Раздел 2. История отечественной культуры
А. Культура Древней Руси (X-XVII вв.)
Типичное и особенное в русской средневековой культуре
Культура и цивилизация – соотношение этих понятий как проблема культурологии; русская средневековая культура в свете этой проблематики. Значение взглядов П. Чаадаева, А. Хомякова, А. Герцена, Н. Данилевского и др. в определении типического и особенного русской культуры в аспекте «Восток-Запад».
Позднее русское язычество: противоречия и потенции этого
Этапа культуры
Возможности реконструкции культуры русского язычества: археологические, письменные, фольклорные и др. источники. Сложная эволюция русского язычества, пройденная к Х в. (стадии русской религиозности). Архетипические черты русского менталитета, сложившиеся в языческую эпоху. «Предчувствие» христианства в русском культурном сознании Х в.; Ю. Лотман о зрелости, потенциях позднего русского язычества как возможности для заимствования христианской культуры, перехода от дописьменного к письменному типу культуры.
Принятие христианства как рождение нового, христианского типа культуры
Особенности христианской культуры. Принятие христианства на Руси в соединении византийского и южнославянского религиозного начал. Русь конца Х – нач. XI веков в контексте других, восточных и западных культур того времени как первый, своеобразный феномен эпохи; изначальное отчуждение от западного религиозного воздействия. Ю. Лотман о типологии заимствования культур. Д. Лихачев, С. Аверинцев, А. Карташев и др. о значении принятия христианства на Руси.
Церковь в парадигме русской культуры домонгольского
Времени
Становление русской Церкви как доминанты культурной жизни, стержня ее организации. Церковь как сплав византийского и самобытного русского начал. Церковь при Владимире Великом. Возникновение монастырей на Руси в XI веке. Значение Церкви как объединяющего фактора в период феодальной раздробленности. Идеал святости, утвержденный Церковью, процесс вхождения его в русское сознание.
Город в культуре домонгольской Руси
Языческая Русь – Гардарика. Место города в культуре дохристианской Руси (реконструкция языческого города). Город в средневековой культуре Руси как модель «Града небесного» с единством божественной и земных властей. Европейский и русский город X-XIII вв.: общее и различное в них. Своеобразие древнерусского города как носителя особого вида духовной целостности – народной культуры, в главных своих чертах единой для города и деревни, формирующихся вокруг церковных приходов.
Важнейшие составляющие духовной культуры Руси
Домонгольского периода
Структура духовной культуры домонгольской Руси, отражающая основные виды идеальной сферы человеческой деятельности: проективной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной; язык, книжность, фольклор, литература, музыка, пространственные искусства, право и т.д. – уровень развития и их значение в культуре. Каноничность, традиционность, мистицизм, символизм, иерархичность в сознании европейского и русского человека. Особенности проявления личностного начала в менталитете эпохи. Претворение идеала святости первых русских святых и отношение к ним народа. Амбивалентность сознания – смеховое и празднично-игровое начала в нем.
Татаро-монгольское иго на Руси, его последствия в духовной
Культуре
Полярность оценок татаро-монгольского нашествия и установления власти Золотой Орды в трудах разных научных позиций историков культуры (Б. Рыбаков, Л. Гумилев и др.). Восприятие ордынского ига человеком Древней Руси: эсхатологизм, идея воздаяния. Постепенный рост национального самосознания на фоне остроты проявления очень разных тенденций духовной жизни, регулируемых Церковью.
Место Новгорода и Пскова в парадигме русской
Культуры XIII-XIV вв.
Исключительное положение Новгорода и Пскова в культуре Руси периода татаро-монгольского нашествия как городов-республик. Демократизм мировосприятия горожан. Самобытность форм развития этих городов, в чем сказались широкие контакты с Западом, сходство правовых установлений жизни этих городов с английской магна-харта и немецким Магдебурским правом. Духовная жизнь этих городов, реконструируемая на основе памятников книжности, искусства, археологии.