Наименование тем лекций (28 ч.л./ 24 ч.пр.)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной,
методической работе и
качеству образования
________И.О.Туктарова
“____”_________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»
по специальности | 030602. 65 Связи с общественностью |
УФА 2010
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 030602.65 Связи с общественностью с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.
Рабочая программа составлена доцентом, к. филос. наук Казбулатовой Г.Х.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Социология и СКТ».
от «_____» _______2010 г. Протокол №_____
Зав.кафедрой
профессор д. соц. н., _____________________ Шайхисламов Р.Б.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно - методического совета специальности 030602.65 Связи с общественностью
от «_____» _______2010 г. Протокол №_____
Председатель УМС,
д.соц. н. ___________________ Шайхисламов Р.Б.
Начальник методического отдела Галиуллина С.Д.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
В учебном плане специальности 030602.65 Связи с общественностью дисциплина «Основы теории коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. В современном информационном обществе большинство профессий основаны на коммуникации. Специалист-коммуникатор в любой социальной сфере должен обладать глубокими знаниями основ коммуникативного процесса и навыками ведения информационной и коммуникативной деятельности в различных средах (образование, экономика, политика, туризм, культура).
Цель дисциплинысостоит в формировании знаний и умений, необходимых для построения эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций у специалистов по связям с общественностью. А также целями данного курса являются: ознакомление с историей возникновения и развития различных теорий массовой коммуникации, и с современными теориями коммуникаций.
Учебные задачи дисциплинысостоят в том, чтобы сформировать у студентов:
- представление о видах коммуникаций;
- знания о проблемах, возникающих в ходе коммуникации, и способах их решения;
- умения: ассертивной речи, активного слушания, понимания невербальной составляющей коммуникации;
- умения осуществлять разнообразные виды коммуникационной деятельности: информационно-коммуникационную, информационно-творческую, информационно-управленческую, информационно-аналитическую, информационно-референтскую и некоторые другие;
- умения организации и проведения дискуссий, презентаций публичных выступлений.
В соответствии с учебным планом каждый студент выполняет практические работы. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, эссе на различные темы, выполнение рекламных брифов и тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.На заочном отделении предусмотрено выполнение одной контрольной работы.
Место данной дисциплины в учебном процессе определяется ее целью и задачами. «Основы теории коммуникации» представляет собой базовый первоначальный курс в системе учебных дисциплин коммуникационного характера. Дисциплина «Основы теории коммуникации» связана с такими предметами учебного плана, как «Социология», «Теория и практика связей с общественностью», «Психология и педагогика», «История мировой литературы и искусства», «Теория и практика массовой информации». Изучение теорий коммуникации может способствовать формированию целостного и системного мышления у студентов по отношению к получаемому компетентностно-ориентированному высшему образованию и ожидаемым результатам образования. Эффективность коммуникации определяется взаимной ответственностью коммуникаторов и соблюдением правил создания и восприятия сообщений. Специалист-коммуникатор может реализоваться в исследовательской, управленческой, конструкторской и социально-технологической функциях. Кроме того, знания и умения, полученные при изучении дисциплины, используются на семинарских занятиях, выполнении письменных работ, сдаче экзаменов, защите выпускной квалификационной работы, проведении НИРС, а также в межличностном общении.
2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы
Очная форма обучения (5 лет)
№ п\п | Вид занятия | Часовая нагрузка по семестрам |
1. | Лекции | |
2. | Практические занятия | |
3. | Самостоятельная работа студентов | |
4. | Вид отчетности | экзамен (3 семестр) |
Итого: |
Заочная форма обучения (5 лет 10 мес.)
№ п\п | Вид занятия | Часовая нагрузка по семестрам |
1. | Лекции | |
2. | Практические занятия | |
3. | Контрольная работа | 3 семестр |
4. | Самостоятельная работа студентов | |
5. | Вид отчетности | экзамен (3 семестр) |
Итого: |
3. Содержание дисциплины
Тематика контрольных работ
Вариант 1.
1. Функциональные модели коммуникации.
2. Проведите исследование коммуникативной среды в банковской сфере: информационно-символическая, социопсихоантропологическая и др.
