Тема 6. Коммуникатор как звено в коммуникативной цепи. Коммуникативная личность (2 ч.)

Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Модели коммуникативной личности. Типы коммуникативной личности. Оценка коммуникативной личности. Престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором. Личность в системе коммуникации. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный.

Понятие языковой личности: вербально-семантический, лингво-когнитивный, мотивационные уровни.

Цели коммуникатора. Коммуникативные роли и обмен информацией в коммуникативной сфере. Границы коммуникативной сферы. Социальные роли коммуникатора. Фактор коммуникатора в общении. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.

Тема 7. Прагматическая характеристика речевой коммуникации (2 ч.)

Прагматика речевой коммуникации. Речевое действие (речевой акт) как единица речевой коммуникации. Понятие о теории речевых актов. Речевое воздействие и коммуникативное взаи­модействие. Функциональная модель вербальной коммуникации.

Дж.Остин, Дж.Серль, А.Вежбицкая и теория речевых актов (ТРА).

Ассертивы, комиссивы, директивы, декларативы, эмотивы как типы (категории) речевых актов.

Локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты речевого акта.

Коммуникативная способность, умения, навыки, коммуникативный стиль, комму­никативная компетенция (в т. ч. в межкультурном аспек­те), коммуникабельность, харизма.

Тема 8. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. (2 ч.)

Аудитория как адресат коммуникации. Объективные и субъективные характеристики. Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории): минимум общих (базовых) знаний; владение общими вербальными и невербальными коммуникативными единицами; владение общим кодом; совместная мотивация коммуникации.

Специфика взаимодействия с аудиторией в сфере PR. Отбор информации для аудитории с учетом актуальности этой информации, коммуникативных норм и правил, социальной, политической, профессиональной и другой ориентированности аудитории.

Опосредованная коммуникация с аудиторией. Опосредованное взаимодействие через «лидеров мнений».

Оптимизация деятельности аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания. Социальный контроль посредством взаимодействия заинтересованных субъектов с аудиторией.

Офисные коммуникации. Конфликтные и протестные коммуникации. Уличные коммуникации.

Микрокоммуникация, мидикоммуникация и макрокоммуникация как виды коммуникационной деятельности.

Тема 9. Внутриличностная и межличностная коммуникации. (2 ч.)

Осознанное или неосо­знанное общение человека с самим собой на вербальном или невер­бальном уровнях. Коммуникативная личность. Формирование имид­жа. Определяющие параметры для коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный. Постоянная корректировка своей фило­софии, миссии, кредо (идей, позиций, убеждений) и своих поступков, действий. Основные свойства межличностных коммуникаций.

Устная и письменная коммуникации как основные формы межличностных коммуникаций. Методы разрешения межличностного конфликта. Методы достижения уступок. Межличностная адаптация.Самопрезентация.

Тема 10. Коммуникации в группах. (2 ч.)

Основные типы групп: семейные, не­формальные и формальные. Коммуникативные роли членов группы. Коммуникативные процессы в становлении группы.Группа: роли, лидерство, коммуникация.Лидерство,четыре типа распределения властных функций: автократия, анархия, демократия, коллективизм. "Застойное" единство в групповом сознании. Правила коммуникативного пове­дения в группе. Способы достижения кооперации коммуникаторами: количество, качество, релевантность: уместность сообщения, соответствие теме разговора, стиль - участие каждого коммуникатора должно быть понятным, недвусмысленным, организующим.

Организация: структура, отношения, комму­никационные потоки. Роли сотрудников организации. Эффективное совещание. Теория коммуникативных сетей. Внутренние и внешние коммуникации.

Наши рекомендации