Анатомо-физиологические особенности

Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей юношей необходимо тренеру. Без этого зна­ния невозможно правильно построить и обосновать мето­дику подготовки юных боксеров, нельзя правильно орга­низовать учебно-тренировочные занятия.

Вопросами изучения возрастных особенностей расту­щего организма занимались и занимаются многие отече­ственные и иностранные морфологи, физиологи, клини­цисты, психологи, в том числе А. П. Гундобин, А. А. Фальк, В. Г. Штефко, А. А. Крестовников, С. Е. Советов, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни.

А. П. Гундобин в своей книге «Особенности детского возраста» отмечал, что для тканей и органов подростка характерна известная периодичность развития: периоды усиленного роста чередуются с процессами дифференци-ровки. Таким образом, развитие организма ребенка про­исходит не равномерно, а по циклам, где изменяются и нервная, и сердечно-сосудистая, и дыхательная, и костная, и другие системы.

М. Д. Чиркин пишет: «Своеобразность особенностей отдельных этапов развития ребенка выражается также в том, что каждому из этих этапов свойственны количествен­ные и качественные возможности, недоучитывать кото­рые в физическом воспитании было бы совершенно не­правильным»*.

Исследованиями отечественных физиологов (И. П. Пав­лов, К. М. Быков и др.) установлено, что между корой го­ловного мозга и деятельностью внутренних органов су­ществует обоюдосторонняя связь.

Нервная и эндокринная системы функционально и морфологически тесно связаны между собой и представля­ют по существу единую функциональную систему, сов­местно осуществляющую гуморальную регуляцию при ве­дущей роли центральной нервной системы и ее высшего отдела — коры головного мозга.

Кора головного мозга посылает к железам внутренней секреции импульсы, изменяющие функциональное состоя­ние желез. В то же время от желез внутренней секреции в кору больших полушарий идут потоки импульсов, кото­рые, в свою очередь, влияют на ее возбудимость и на пе­редачу кортикальных влияний на органы гуморальным путем. Кроме того, сами гормоны воздействуют на возник­новение и течение кортикальных процессов.

Активизация функции одних желез и угасание деятель­ности других в период полового созревания вызывает большие изменения в морфологическом и функциональном состоянии организма подростка. Так, повышение функ­ции щитовидной железы может сопровождаться высоким ростом (дистиреоидный ювенилизм), а понижение функции— задержкой физического развития и полового созрева­ния (игнотиреоидный инфантилизм). Нарушение функции передней доли гипофиза выражается в расстройстве веса, роста. Нарушение функций половых желез проявляется в задержке полового созревания или преждевременности его.

Все перечисленные синдромы носят обычно времен­ный, преходящий характер и в большинстве случаев сглаживаются с наступлением половой зрелости.

Скелет, составляющий опору всего организма, закла­дывается еще в раннем утробном периоде. Уже в этом пе­риоде хрящевая ткань начинает заменяться костной, окостенение продолжается до 20—25 лет, причем не все части скелета окостеневают одновременно.

Сравнивая рост позвоночника с длиной тела, необхо­димо иметь в виду, что у юношей в возрасте от II—12 до 15—16 лет позвоночник отстает в годичной прибавке роста от увеличения длины тела. Важно знать вышеуказанные свойства роста позвоночника, так как длительные одно­сторонние напряжения могут стать причиной искривления позвоночного столба. Умеренные же физические упраж­нения служат одним из средств укрепления костной ткани.

Чрезвычайно полезными для растущего организма яв­ляются физические упражнения, связанные с движением верхних и нижних конечностей и усиленным дыханием, гак как они, вызывая расширение и спадание грудной клетки, содействуют ее росту и укреплению костной ткани, а также усиливают процессы роста длинных костей. От­сутствие же движений — одна из причин замедления про­цессов роста костной ткани.

Мышечная система органически связана с костной. Ей также присуща периодичность развития: усиленный рост мышц чередуется с процессами дифференцировки.

Интенсивный рост и развитие мышечной системы наб­людается в период полового созревания, особенно в конце пубертатного периода, когда за 2—3 года масса мышц уве­личивается па 12% (за предыдущие 7 лет масса мышц де­лается больше только на 5%, а за первые 8 лет жизни на­растание массы мышц происходило еще медленнее).

В конце полового созревания сильно развивается му­скулатура спины, плечевого пояса, ног, увеличивается сила мышц рук и становая сила. Во время занятий необ­ходимо внимательно следить за тем, чтобы занимающийся излишне не напрягался, так как в напряженную мышцу крови проникнуть труднее. Мышца скорее утомляется (затрудняется вымывание кровью продуктов распада).

