Сделать выводы из данных, характеризующих климатические условия: достаточность осадков, необходимость полива, возможность возделывания тех или иных сельскохозяйственных культур.
МИАССКОЕ
Содержание
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА.. 4
1.1 Общие сведения о хозяйстве. 4
1.2 Природные условия. 4
1.2.1 Климатические условия. 4
1.2.2 Экологические показатели состояния почв. 4
2 ПЛАНИРОВАНИЕ УРОЖАЯ ВОЗДЕЛЫВАЕМЫХ КУЛЬТУР. 5
2.1 Биологические особенности возделываемых культур. 5
2.2 Планирование урожая сельскохозяйственных культур по влагообеспеченности 5
3 СИСТЕМА МЕР БОРЬБЫ С СОРНЯКАМИ.. 7
3.1 Биологические особенности сорняков. 7
3.2 Система мероприятий по борьбе с сорняками. 7
4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КУЛЬТУР В СЕВООБОРОТЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 11
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 13
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа является частью программы по земледелию. Индивидуальные задания и исходные данные для курсовых работ студенты получают от преподавателя.
Текст курсовой работы начинается с введения, в котором кратко освещают задачи, стоящие перед зоной (областью) и конкретными хозяйствами по повышению плодородия почвы и культуры земледелия.
Материалы курсовой работы представляют собой комплекс самостоятельно разрабатываемых вопросов, направленных на углубленное изучение наиболее сложных разделов учебной программы, имеющих в современных условиях важное прикладное значение.
Курсовая работа включает элементы научных исследований, поэтому должна носить творческий характер, содержать научно обоснованные предложения по рациональному использованию почвенного покрова, организации севооборотов, проведению мероприятий по борьбе с сорняками и обработке почвы. Индивидуальные задания к курсовой работе носят комплексный характер, то есть включают в себя материал из разных разделов и тем, оставаясь в то же время цельными, направленными на детальную проработку всех вопросов программы учебной дисциплины. Выполняя курсовую работу, студент должен пользоваться не только основной литературой, но и современной научной периодической литературой, справочниками.
Самостоятельная работа над курсовой работой по земледелию является важным этапом в подготовке к выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы.
Оформление работы должно соответствовать общепринятой форме. Курсовая работа должна быть написана сжато и содержательно, с анализами и выводами, с хорошо оформленными таблицами и отражать все разделы, предусмотренные методическими указаниями. Каждая таблица должна сопровождаться комментариями и выводами
В заключении следует отметить наиболее сложные разделы курсовой работы и причины, вызывающие затруднения.
В конце работы обязательно приводится список использованной литературы, который составляют преимущественно из современных источниковв соответствии с требованиями ГОСТа.На последней странице оставляется свободное место для замечаний и заключения руководителя.
Примечание: Таким символом отмечены разделы работы, выполняемые студентом самостоятельно. Остальные разделы работы могут быть выполнены в период по мере изучения материалов дисциплины. К экзаменам допускаются лица, сдавшие курсовую работу, защитившие её и получившие оценку.
ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
Общие сведения о хозяйстве
Номер задания_____________________
ОбластьЧелябинская________________Зона __________________
Районы, расположенные в этой агроклиматической зоне______________
Преобладающие почвы в хозяйстве (из задания) ______________________
Сюда вклеивается задание, полученное на занятии
Пример:
Список сорных растений для описания биологических особенностей и мер борьбы с ними:
горец шероховатый, ежовник петуший, горчица полевая, липучка ежовая, подорожник большой, полынь горькая, осот полевой, вьюнок полевой, чистец болотный, осот огородный,
Видовой состав и обилие сорняков (шт/м2) в посевах полевых культур.
Сорняки | свекла | пшеница | картофель | Зернобоб. | овес |
Овсюг | |||||
Бодяк | |||||
Щирица | |||||
Вьюнок полевой | |||||
Одуванчик | |||||
Сурепка | |||||
Полынь | |||||
Молочай | |||||
Пырей | |||||
Щетинник | |||||
Марь белая | |||||
Звездчатка | |||||
Ежовник | |||||
Ярутка полевая | |||||
Василек | |||||
Пикульник | |||||
Латук | |||||
Пастушья сумка | |||||
Просо волосовид. | |||||
Горчак розовый | |||||
Горец | |||||
Осот полевой |
Природные условия
Климатические условия
Используя литературные источники(указать источник: метеостанцию или справочник), охарактеризовать природную зону, климатические особенности: осадки и их распределение по месяцам, температурный режим, продолжительность вегетационного и безморозного периодов, возможность возделывания тех или иных культур.
