Реформы в военной сфере и управлении государством

Взаимосвязанность реформ. Воздействие военного фактора на их осуществление. Замена ополчения и стрелецкого войска регулярной армией. Учет при этом военного опыта XVII века. Наемное войско как образец для обновления армии. Артикул генерала Головина. Преломление военной реформы в петровских победах и поражениях.

Абсолютная монархия как новая для России форма государственности. Проблема смены идеологий в реформируемой стране. Обоснование самодержавной власти в правовых установлениях того времени и сочинениях Ф. Прокоповича. «Духовный регламент», «Правда воли монаршей» – документы эпохи, синтезирующие в себе древнерусские традиции управления и раннепросветительские влияния с центральной идеей «всенародной пользы». Трактовка абсолютной власти как условия всеобщего блага. Замена старых способов управления новым для России бюрократическим аппаратом. Отказ от наследственного представительства и старых форм преемственности власти.

2.23. Реформы в образовании и науке

Необходимость создания нового типа образованности, ориентированного на западноевропейскую гуманитарную традицию. Формирование школьной системы как одна из важнейших задач реформирования. Государственные профессиональные и частные общеобразовательные школы, их организация, педагогические принципы. Деятельность Славяно-Греко-Латинской академии в первой трети XVIII века, ее влияние на культурное сознание эпохи. Духовные школы при архиерейских домах как связующее начало между новой системой образования и религиозным мышлением.

Место науки в реформируемой культуре. Государственный интерес к прикладным областям знания. Первые научно-технические достижения, связанные с именами А.Н. Картова, В.П. Татищева, Я.В. Брюса. Географические открытия 20-30-х годов XVIII века и обусловленное ими ускорение в развитии промышленности, сельского хозяйства, торговли. Начало русской историографической науки, связанное с именами Ф. Поликарпова, П.П. Шафирова. Открытие Академии Наук в Петербурге, объединившей научно-исследовательские и педагогические функции.

Петровские реформы как предмет отечественной

Историографии

Разноречивость в оценке петровских реформ, возникшая уже в XVIII веке. Разные системы ценностей, положенные в основу отношения к реформам: первостепенность национальность традиций или западноевропейского культурного опыта. Личность Петра I и его деятельность как «вечный магнит» для отечественной мысли. Необходимость целостного понимания петровских реформ при всей антиномичности их характера. Нерешенные вопросы к петровскому реформированию: есть ли предел модернизации? допустимо ли насилие над культурными устоями национальной жизни?

Русская культура Петровской эпохи как знаковая система

Первая треть XVIII столетия – начало процесса кардинальной смены знаковых систем в реформируемой культуре. Уникальное и типичное в составе данного семиотического поля. Функциональные знаки культуры этого периода в повседневных и праздничных ее проявлениях: принятые «языки тела», костюм, приметы быта, технические приспособления и т.п. Конвенциональные знаки обновленной культуры: символы, аллегории, эмблемы. Искусство первой трети столетия как особая знаковая система, моделирующая целостный облик эпохи.

Язык в культуре первой трети XVIII века

Литературный язык эпохи как важнейшая знаковая система, отразившая в себе основные изменения культурного бытия. Культуросозидающая роль национального языка. Значение печатного слова в приобщении к новым сферам миропознания.

2.27. Состояние петровских преобразований в период дворцовых

Переворотов

Замедление в развитии реформ и искажение их программы. Череда царей и цариц, почти не занимавшихся управлением государства. Торжество затаенных противников реформ и иностранщины во главе с «весфальским попвичем», графом Остерманом. Россия – «недостроенная Храмина» (по выражению Меньшикова). Десятилетнее правление Анны Иоанновны – «опасная и суетное время», - эпоха кровавых «машкерадов». Знаковые приметы данного периода как смесь европейской роскоши с азиатской тяжеловесностью. Рядом с этим – значительное развитие общественной мысли, градостроительства, искусства, языка. Возвращение Петербургу столичного статуса, открытие Сухопутного шляхотского корпуса («Рыцарской академии»). Деятельность А. Кантемира и В. Тредиаковского. Достижения в культуре этой эпохи как подтверждение неистощенности «петровского духа».

Наши рекомендации