Подъем национального самосознания как определяющий фактор в достижениях Елизаветинской эпохи
Изменения в национальном самосознании при переходе от средневековья к новому времени. Проблема исторического выбора. Расслоение русской культуры в первой половине столетия и устремленность к новой целостности в 40-50 годы. Актуальность вопроса о соотношении национальных и общеевропейских ценностей того времени. Достижения в духовной культуре, связанные с подъемом самосознания: взлет в науке, успехи в градостроительстве, официальное возрождение интереса к «греческим» (византийским) истокам церковной жизни, формирование национального стиля в искусстве.
Академия наук в отечественной культуре второй половине
XVIII века
Предыстория высшей школы в России. Деятельность Сим. Полоцкого и Сильв. Медведева по созданию московской Славяно-Греко-Латинской академии. Религиозные принципы, положенные в основание работы этого учреждения. Открытие в Петербурге Академии наук (1725 г.) с университетом. Первые русские ученые, преподаватели академии. Проблемы в организации деятельности этого заведения. Препятствия в поступлении на учебу для людей из «подлых сословий», своекорыстие академиков-иноземцев. Неэффективность деятельности университета при академии. Позиция Ломоносова относительно общедоступности образования. Необходимость создания нового университета, в основе работы которого были бы демократические принципы и интересы русской науки.
Идея власти и ее воплощение в Просвещенной монархии
Екатерининской эпохи
Теоретические основы просвещенного абсолютизма. Идеи просвещения в деятельности европейских монархов. Екатерина II и французские просветители – особенности отношений; обстоятельства, привлекающие внимание философов к России. Отечественная историография в оценке просветительских усилий русской императрицы: разнообразие мнений – от сведения всех просветительских усилий Екатерины II к фарсу до признания несомненных успехов ее проявления и понимания ее отношений с просветителями как дипломатического расчета, направленного против «язвительной злобы к делам нашего отечества». Содержание переписки Екатерины II с просветителями. Либеральные идеи императрицы и консервативная направленность ее государственной практики. Созыв Уложенной комиссии как проявление противоречивости самой природы просвещенного абсолютизма.
Тема 2.31. Русский город и новый образ мира в культуре последней трети XVIII века
Новые принципы европейского градостроительства, утвердившиеся в русской культуре данной эпохи. Перестройка древних русских городов по типовым проектам и разрушение религиозной модели градостроительства, существовавшей в течение семи столетий. Отражение в новой концепции русского города рационалистических идей, утопичность многих проектов, отчужденность их от человека. Другое отношение к внешнему пространству, сказавшееся в понимании городского ансамбля. «Земное» отношение к гармонии и красоте, ее понимание как легкости, стройности, регулярности. Город как модель зримой, чувственной целостности мироздания. Петербург – идеальный образ нового миропонимания. Трансформация градостроительной идеи в древних городах Сибири.
Эволюция масонских идей от Петровской до Павловской эпохи
Разные сведения о появлении масонства в России. Документальные свидетельства 1731 г. о существовании масонов в России. Правительственное расследование о масонах, предпринятое императрицей Елизаветой и графом Шуваловым. Покровительство масонству, оказанное Петром III. Наблюдение за масонами Екатерины II, ее сатиры 1760 г., направленные против вольных каменщиков. окончательное запрещение масонства в 1786 г. Репрессии против кружка Н.И. Новикова, уничтожение его типографии. Угроза «раскола для обмана и улавливания невежд», которую видела в масонстве Екатерина II; ее опасения по поводу книг «до святости касающихся», но проводящих атеистические воззрения. Арест Новикова в 1792 г. и тайное следствие по его делу. Возрождение масонства при Павле I в 1796 г. и новое запрещение в 1799 г. Идеи русского масонства, их просветительская направленность, антигосударственный, вольнодумный характер. Распространение масонства в Сибири.