Т.Петрова. Чародей елизаветинской эпохи

…Седой старик в старомодном камзоле задумчиво смотрел на игру языков пламени в камине. Как переменчива судьба! Как капризна фортуна! Вся длинная и богатая событиями жизнь проносилась перед его мысленным взором…

Вот он, шестнадцатилетний юноша, вместе с отцом покидает Париж, чтобы отправится в далекую Московию. Отец непреклонен – король Франции умер, Людовик XV еще слишком молод, и вообще, роду Растрелли, не так давно получившему дворянское звание, нечего делать в этой скучной старой Европе. Отныне их жизнь будет связана с Россией.

После кончины Петра он, по настоянию отца, отправляется в Европу закончить свое обучение. Письмо Растрелли-старшего вызывает его обратно в Россию – отцу и сыну Растрелли доверено возведение нового императорского Зимнего дворца для императрицы Анны Иоановны. Отныне Растрелли состоит в должности обер-архитектора двора, и сам Бирон, всесильный фаворит императрицы, поручает ему постройку трех своих дворцов в Курляндии.

Т.Петрова. Чародей елизаветинской эпохи - student2.ru   Рис 50. Растрелли Ф.-Б. Иорданская лестница Зимнего дворца. В 1740 году Бирон арестован и сослан в Пелым, но падение покровителя нисколько не отразилось на карьере зодчего. Для вице-канцлера М.И.Воронцова и семьи графов Строгановых Растрелли возводит дворцы, которые украшает «прекраснейшей архитектурой в итальянской манере…». Петербург еще не видывал такого великолепия - словно в торжественном танце колонны, полуколонны и пилястры то сближаются, собираясь в букеты, то разбегаются по фасаду, богатый скульптурный декор придает зданиям ощущение парадности, величественности и вместе с этим удивительной легкости. Имя Растрелли становится легендарным, его характерный стиль, в котором роскошь и неудержимый полет фантазии сочетаются со строгой торжественностью, становится лучшим воплощением вкусов елизаветинской эпохи – эпохи напудренных париков, брильянтовых пуговиц и пышных веселых празднеств. Вступившая на престол императрица Елизавета затевает перестройку Петергофского и Царскосельского дворцов. Ничто не ускользает от внимания мастера, он сам прорисовывает декоративную лепнину, балконные решетки, орнамент паркета, мебель, камины, дверные ручки, светильники. Золоченый лепной декор, включающий гирлянды, раковины, волюты, фигурки купидонов, маски, бюсты, гербы, заполняет фронтоны, вьется по колоннам и пилястрам. Недаром французский посол, увидев все это великолепие, произнес, что здесь не хватает лишь «футляра на сию драгоценность».

Но больше всего восторгов вызвал Воскресенский собор Новодевичьего монастыря, сооружаемый в районе Смольного двора. Государыня Елизавета Петровна собирается в конце жизни стать монахиней, что ж, у великой императрицы будет великий храм! Чарующий облик пятиглавого собора одновременно напоминает и барочные церкви Рима, и монастыри из русских сказок. Ансамбль монастыря должна завершить грандиозная 140 метровая колокольня, самое высокое здание в Петербурге. В Смольном монастыре Растрелли воплощает свои мечты о живописной архитектуре, здесь все в движении, все в стремлении к небу. Недаром грандиозное сооружение сравнивают с музыкой, называя «баховской фугой», а самого Растрелли нарекают чародеем, властелином форм, не знающим себе равных.

И вот, наконец, последний Зимний дворец, начатый в 1754 и оконченный уже после смерти Елизаветы, выстроенный «для единой славы всероссийской». Все свое мастерство и талант, всю свою неистощимую фантазию вкладывает Растрелли в это сооружение. Избегая прямых линий обрезов стены, архитектор усложняет ее креповками, обогащает фигурными аттиками, парапетами, декоративными вазами, скульптурой и прочими «стоячими великолепиями». Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов сочетаются с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета. Обильная золотая резьба украшает стены, отражаясь в огромных зеркалах, живописные плафоны изображают небо с парящими в нем аллегорическими фигурами. Елизавета торопит архитектора, для нее Растрелли конструирует специальное кресло, чтобы тяжелобольная императрица смогла своими глазами увидеть превосходную отделку парадных зал…

…Императрица умирает, не дожив несколько месяцев до окончания строительных работ. С момента ее смерти отношение к Растрелли неуловимо меняется. Новая императрица хоть и одаривает его любезным кивком, но Растрелли помнит, как доходили до него слухи о жалобах юной Екатерины на постоянный холод и сквозняки в его грандиозных дворцах. Похоже, что идеалы новой государыни совсем иные, все чаще слышатся отзывы о постройках елизаветинской эпохи как о «дурновкусных и нелепых». Обиженный архитектор подает в отставку. Он покидает ставшую вдруг такой чужой столицу и отправляется в Митаву к своему старому покровителю Бирону…

…В заснеженном замке, построенном им самим почти тридцать лет назад, тихо и пустынно. Несколько слуг да они, два старика, у которых остались лишь воспоминания. Но может быть, попытать еще раз счастья у капризной Фортуны? Снова оставить все и отправиться в далекую неизвестную страну, как сделал когда-то его мудрый отец? Ночь закончится, и можно двинуться в путь…

…О последних годах жизни Франческо Бартоломео Растрелли ничего неизвестно. До сих пор не найдена его могила. Смольный собор простоял незаконченным без малого семьдесят лет, недостроенную колокольню разобрали, с фасадов дворцов сняли большую часть позолоты. Но Растрелли навсегда остался первым архитектором, превратившим Петербург в блистательную столицу. И говорят, что Джакомо Кваренги, знаменитый зодчий времени Классицизма, проходя мимо Смольного монастыря каждый раз снимал шляпу со словами «Вот это храм!»

Наши рекомендации