Раздел 4. История мировой и отечественной культуры

  Антропогенез Культурогенез
Теория креационизма божественное сотворение человека Культура - проявление в человеке божественного дара, получение верующими высших духовных ценностей, приобщение к богоугодной жизни.
Естественно-научная (эволюционная) теория Дарвина осуществление механизма эволюции (дриопитек, австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец) Каждый антропологический тип означал в целом появление более развитого в физическом и умственном отношении человека.
«Трудовая теория» (Ф.Энгельс) Труд создал человека Человек, объединяясь в совместном труде, преобразует условия, создает мир материальной и духовной культуры в соответствии со своими развивающимися способностями (в отличие от животного, которое приспосабливается к естественным условиям существования).
Подражательно-символическая теория антропогенеза (Э.Кассирер) Символическая деятельность Познание мира человеком с помощью символов (слов-понятий, жестов, знаковых систем). Они заменили конкретные предметы и действия. В отличие от животных, обладающих прямой реакцией на внешние раздражители, человек мысленно обрабатывает ответные реакции. Культура – продукт символической деятельности человека.

К.Ясперс:

Предыстория История
-Биологическое развитие человека: создание наследуемых свойств. -Историческое развитие: образование групп и сообществ; передача опыта с помощью речи, поведения, труда; формирование жизни посредством мифов Организация ирригационных систем, создание государства, открытие письменности, возникновение народов, империй. Скачок из природного состояния в историю связан с передачей духовного достояния, использованием техники

Схемы периодизации первобытности

Ученый Критерий периодизации Схема периодизации первобытного общества
Генри Льюис Морган, американский этнограф (1818-1881) Характеристика материальной и духовной культур 1-й период: дикость, 2-й период: варварство, 3-й период: цивилизация
А.И.Першиц и др. советские ученые (40-е гг. ХХ в.) Эволюция форм собственности, степень разделения труда и т.д. 1.эпоха первобытного стада, 2.эпоха родового строя, 3.эпоха разложения общинно-родового строя
Археологическая периодизация Материалы и техника изготовления орудий труда, эволюция орудий труда, форм жилищ, захоронений, изменение навыков человека 3 века: 1.каменный 2.бронзовый 3.железный


Каменный век: - ранний (нижний) палеолит, средний, поздний (верхний); - мезолит; - неолит; энеолит 3 млн. лет назад – 4 тыс. до н.э.
Бронзовый Конец 4-начало 1 тыс. до н.э.
Железный Начало 1 тыс. до н.э.

Эволюционная теория

Общий предок человека (20 млн. лет назад) – дриопитек.

Первый представитель рода Homo: Австралопитек (Homo habilis - человек умелый), 3 млн. лет назад.