Вариант 2.
1. Современные формы коммуникации и мифология (маркетинг, PR, реклама и т.д.)
2. Составьте структуру презентации: приемы привлечения внимания в туристической сфере
Вариант 3.
1. Определяющие параметры для коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный.
2. Правила и система обработки возражений клиентов, методы преодоления возражений.
Вариант 4.
1. Методы исследования коммуникации.
2. Ситуативное управление при выступлении: внешний вид, невербальное поведение, приемы привлечения внимания, работа с возражениями клиентов
Вариант 5.
1. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики.
2. Составьте структуру презентации: приемы привлечения внимания
Вариант 6.
1. Ассертивы, комиссивы, директивы, декларативы, эмотивы как типы (категории) речевых актов.
2. Постановка целей коммуникации на конкретном примере (например: 1)убедить граждан регулярно обследоваться у врачей;
2) отговорить общественность от идеи сноса памятника.
Вариант 7.
3. Актуальность межкультурной коммуникации. Семантические барьеры.
4. Выполнение невербальной коммуникацией функций контроля, регуляции, информации, диагностики и коррекции взаимодействия (составить невербальный рассказ по выбору).
Вариант 8.
1. Знаковый треугольник Фреге. Социальные символы.
2. Передача сообщения при помощи коммуникативно-предметного поля.
Вариант 9.
1.Сущность коммуникативных барьеров. Причины появления коммуникативных барьеров.
2. Передача сообщения при помощи имиджа.
Вариант 10.
1. Коммуникативные роли и обмен информацией в коммуникативной сфере. Социальные роли коммуникатора.
2. Составьте эссе на тему: интерпретация событий «по установке» (фирмы, руководства, политических ситуаций).
3.5. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины
Тема занятий самостоятельной работы студента | Кол-во часов | Срок выпол-нения, неделя | Вид контроля | Источники литературы |
Тема 1. Определения коммуникации. Виды коммуникативных теорий. Коммуникология как социальная наука. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме. Иконическое искусство и невербальная коммуникация. Коммуникации древних цивилизаций. Индустриальная неокультурная книжность. Генезис массовых коммуникаций. Три коммуникационные революции. | опрос | (1), (2), (3), (4),(5) | ||
Тема 2. Типология элементов коммуникации. Социальные сферы коммуникации. Материальная, генетическая, психическая, социальная коммуникации. Иерархия человеческих потребностей и цели коммуникации. | опрос | (3), (4),(5) | ||
Тема 3.Процесс коммуникации и модели коммуникации. Модель Аристотеля. Модель Лассуэлла (США). Замкнутые модели. Функциональные модели Якобсона. Нелинейные модели коммуникации. Способы передачи информации в коммуникативном процессе. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации Функции компонентов коммуникации (по К.Бюлеру и Р.О.Якобсону). | опрос, письменная работа | (4) (5), | ||
Тема 4.Невербальная коммуникация. Особенности невербальной коммуникации. Язык тела: жесты, мимика, положение тела, кинесика, проксемика, тактильная коммуникация. Виды жестов. Межкультурные различия в проксемике. Паралингвистические средства. Вокалика. Артефакты и язык костюма. Имидж внешний и внутренний. Эффективное использование пространства. Типы пространства: фиксированное и неформальное. Коммуникативная мимикрия. Сфера искусства. Эстетика. Homo ludens – человек играющий. Коммуникативно-предметное поле. | опрос эскизы фото | (3), (5) | ||
Тема 5. Знак как средство передачи информации различного вида.Знаки и знаковые системы. Семиотика - наука о знаках. Весь мир культуры как бесконечный, безграничный текст. Разделы семиотики. Семиотика языкакоммуникации: синтактика, семантика, прагматика.Компоненты значения знака. Коммуникационные знаки и их классификация. Знаковый треугольник Фреге.Символьная коммуникация. Социальные символы. Семиотическая граница социума. «Языковой имидж» как стереотип. | опрос, письменная работа | (3), (5) | ||