- Распределение атмосферных осадков по месяцам и среднемесячные температуры воздуха (среднемноголетние данные)
- Срок последних весенних заморозков
- Срок первых осенних заморозков (среднемноголетние данные)
- Продолжительность вегетационного периода в днях при среднесуточной температуре воздуха более 5оС и 10оС
Дайте оценку степени окультуренности полей и перечислите мероприятия по ее улучшению. При интерпретации данных анализов можно для наглядности изображать результаты графиками, диаграммами, рисунками и схемами.Необходимо отразить рельеф полей, водный режим, степень проявления эрозионных процессов и другие условия.
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КУЛЬТУРВ СЕВОБОРОТЕ
По каждой из указанных культур севооборота перечислить основные мероприятия по обеспечению растений факторами жизни, в т.ч. ключевые положения системы обработки почвы в данных конкретных условиях. В дальнейшем эти положения должны учитываться в других разделах работы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 2 – Шкала глазомерной оценки численности сорняков
(по А.М. Туликову)
Балл по ступеням засоренности | Интервалы классов численности, шт. на 1 м2 | Степень засоренности | |
для малолетних сорняков | для многолетних сорняков | ||
1 – 30 | 0,1 – 1,0 | Очень слабая | |
31 – 100 | 1,1 – 3,0 | Слабая | |
101 – 200 | 3,1 – 6,0 | Средняя | |
201 – 300 | 6,1 – 10,0 | Сильная | |
301 – 500 и более | 10,1 – 15,0 и более | Очень сильная |
Приложение 7 – Представители биологических групп сорных растений
Биологическая группа | Семейство | Название растения | |
русское | латинское | ||
Малолетние сорные растения | |||
Эфемеры | Гвоздичные | Звездчатка - мокрица | Stellaria media |
Ранние яровые сорные растения | Гвоздичные | Звездчатка злачная | Stellaria gramineae |
Куколь обыкновенный | Agrostemma githago | ||
Гречишные | Горец шероховатый | Polygonum lapathifolium | |
Горец вьющийся | Polygonum convolvulus | ||
Гречишка татарская | Polygonum tataricum | ||
Губоцветные | Пикульник зябра | Galeopsis speciosa | |
Мятликовые | Овсюг полевой | Avena fatua | |
Капустные | Горчица полевая | Sinapis arvensis | |
Редька дикая | Raphanus raphanistrum | ||
Маревые | Марь белая | Сhenopodium album | |
Марь гибридная | Сhenopodium hybridum | ||
Марь городская | Сhenopodium urbicum | ||
Тутовые | Конопля сорная | Cannabis ruderalis | |
Яровые поздние сорные растения | Амарантовые | Щирица обыкновенная | Amaranthus retroflexus |
Мятликовые | Щетинник зеленый | Setaria viridis | |
Щетинник сизый | Setaria glauca | ||
Ежовник петуший (просо куриное) | Panikum crus-galli | ||
Просо волосовидное | Panicum capillare | ||
Зимующие сорные растения | Капустные | Клоповник | Lepidium ruderale |
Пастушья сумка | Capsella bursa pastoris | ||
Ярутка полевая | Thlaspi arvense | ||
Астровые | Василек синий | Centaurea cyanus | |
Озимые сорняки | Мятликовые | Костер ржаной | Bromus secalinus |
Двулетние сорные растения | Бобовые | Донник белый | Melilotus albus |
Донник желтый | Melilotus officinalis | ||
Бурачниковые | Липучка оттопыренная | Lappula sguarrosa | |
Астровые | Белена черная | Hyoscyamus niger | |
Многолетние сорные растения | |||
Луковичные и клубневые сорняки | Лилейные | Лук круглый (лук чеснок) | Allium rotundum |
Стержнекорневые сорные растения | Гречишные | Щавель курчавый | Rumex crispus |
Астровые | Одуванчик лекарственный | Taraxacum officinale | |
Полынь горькая | Artemisia absinthium | ||
Корнеотпрысковые сорные растения | Вьюнковые | Вьюнок полевой | Convolvulus arvensis |
Молочайные | Молочайлозный (обыкновенный) | Euphorbia waldsteini (virgata) | |
Астровые | Бодяк полевой (осот розовый) | Cirsium arvense | |
Латук (осот голубой) | Lactuka tatarica | ||
Горчак ползучий | Acroptilon repens | ||
Осот полевой (желтый) | Sonchus arvensis | ||
Корневищные сорные растения | Мятликовые | Пырей ползучий | Agropyrum repens |
Хвощевые | Хвощ полевой | Equisetum arvense | |