Физический тип человека Вид Подвид Время существования
Архантроп (древнейший человек) Питекантроп, синантроп Homo erectus («человек прямоходящий») 1,6 млн. назад
Палеоантроп (древний) Неандерталец Homo sapiens («человек разумный») 200 тыс. лет назад
Неоантроп Кроманьонец homo sapiens sapiens (человек дважды разумный, или разумнейший) 40 тыс. лет назад
Характерные черты культуры первобытного общества Синкретизм (единство, нерасчленность человека, общества, природы)
  бесписьменная культура
  ритуализация всех сфер жизни (действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами: они копировались и передавались из поколения в поколение)
  слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения
  система запретов как сохранение жизненно важных для существования племени устоев
  мифологическое сознание (духовное основание культуры, синкретически заключающее в себе зачатки религии, искусства, философии, науки)
Палеолит (культуры, имеющие единообразный комплекс артефактов)   Материальная сфера  
«Олдованская» культура (рубило-осколочная или галечная) чопперы (грубые ручные рубила, оббитые с одной стороны) и чоппинги (оббитые с двух сторон)  
Мустьерская культура отщепы-остроконечники, скребла, нож, зазубренная пилка, рубила приобрели более миниатюрную форму
Пять основных культур позднего палеолита: перигорская культура, граветтийская (поздний перигор), ориньякская культура, солютре, мадлен) острия из пластин с притупленными краями; пластины с ретушью (специальный прием подправки заготовки) и выемками, скребки, костяные изделия; орудия лавролистной формы, превосходно отретушированные с двух сторон; изделия из кости: гарпуны, выпрямилки (жезлы начальника).  
Мезолит (первая бифуркация) лук, стрелы, лодка, режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня. Преобладание микролитов – мелкие изделия из ножевидных пластин
Неолитическая революция (около 10 тыс. лет назад) - появление земледелия и скотоводства (около 10 тыс. лет назад - возделывание пшеницы, ячменя, чечевицы и гороха - Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива; около 7 тыс. лет назад китайцы стали выращивать просо, рис, сою, таро; около 5 тыс. лет назад в Мезоамерике стали возделывать кукурузу, фасоль, тыкву, хлопок), - развитие технологической стороны жизни общества (развитие орудий труда): топор с лезвием из полированного камня, деревянная мотыга, серп с лезвием из кремня, глиняный горшок, жернов и мельничный камень, ткацкий станок, наконечники стрел, копий, дротиков, метательные орудия и иглы для изготовления одежды, - появление больших постоянных поселений, - возникновение сооружений, которые уже могут быть названы искусственными жилищами: землянки и наземные строения (возможно, этому способствовало знакомство с огнем и оседание на одном месте), - одомашнивание животных
Энеолит   - важнейшее открытие - начало обработки металлов (VIII тыс. до н.э.). Первые медные орудия (кирка, кинжал, небольшой топор). - Открытие процесса выплавки металлов (прокаливание некоторых пород камней вместе с древесным углем давало медь), - открытие литейного процесса, т.е. зарождение металлургии


