,Йыһангирова Г.М.Мин – шәхес. Мәктәпкәсә йәштәге баланы социаль яҡтан үҫтереүсе программа – методик ҡулланма.- Өфө: Китап. 2011.- 132бит

2. Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р. Образ Салавата Юлаева дошкольникам. Программа – руководство гражданско – патриотического развития детей старшего дошкольного возраста.- Уфа: Издательство БГПУ, 2015.- 124с

3. Р.Х.Гасанова. Земля отцов. Программа – руководство

Наряду с парциальными программами педагоги активно внедряют и эффективно используют различные педагогические технологии:

· здоровьесберегающие технологии (ритмопластика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой стретчинг, арттерапия и тд. )

· информационно-коммуникативные технологии;

· ТРИЗ(системный оператор, морфологический анализ, метод каталога, кольца Луллия )

· Технологии проектно-исследовательской деятельности (путешествие по карте, путешествие по реке времени, проектный метод, системная паутинка, интеллект – карты или мыслительные карты, лепбук)

· личностно – ориентированные технологии;

· игровые технологии

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.4.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Формы организации образовательной деятельности в разных возрастных группах.

Развитие ребенка в образовательном процессе осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.

Построение образовательного процесса по реализации образовательной программы в группах основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Основными формами организации образовательной деятельности являются:

1. Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

· организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная деятельность) - основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования и осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения)

· образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач, а также на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

2. Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

· свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

· организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

3. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Виды деятельности дошкольников с учётом ФГОС ДО:

Организованная образовательная деятельность - «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы).

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. В сетке ООД этот вид деятельности также отражен в таких видах как ФМПЭ, природа и человек.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи. При этом используются разнообразные технологии: карты Проппа, метод каталога и др.

Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении – музыкальном зале.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

2.4.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Культурные практики - разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:

  • игра (сюжетная и с правилами),
  • изобразительная деятельность
  • познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте, по времени и т.д.)
  • чтение художественной литературы,
  • практическая деятельность (трудовое воспитание)
  • результативные физические упражнения («физкультура»)
  • коммуникативные игры (развитие речи)
  • музицирование

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в дошкольном учреждении

В дошкольном учреждении организован гибкий режим деятельности в каждой возрастной группе с учетом социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников.

· модель взаимодействия всех специалистов

· распределение основных видов деятельности

· физкультурно-оздоровительные мероприятия

· модель педагогического процесса (традиции детского сада – мероприятия, проводимые постоянно в детском саду)

Организация педагогического процесса в ДОУ направлена на целенаправленный выбор методов, форм организации детей, их сочетание, которая наиболее полно отвечает возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, способствует формированию личности.

Педагогический процесс строится по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики.

Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Для организации традиционных событий эффективно использование комплексно – тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, народные праздники «Навруз», «Сумбуля», «Каз омахе», «Кузгалак байрамы», «Сабантуй»,День меда, и т.п., общественно-политические праздники по календарю (День народного единства России, День Республики, День города, День Земли, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День космонавтики, День Победы и др.)

Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные недели необычно – как «Йәш йыһангирҙар», «Башҡорт халыҡ йолалары», «Өләсәйем һандығы», “Ер – беҙҙең уртаҡ йортобоҙ”, “День матери”, “День здоровья”, День семьи и т.д. В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль, снаряжение, готовят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете и пр. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи. Во второй половине дня не более двух раз в неделю проводятся дополнительные занятия по допольнительнеым образовательным программа : английский язык, обучение грамоте, шашки, легоконструирование и робототехника. В это время планируются также тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем. Практикуется недели Открытых дверей по работе по дополнительным образовательным программам.

Наши рекомендации