Корневые паразиты | Заразиховые | Заразиха подсолнечная | Orobanche cumana |
Стеблевые паразиты | Повиликовые | Повилика клеверная | Cuscuta trifoli (epithymum) |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Матюк, Н.С. Экологическое земледелие с основами почвоведения и агрохимии [Электронный ресурс] : учебник / Н.С. Матюк, А.И. Беленков, М.А. Мазиров. — Электрон.дан. — СПб. : Лань, 2014. — 242 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_i
2. Завражнов, А.И. Практикум по точному земледелию [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.И. Завражнов, М.М. Константинов, А.П. Ловчиков [и др.]. — Электрон.дан. — СПб. : Лань, 2015. — 224 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_i
3. Вальков, В. Ф. Почвоведение [Текст] : учебник для бакалавров / В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 527 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 525-527. - ISBN 978-5-9916-3169-3
4. Земледелие [Текст] : практикум : учебное пособие / И. П. Васильев [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 424 с. : ил. - (Высшее образование:Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006299-0
5. Экологическое земледелие с основами почвоведения и агрохимии / Н.С. Матюк, М.А. Мазиров, А.И. Беленков и др. - М. : Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2011. - 189 с. - ISBN 978-5-9675-0480-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclu
6. Соловьев, А.В. Агрохимия и биологические удобрения : учебное пособие / А.В. Соловьев, Е.В. Надежкина, Т.Б. Лебедева. - М. : РГАЗУ, 2011. - 179 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140265
7. Лабораторный практикум по агрохимии для агрономических специальностей : учебное пособие / А.Н. Есаулко, В.В. Агеев, А.И. Подколзин, О.Ю. Лобанкова. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2010. - 276 с. - ISBN 5-9596-0148-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=13877 1
8. Муха В. Д., Муха Д. В., Ачкасов А. Л. Практикум по агрономическому почвоведению: Учеб ное пособие. — 2е изд., перераб. — СПб.: Издательство «Лань», 2013. — 480 с.: ил. —http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=32820
Дополнительная литература
1. Практикум по земледелию [Текст] / И. П. Васильев [и др.]. - М. :КолосС, 2004. - 424 с
2. Земледелие [Текст] : учебник / Г. И. Баздырев [и др.] ; ред. А. И. Пупонин. - М. :КолосС, 2004. - 552 с.
3. Баздырев, Г. И. Защита сельскохозяйственных культур от сорных растений [Текст] / Г. И. Баздырев. - М. :КолосС, 2004. - 328 с.
4. Ягодин, Б. А. Агрохимия [Текст] : учебник / Б. А. Ягодин, Ю. П. Жуков, В. И. Кобзаренко ; под ред. Б. А. Ягодина. - М. : Мир, 2003. - 584 с.
5. Радов, А. С. Практикум по агрохимии [Текст] / А. С. Радов, И. В. Пустовой, А. В. Корольков ; ред. И. В. Пустовой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Агропромиздат, 1985. - 312 с.
6. Общее почвооведение [Текст] / В. Г. Мамонтов [и др.]. - М. :КолосС, 2006. - 456 с.
7. Розанов, Б. Г. Морфология почв [Текст] : учебник для высшей школы / Б. Г. Розанов. - М. : Академический Проект, 2004. - 432 с.
8. Ганжара, Н. Ф. Практикум по почвоведению [Текст] / Н. Ф. Ганжара, Б. А. Борисов, Р. Ф. Байбеков ; под ред. доктора биологических наук, профессора Н. Ф. Ганжары. - М. :Агроконсалт, 2002. - 280 с.
9. Завражнов, А.И. Практикум по точному земледелию [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.И. Завражнов, М.М. Константинов, А.П. Ловчиков [и др.]. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 224 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_i
10. «Список пестицидов, разрешенных к применению на территории Российской федерации» в текущем году / Приложение к журналу «Защита и карантин растений»
11. Туликов А.М. Сорные растения и борьба с ними. – М.: Московский рабочий, 1982
12. Чесалин Г.А. Сорные растения и борьба с ними. – М: Колос, 1975 – 254 с.
13. Фисюнов А.В. Справочник по борьбе с сорняками. – М.: Колос, 1976.
14. Фисюнов А.В. Сорные растения. М.: Колос, 1984.