Тема 6. Коммуникативная личность Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Модели коммуникативной личности. Оценка коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный. Теории речевого акта. Ассертивы, комиссивы, директивы, декларативы, эмотивы как типы (категории) речевых актов. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Границы ком-муникативной сферы. Социальные роли коммуникатора. Успешность комму-никации и коммуникативные навыки. | опрос, написа-ние эссе | (3) | ||
Тема 7.Законы и принципы коммуникации. Специфика коммуникационных законов. Виды коммуникационных законов: зеркального развития общения, коммуникативного самосохранения, речевого самовоздействия, самопорождения информации в группах общения, искажения информации при ее передаче, узкого круга, ближнего круга, эмоциональной аффилиации и т.д. Использование законов и принципов коммуникации в сфере PR. Принципы коммуникации. Максимы П.Грайса. Понятие о принципе Кооперации. Максимы Дж. Линча. Принципы бесконфликтного общения. | опрос | (1), (2), (3), (4),(5) | ||
Тема 8. Современные концепции коммуникации. Методы исследования коммуникации. Технократические подходы к изучению коммуникации (концепция Г.М.Маклюэна, математическая теория коммуникации К.Шеннона). Интеракционные подходы к изучению коммуникации (символический интер-акционизм, этнометодология, интеракционистские культурологические теории). Лингвистические подходы к изучению коммуникации. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации (исторический, структурный, функциональный, системный и др.). Частнонаучные методы исследования коммуникации. Конкретные методы анализа социальной коммуникации (корреляционный, факторный, дисперсионный). | опрос | (1), (2), (3), (4),(5) | ||
Всего часов: |
3.6. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме. (Иконическое искусство, археокультурная словесность, палеокультурная книжность, мануфактурная и индустриальная книжность).
2. Понятие социальной коммуникации. Сущность коммуникации.
3. Виды коммуникации (материальная, генетическая, психическая, социальная).
4. Невербальная коммуникация.
5. Вербальные виды коммуникации (устноречевая и письменноречевая).
6. Коммуникационная деятельность и общение.
7. Типология элементов коммуникации.
8. Коммуникационные действия, их формы (подражание, диалог, управление) и виды
9. Содержание коммуникации. Знания, умения, стимулы, эмоции как виды информации.
10. Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры.
11. Коммуникация как процесс. Производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации.
12. Структурные модели коммуникации.
13. Иерархия человеческих потребностей и цели коммуникации.
14. Коммуникативная мимикрия.
15. Коммуникация как структура. Коммуникатор, содержание и аудитория как составные части коммуникативной цепи.
16. Участники коммуникации.
17. Объективная и субъективная характеристика аудитории коммуникации.
18. Функции компонентов коммуникации (по Р.О.Якобсону).
19. Коммуникации в группах.
20. Межличностная коммуникация.
21. Понятие о коммуникационных действиях Виды коммуникационной деятельности (микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация).
22. Групповая и массовая коммуникация.
23. Прагматическая характеристика речевой коммуникации. Теория речевых актов (ТРА).
24. Понятие о речевом акте (речевом действии). Типы речевых актов.
25. Локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты речевого акта.
26. Понятие о законах коммуникации.
Темы докладов и рефератов.
1. Предмет теории коммуникации.
2. Современные концепции коммуникации. Технократические подходы к изучению коммуникации.
3. Современные концепции коммуникации. Интеракционные подходы к изучению коммуникации
4. Современные концепции коммуникации. Лингвистические подходы к изучению коммуникации
5. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме
6. Сущность коммуникаций.
7. Формы коммуникационных действий.
8. Виды коммуникации.
9. Межличностная, специализированная и массовая коммуникация.
10. Содержание коммуникации.
11. Семиотика языка коммуникации.
12. Символьная коммуникация.
13. Речевое действие и теория речевых актов.
14. Процесс коммуникации.
15. Передача информации в коммуникативном процессе.
16. Структура коммуникации.
17. Каналы коммуникации.
18. Функции компонентов коммуникации.
КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОСНАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ лекц, сем. | Кол-во часов | Наличие учебно-методических разработок по видам занятий | Наименование работы и изд-во | Использ информ.-коммун-х, тех. средств | Наличие на кафед-ре | ||
тираж | год изда ния | автор | экз. | ||||
Лекции | - | - | |||||
Практические занятия | - | - | |||||
Контроль-ная работа | - | - | |||||
Самостоя-тельная работа | - | - |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной,
методической работе и
качеству образования
________И.О.Туктарова
“____”_________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»
по специальности | 030602. 65 Связи с общественностью |
УФА 2010
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 030602.65 Связи с общественностью с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.
Рабочая программа составлена доцентом, к. филос. наук Казбулатовой Г.Х.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Социология и СКТ».
от «_____» _______2010 г. Протокол №_____
Зав.кафедрой
профессор д. соц. н., _____________________ Шайхисламов Р.Б.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно - методического совета специальности 030602.65 Связи с общественностью
от «_____» _______2010 г. Протокол №_____
Председатель УМС,
д.соц. н. ___________________ Шайхисламов Р.Б.
Начальник методического отдела Галиуллина С.Д.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
В учебном плане специальности 030602.65 Связи с общественностью дисциплина «Основы теории коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. В современном информационном обществе большинство профессий основаны на коммуникации. Специалист-коммуникатор в любой социальной сфере должен обладать глубокими знаниями основ коммуникативного процесса и навыками ведения информационной и коммуникативной деятельности в различных средах (образование, экономика, политика, туризм, культура).
Цель дисциплинысостоит в формировании знаний и умений, необходимых для построения эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций у специалистов по связям с общественностью. А также целями данного курса являются: ознакомление с историей возникновения и развития различных теорий массовой коммуникации, и с современными теориями коммуникаций.
Учебные задачи дисциплинысостоят в том, чтобы сформировать у студентов:
- представление о видах коммуникаций;
- знания о проблемах, возникающих в ходе коммуникации, и способах их решения;
- умения: ассертивной речи, активного слушания, понимания невербальной составляющей коммуникации;
- умения осуществлять разнообразные виды коммуникационной деятельности: информационно-коммуникационную, информационно-творческую, информационно-управленческую, информационно-аналитическую, информационно-референтскую и некоторые другие;
- умения организации и проведения дискуссий, презентаций публичных выступлений.
В соответствии с учебным планом каждый студент выполняет практические работы. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, эссе на различные темы, выполнение рекламных брифов и тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.На заочном отделении предусмотрено выполнение одной контрольной работы.
Место данной дисциплины в учебном процессе определяется ее целью и задачами. «Основы теории коммуникации» представляет собой базовый первоначальный курс в системе учебных дисциплин коммуникационного характера. Дисциплина «Основы теории коммуникации» связана с такими предметами учебного плана, как «Социология», «Теория и практика связей с общественностью», «Психология и педагогика», «История мировой литературы и искусства», «Теория и практика массовой информации». Изучение теорий коммуникации может способствовать формированию целостного и системного мышления у студентов по отношению к получаемому компетентностно-ориентированному высшему образованию и ожидаемым результатам образования. Эффективность коммуникации определяется взаимной ответственностью коммуникаторов и соблюдением правил создания и восприятия сообщений. Специалист-коммуникатор может реализоваться в исследовательской, управленческой, конструкторской и социально-технологической функциях. Кроме того, знания и умения, полученные при изучении дисциплины, используются на семинарских занятиях, выполнении письменных работ, сдаче экзаменов, защите выпускной квалификационной работы, проведении НИРС, а также в межличностном общении.
2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы
Очная форма обучения (5 лет)
№ п\п | Вид занятия | Часовая нагрузка по семестрам |
1. | Лекции | |
2. | Практические занятия | |
3. | Самостоятельная работа студентов | |
4. | Вид отчетности | экзамен (3 семестр) |
Итого: |
Заочная форма обучения (5 лет 10 мес.)
№ п\п | Вид занятия | Часовая нагрузка по семестрам |
1. | Лекции | |
2. | Практические занятия | |
3. | Контрольная работа | 3 семестр |
4. | Самостоятельная работа студентов | |
5. | Вид отчетности | экзамен (3 семестр) |
Итого: |
3. Содержание дисциплины
Наименование тем лекций (28 ч.л./ 24 ч.пр.)