Анатомо-физиологические особенности школьников 11-13 лет.
В работе со школьниками 11-13 лет необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма. Средний школьный возраст охватывает детей с 11 до 13 лет. Этот возраст совпадает с относительным началом сенситивных периодов развития силы по мнению А.П. Матвеева (прил.1). Средний школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса [16,с 257].
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Мышцы 11-13 летнего школьника имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
В этом возрасте почти полностью завершается развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирования нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
К началу среднего периода школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 11-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 12 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 11-летнем возрасте до 2000 мл в 12-летнем.
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм[18,с 127].
Для детей среднего школьного возраста естественной является потребность высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 11 – 13 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30 % ниже, чем у мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.
У школьников в возрасте от 11 до 13 лет значительно улучшается память, совершенствуется координация движения, способность к обучению письму.
С началом занятий в школе дети проводят уже гораздо меньше времени на воздухе, часто нарушается их режим питания. Отсюда высокая частота инфекционных, аллергических, сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний. После периода первого физиологического вытяжения скорость роста относительно стабилизируется. У 11-летнего школьника- в среднем 145 см. Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 11-летнего школьника- 37 кг. К 11 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением.
Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Процесс роста и образования костей не прекращается. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.
К 11 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности.
Частота дыханий уменьшается в 11 лет до 20 в минуту. Средняя частота пульса в 12 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт.ст. [17, с 445].
Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Строение почек как у взрослых. Защитные силы организма развиты хорошо. Заканчивается развитие эндокринной системы, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У мальчиков в 11-13 лет начинается рост яичек и полового члена. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих.
Все же в поведении ребят 11-13 лет еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера. [1,с 34]
Таким образом, в среднем школьном возрасте 11-13 лет, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно - сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что увеличивается объем учебных занятий требующих от школьника не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости и силы.[10,с 345].