МИАССКОЕ
Содержание
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА.. 4
1.1 Общие сведения о хозяйстве. 4
1.2 Природные условия. 4
1.2.1 Климатические условия. 4
1.2.2 Экологические показатели состояния почв. 4
2 ПЛАНИРОВАНИЕ УРОЖАЯ ВОЗДЕЛЫВАЕМЫХ КУЛЬТУР. 5
2.1 Биологические особенности возделываемых культур. 5
2.2 Планирование урожая сельскохозяйственных культур по влагообеспеченности 5
3 СИСТЕМА МЕР БОРЬБЫ С СОРНЯКАМИ.. 7
3.1 Биологические особенности сорняков. 7
3.2 Система мероприятий по борьбе с сорняками. 7
4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КУЛЬТУР В СЕВООБОРОТЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 11
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 13
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа является частью программы по земледелию. Индивидуальные задания и исходные данные для курсовых работ студенты получают от преподавателя.
Текст курсовой работы начинается с введения, в котором кратко освещают задачи, стоящие перед зоной (областью) и конкретными хозяйствами по повышению плодородия почвы и культуры земледелия.
Материалы курсовой работы представляют собой комплекс самостоятельно разрабатываемых вопросов, направленных на углубленное изучение наиболее сложных разделов учебной программы, имеющих в современных условиях важное прикладное значение.
Курсовая работа включает элементы научных исследований, поэтому должна носить творческий характер, содержать научно обоснованные предложения по рациональному использованию почвенного покрова, организации севооборотов, проведению мероприятий по борьбе с сорняками и обработке почвы. Индивидуальные задания к курсовой работе носят комплексный характер, то есть включают в себя материал из разных разделов и тем, оставаясь в то же время цельными, направленными на детальную проработку всех вопросов программы учебной дисциплины. Выполняя курсовую работу, студент должен пользоваться не только основной литературой, но и современной научной периодической литературой, справочниками.
Самостоятельная работа над курсовой работой по земледелию является важным этапом в подготовке к выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы.
Оформление работы должно соответствовать общепринятой форме. Курсовая работа должна быть написана сжато и содержательно, с анализами и выводами, с хорошо оформленными таблицами и отражать все разделы, предусмотренные методическими указаниями. Каждая таблица должна сопровождаться комментариями и выводами
В заключении следует отметить наиболее сложные разделы курсовой работы и причины, вызывающие затруднения.
В конце работы обязательно приводится список использованной литературы, который составляют преимущественно из современных источниковв соответствии с требованиями ГОСТа.На последней странице оставляется свободное место для замечаний и заключения руководителя.
Примечание: Таким символом отмечены разделы работы, выполняемые студентом самостоятельно. Остальные разделы работы могут быть выполнены в период по мере изучения материалов дисциплины. К экзаменам допускаются лица, сдавшие курсовую работу, защитившие её и получившие оценку.
ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
Общие сведения о хозяйстве
Номер задания_____________________
ОбластьЧелябинская________________Зона __________________
Районы, расположенные в этой агроклиматической зоне______________
Преобладающие почвы в хозяйстве (из задания) ______________________
Сюда вклеивается задание, полученное на занятии
Пример:
Список сорных растений для описания биологических особенностей и мер борьбы с ними:
горец шероховатый, ежовник петуший, горчица полевая, липучка ежовая, подорожник большой, полынь горькая, осот полевой, вьюнок полевой, чистец болотный, осот огородный,
Видовой состав и обилие сорняков (шт/м2) в посевах полевых культур.
Сорняки | свекла | пшеница | картофель | Зернобоб. | овес |
Овсюг | |||||
Бодяк | |||||
Щирица | |||||
Вьюнок полевой | |||||
Одуванчик | |||||
Сурепка | |||||
Полынь | |||||
Молочай | |||||
Пырей | |||||
Щетинник | |||||
Марь белая | |||||
Звездчатка | |||||
Ежовник | |||||
Ярутка полевая | |||||
Василек | |||||
Пикульник | |||||
Латук | |||||
Пастушья сумка | |||||
Просо волосовид. | |||||
Горчак розовый | |||||
Горец | |||||
Осот полевой |
Природные условия
Климатические условия
Используя литературные источники(указать источник: метеостанцию или справочник), охарактеризовать природную зону, климатические особенности: осадки и их распределение по месяцам, температурный режим, продолжительность вегетационного и безморозного периодов, возможность возделывания тех или иных культур.
- Распределение атмосферных осадков по месяцам и среднемесячные температуры воздуха (среднемноголетние данные)
- Срок последних весенних заморозков
- Срок первых осенних заморозков (среднемноголетние данные)
- Продолжительность вегетационного периода в днях при среднесуточной температуре воздуха более 5оС и 10оС
Сделать выводы из данных, характеризующих климатические условия: достаточность осадков, необходимость полива, возможность возделывания тех или иных сельскохозяйственных культур.