Социальная эволюция Homo sapiens:  
Палеолит Стадо, промискуитет. - произошло затухание внутривидовой борьбы и естественного отбора, характер эволюционного процесса коренным образом изменился: чисто биологическая эволюция уступила место эволюции общественных форм бытия человека, - главная социальная инновация позднего палеолита: исключение из брачных отношений ближайших родственников.
Неолит Появление современной формы семьи (моногамной), появление половозрастного разделения труда, зарождение морали (система табу и система поклонений).
  Духовная сфера Формы: миф, религия, художественное творчество.
Миф (греч. предание, сообщение) стал способом понимания мира.  
Б.Малиновский: мифология являлась аналогом теоретического знания, которого в первобытном обществе еще быть не могло (см.: раздел 2).
  Закрепление в вербальных и в ритуально-предметных формах воспроизведения мифа любой информации о явлениях природы, различных сторонах жизни коллектива.
Э.Тайлор: первый шаг к религии - верования первобытного человека
Анимизм (лат.anima-душа) вера в духов и душу
Тотемизм вера в кровнородственную связь с растением или животным
Фетишизм (от франц. идол, талисман) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных (в современном понимании) предметов
Магические верования (греч. магия – колдовство, волшебство) В основе магии – принцип: подобное производит подобное
Искусство   Характерная черта: однородность форм независимо от местонахождения (сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере изображения).
Палеолит: периоды зарождения искусства  
Ориньяк (35-29 тыс. лет назад) гравированный рисунок на камне и кости; рельеф (выпуклое изображение на плоскости); живопись – «макароны», контурный рисунок
Солютре (22-18,5 тыс. лет назад)  
Мадлен (ок. 18,5-11 тыс. лет назад) - период расцвета искусства палеолита   1.Реализм. 2.В отличие от прежних рисунков (в ориньяке) животные изображены в движении. 3.Полихромность. Изображение исполнено уже не одной краской, а несколькими. 4.Изображение приобрело объемность
Россия Каповая пещера с росписями (Башкирия, Южный Урал)
Мобильное искусство Небольшие женские статуэтки с характерными чертами
Мезолит петроглифы (греч. - скала, резьба) – многофигурные изображения, высеченные на скалах и открытых местах (охота, сражения, сбор меда, ритуальные действия)
Неолит - Преобладание схематизма изображений, уменьшение их размера, чаще изображались мелкие животные и птицы, изображение человека
  - Создание материала, которого не было в природе: обожженная глина. Новый вид искусства – расписная керамика. Роль орнамента: условное выражение представлений человека о природе и мире
  Мегалитическая архитектура (греч. мегос – большой, литос – камень): Менгир, дольмен, кромлех
  Значительные перемены в мышлении людей: человек понял важность смены времени года, взаимосвязь этого процесса с расположением светил на небосклоне. Появление первых очень своеобразных календарей, астрономических обсерваторий
Значение неолитической революции Создание условий для генезиса цивилизаций как нового социокультурного феномена:
  Зерновое земледелие
  Природно-климатический фактор (долины крупных южных рек с благоприятным для земледелия климатом и возможностями ирригации (лат.irrigatio – искусственное орошение)
  Амальгамация (сплав, смешение) племен и культур на относительно компактной и ограниченной территории
  Диффузия культур (способность к быстрым изменениям, внешним влияниям), циклическое развитие и сила контроля над средой
  Роль религии, формировавшейся в возникавших цивилизациях и представлявшей собой конгломерат элементов старых религий
  Проявление расовых отличий: ü негроидно-австралоидная (экваториальная) раса, ü европеоидная (европейско-азиатская), ü монголоидная (азиатско-американская). Заложены в генетическом коде и не влияли на умственный и физический потенциал человека. Причина отличий: миграция homo sapiens в различные регионы, следовательно, неодинаковая естественная среда обитания
  Культура перестает быть однородной. Она распадается на множество этнических культур, каждая из которых становится самобытной
Доосевые культуры - культуры Месопотамии (греч. – Междуречье, Двуречье): шумеро-вавилонская, - египетская и эгейская культуры IV тыс. до н.э., - доарийская культура долины Инда III тыс. до н.э., связанная с Шумером; - архаическая культура Китая II тыс. до н.э.
Фундамент культур Речные цивилизации (Древний Восток)
Общие черты доосевых культур Востока -мифологическое сознание, - религиозный характер культуры, - деление мира на две части: земную и загробную. Земная жизнь представлялась преддверием, подготовкой к будущей загробной жизни, которую предопределяли боги, - постепенное разрушение первобытного синкретизма, дифференциация культуры (выделение системы образования, литературы, естественно-научных знаний, знаний об окружающем мире), - традиционность стиля, - каноничность, - ритуальность
Достижения культур:  
Материальная культура - появление городской и сельской культур, - получение чистой меди из руды, бронзы (сплав меди и олова), - открытие способа литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы, - изобретение колеса, орошаемое земледелие, создание нового, более эффективного плуга; - развитие ремесла
Духовная культура - письменность, - развитие мифологического и религиозного сознания (от поклонения силам природы, культа предков и богов до культа правителя), - создание свода законов («Кодекс Хаммурапи), - накопление научных знаний в области медицины, ветеринарии, астрономии. - пространственные виды искусства: пластика (скульптура), архитектура, живопись, прикладное искусство, - временные виды: литература, музыка, - пространственно-временные: танец.
Культура ранних городских цивилизаций: Основана на военно-политическом и религиозном единстве, для нее характерно: сословное деление общества, развитие письменности, профессионального искусства и т. д.
Послеосевые культуры Древнего Востока Китай, Индия, Иран, Иудея
Общие черты послеосевых культур - ритуальность, - каноничность, - связь культуры с религиозно-философскими взглядами, - развитие традиций на основе индивидуального опыта и рационального сознания
Достижения культур:  
Материальная культура - городская, сельская культура, - обработка металлов, - развитие ремесел
Духовная культура - развитие астрономии, математики, химии, медицины, - пространственные, временные виды культуры, - процесс формирования философских учений (родовое мифологическое сознание – религиозное мировоззрение – философские концепции). Особенности древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм): - связь философских знаний с этикой и политикой (знания – путь к самосовершенствованию), - демифологизация философии (самостоятельная основа развития философии, без использования мифологии), - преемственность как принцип китайской культуры (предметы рассматриваются в их целостности, преемственности развития, поэтому небо, природа, человек рассматриваются как нечто органически единое, взаимосвязанное). Особенности древнеиндийской философии (ведическая религия, брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм): - слияние религии и философии, - философия – самостоятельная область знания, - философские учения – учения личного спасения, имели практическую направленность, толерантный характер (учения не опровергали, а дополняли друг друга), гетерогенный характер; ортодоксальные, неортодоксальные даршаны.