У подростков утомление работающих мышц наступает скорее, чем у взрослых, но исчезает быстрее, так как это­му способствует более быстрый обмен и более быстрая до­ставка к мышцам кислорода. При устранении утомления возбудимость мышцы восстанавливается, повышается её упругость. Очень важно поэтому, работая с подростками, особо тщательно дозировать нагрузку и чаще устраивать паузы для отдыха. Длительные и чрезмерные физические напряжения должны быть исключены, так как они могут отрицательно повлиять на деятельность организма и по­влечь за собой нарушения в деятельности нервной, сердеч­но-сосудистой и других систем.

Кровь, составляя внутреннюю среду организма, осу­ществляет функцию питания тканей, отдельных органов и всего организма, участвует в газообмене и удалении про­дуктов распада. При повышенных требованиях к организму быстрая перестройка жизнедеятельности тканей обеспечивается в основном аппаратом кровообращения.

Под воздействием физических упражнений кровь, обо­гащенная кислородом, обильнее снабжает им органы и тка­ни и содействует их развитию и совершенствованию.

Развитие сердечно-сосудистой системы в период по­лового созревания происходит в условиях нейро-эндокринных сдвигов, при повышенной активности желез внут­ренней секреции и обменно-пластических процессов. Все это обусловливает неравномерность роста сердца. Так, у мальчиков в течение первого года жизни объем сердца увеличивается вдвое, к 7 годам — в пять, к 14 — в шесть и к 18— в двенадцать раз.

В основном рост и развитие сердца идут параллельно росту и развитию организма человека. «Рост сердца под­чиняется общим законам роста всего человеческого тела» (Н. П. Гундобин). Однако иногда сердце в морфологиче­ском и функциональном отношении отстает от роста и раз­вития всего организма, наблюдаются временные функци­ональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы.

Различают следующие формы юношеского сердца:

  1. нормальное, вполне сформировавшееся сердце;
  2. малое сердце,
  3. гипертрофированное юношеское сердце.

Некоторые авторы считали, что в период полового со­зревания сердце в связи с усиленным ростом организма, повышенными требованиями к нему и рядом других при­чин, становится функционально неполноценным.

Советские морфологи и клиницисты рассматривают раз­личные типы юношеского сердца как переходную ступень к сердцу взрослого.

Работами ряда авторов, в том числе Т. А. Цветаевой, Л. А. Бутченко, Р. Бородиной, доказано, что при систематических занятиях физической культурой происходит улучшение функционального состояния сердечно-сосу­дистой системы.

Так, например, по данным Р. Бородиной, малое сердце— это сердце, временно задержавшееся в развитии в морфо­логическом и функциональном отношениях. У подростков с вышеуказанным сердцем пульс учащен, функциональная способность понижена, наблюдается быстрая утомляе­мость.

Спортивная тренировка благотворно воздействует на рост и развитие малого сердца. Единственно, что спор­тивным педагогам нельзя упускать из виду, это — необхо­димость внимательно подбирать нагрузки во время трени­ровочного занятия.

Юношеская гипертрофия сердца — это не патологиче­ское явление, свидетельствующее о неполноценности сердечно-сосудистой системы, а выражение физиологического процесса по пути к завершению формирования сердечной мышцы.

Хорошая функциональная приспособляемость такого сердца, а также обратимость его гипертрофии не дают оснований для сколько-нибудь существенных ограничений физической нагрузки юношам, имеющим указанную осо­бенность сердца.

Всем педагогам-тренерам, ведущим работу с юношами, необходимо поддерживать строгий контакт с врачом и при наличии разобранных нарушений учитывать их в учеб­но-тренировочной работе.

Жизненная емкость легких юношей, как и весь их организм, развивается неравномерно. Так, если к 12 годам она равна 1947 см3, к 15 — 2593 см3, то к 17 — она состав­ляет 3521 см3.

Из приведенных цифр видно, что наибольшее нараста­ние жизненной емкости легких наблюдается в период по­лового созревания.

Необходимо использовать каждую возможность, чтобы проводить занятия на свежем воздухе, так как дети нуж­даются в относительно большем количестве кислорода в силу того, что энергетический обмен у них выше, а дыха­ние более поверхностно и значительная часть вдыхаемого воздуха не доходит до альвеол.

Установлено, что для детей всех возрастов характерны неустойчивость деятельности коры головного мозга, не­достаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения (преобладание возбудительных процессов над тормозными), склонность обеих процессов к широкой ир­радиации, быстрая истощаемость нервных клеток. Этим объясняется неустойчивость внимания у детей, их чрез­вычайная подвижность.

Овладение новыми двигательными навыками в это время также крайне замедленно, так как влияние полового цент­ра тормозит другие виды деятельности и восприятия.

Наши рекомендации