Античный тип культуры

Греческая античность Римская античность
1.Эгейский (крито-микенский, минойский) период – III-II тыс.до н.э. 2.Гомеровский – XI-VIII вв.до н.э. 3.Архаический – VIII-VI вв.до н.э. 4.Классический – V-IV вв.до н.э. 5.Эллинистический – IV-I вв.до н.э. 1.Архаический (царский) – VII-V вв. до н.э. 2.Республиканский – V в. – 30-е гг. до н.э. 3.Имперский – 30-е гг. до н.э. – 476 г. н.э.
Древняя Греция Древний Рим
Характерные черты культуры
Культ тела, культ личности, агон, гуманистичность - в основе – греческие образцы, но – изменение масштабов (империя, а не полис), - политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям
Высшие ценности: красота, разумность, мера и гармония Высшие ценности: политика, война, управление.  
Главные сферы культуры
Философия, искусство Политика, законотворчество (в связи с необходимостью управления империей была создана детально разработанная система гос.органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство)
Философия
Переход от мифа к логосу. Значение: появление особого типа мышления (миф – это произвольный рассказ, где «истина» не раскрывается, а сообщается. Логос – это аргументация и доказательство, разумно-логические соображения). Развитие философии (стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине). Появление различных философских школ и направлений. Их от­личительная черта: внимание к природе и космосу Использование различных идей учений греческих мыслителей. Ориентация на политику и на этику (этика должна была показать, каким должен быть человек в условиях, когда существует вечная, как космос, Римская империя). Достижение древнеримской мысли: создание самостоятельной науки – юриспруденции. Одна из ее идей – господство закона как важнейшего источника права. Римское право – фундамент современной правовой культуры.
Искусство
Ведущий вид – скульптура (отражала идеал человека). Основной сюжет: совершенный мир богов и героев Образцы для древнегреческих мастеров - работы Фидия, Мирона, Поликлета   Особенности римской скульптуры: - создание индивидуальных скульптурных портретов (в отличие от греческой скульптуры римский портрет отражал черты оригинала, внутренний мир человека), - использование монументальной скульптуры в пропагандистских целях (устанавливали на форумах конные и пешие статуи выдающимся личностям)
Роль искусства: удовлетворение эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.  
Архитектура
Отражала пафос красоты, облагораживающей мир; подчеркивала идеал культуры (гармония, соразмерность, красота). Особенность греческой архитектуры: - небольшие по размерам сооружения, - храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека. Типы храмов: простиль, амфипростиль, диптер, периптер (основной тип). Главный элемент архитектуры: ордер (дорический, ионический, коринфский). Отражал телесный характер культуры. Одно из высших достижений классики – ансамбль афинского Акрополя.   Архитектура – ведущий вид искусства в Риме. Отражала военную мощь римской империи. Ее особенности: - масштабность, внешние эффекты, - введение инженерных сооружений как архитектурных объектов в городской ансамбль (мосты, дороги, гавани, крепости, каналы, акведуки), - переработка принципов греческой архитектуры, - изменение технических основ строительства. Главные элементы архитектуры: купол и арка. Высшее достижение храмовой архитектуры в Риме – Пантеон(II в.), храм всех богов, покровителей императорского дома. Примеры сооружений: амфитеатры, термы, базилики
Религия
Отличие греческой религии от древневосточной: отсутствие могущественной касты жрецов, вероисповедной догматики. Появление общегреческого пантеона богов. Отделение от религиозных обрядов театра, превращение его в самостоятельный вид искусства; появление театральных жанров: трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедия (Аристофан). Образ космоса как абсолютного божества. Римляне переняли греческих богов, но дали им свои имена (Зевс – Юпитер, Афина – Минерва, Афродита – Венера и т.д.). Сенека (философ, сенатор, воспитатель Нерона, автор ряда трагедий, предшественник христианства): идея космополитизма (от греч. - вселенского гражданства), идея великой идеальной божьей общины, которую позже назвали вселенской церковью. Совпадение идеи космополитизма (человеческой общности) в первые века нашей эры с распространением в Риме христианства.

Наши рекомендации