По теории и истории народного художественного творчества
Вопросы к государственному экзамену
По теории и истории народного художественного творчества
Теория НХТ
- Основные понятия теории НХТ
- Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
- Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
- Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (Г. Гачев)
- Структура народной художественной культуры
- Функции народной художественной культуры
- Массовое, народное и популярное в культуре ХХ века
- Фольклор как универсальный тип субкультуры
- Фольклор и фольклоризм
- Наивное (примитивное) искусство
- Самодеятельное (любительское) художественное творчество (на примере музыкального любительства)
- Самодеятельное художественное творчество в СССР. Официально санкционированные формы
- Контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в СССР (на примере рок-культуры)
- Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)
- Творчество в русской религиозной философии (по работе Н. А. Бердяева «Смысл творчества»)
- Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье А. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)
- Скоморошество на Руси
- Театрализованные праздники: традиции и современность
- Художественное время в фольклоре (по работе Д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
- Художественное время в древнерусской литературе (по работе Д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
Ответы
Основные понятия теории НХК
Таких понятий немало. Рассмотрим некоторые из них, наиболее важные, с нашей точки зрения. Во-первых, это каждое из трех слов-понятий, составляющих название учебной дисциплины.
«Народная» - созданная народом и живущая в народе, существующая, функционирующая в рамках народной культуры. Хотя под народом могут пониматься все жители страны, государства («советский народ», «народ России», «американский народ»), в словосочетаниях «народная художественная культура» или «народная культура» народ понимается как «простой народ», низшие социальные слои общества. В России – прежде всего крестьяне. Этот смысл слова, восходящий к идеям славянофилов XIX века и реалиям отечественной культуры того времени, сохранился в «памяти русского языка» и продолжает доминировать. Можно сослаться в этой связи на одну из недавно опубликованных фундаментальных академических работ, выполненную коллективом сотрудников Гос. ин-та искусствознания «Народное музыкальное творчество». В ней речь идет только о традиционной русской крестьянской культуре.
Более подвижным, способным включить в себя и культуру других социальных групп и слоев, оказалось понятие «фольклор», но об этом – позже.
Второе слово –«художественная».Это понятие из арсенала эстетики и искусствознания. Оно означает «относящееся к искусству». В народной культуре вычленяется то, что имеет аналог в искусстве профессиональной, «ученой» (письменной) традиции: формы словесного творчества, архитектуру, музыку и танец, художественное ремесло («прикладное искусство») и т. п. Хотя при этом говорится, что народная культура синкретична, т. е. представляет собой неразделимое единство всех форм жизни традиционного общества. А это значит, что «художественной» является вся народная культура в целом и слово «искусство» должно пониматься в первом (по порядку значений в «Толковых словарях») и самом широком смысле слова: как высокое мастерство, позволяющее создавать совершенные культурные формы: как предметы, вещи, так и «сценарии» поведения, мифологические системы и проч. Учитывая эти соображения, к народной художественной культуре следовало бы отнести не только праздничный костюм, но и повседневную одежду, не только орнаментированное оружие, но и обычные орудия труда и бытовые предметы.
Третье слово – «культура». Существует множество определений культуры. Но суть многих из них сводится к тому, что культура есть бинарная оппозиция, противоположность натуре (природе), не тронутой, не измененной человеком. Культура – «вторая природа». Культура - то, что создано человеком, в том числе то в человеке, что меняет, трансформирует с момента рождения природное, биологическое начало человека и надстраивает над этим окультуренным биологическим фундаментом сверхприродную, прежде всего – духовную надстройку. В словосочетании «народная художественная культура» смысл слова «культура» конкретизируется как то, что создано народом и представляет – по современным критериям – художественную ценность.
Близким по смыслу «народной художественной культуре» являются понятие «фольклор». Сам термин "фольклор" (от английского слова folklore – народная мудрость) – распространенное в международной научной терминологии название народного творчества. Этот термин впервые был введен в 1846 г. английским археологом У.Дж. Томсом. Как официальное научное понятие впервые принят английским фольклорным обществом (Folklore Society), основанным в 1878 г. В 1880 – 1990 гг. термин входит в научный обиход во многих странах мира, в том числе и в России. В современной научной литературе распространенной является расширительная трактовка фольклора как совокупности народных традиций, обычаев, обрядов, воззрений, верований, искусств.
(Неплохо, если получится, добавить в ответ понятия «самодеятельное (любительское) художественное творчество» и «художественная самодеятельность»).
- Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
Вопрос о содержании понятий «этнос», «народ», «нация» по-прежнему остается дискуссионным в науке. Для ответа на этот вопрос воспользуемся учебным пособием доктора социологии М. Б. Глотова. Он отмечает, что
Этносу, нации и народукак историческим и социальным общностям людей предшествовали фратии и племена
Фратии возникают в связи с введением табу на брачно-поло-вые отношения между родственниками и необходимостью установления отношений между родами. Основу объединения во фратию составляют семейно-брачные отношения Фратии не были хозяйственными объединениями, так как каждый род занимался своим видом хозяйственной деятельности и самостоятельно управлял своим хозяйством. Отношения между входившими во фратию родами ограничивались обменом продуктами труда и защитой общей территории. Общими для фратии могли быть обычаи и религиозный культ. Фратии явились переходной формой от рода к историческому объединению родов в племя.
Племяпредставляет собой совокупность родов, связанных общностью хозяйственной деятельности, единством культурных традиций и религиозных представлений, наличием единого органа самоуправления. Племя возникло на основе объединения родов. Археологически возникновение племен фиксируется в мезолите. Объединяющей основой племени выступал коллективный труд. Во главе племени стоял вождь или совет, в который входили главы и старейшие представители объединенных родов. Высшая власть принадлежала вождю племени, который в большинстве случаев являлся военным предводителем или главным священнослужителем.
Для племени характерен общий вид хозяйственной деятельности, который определял его материальную базу. Основные виды хозяйственной деятельности племен: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Большинство племен вело кочевой образ жизни, покидая свою территорию тогда, когда на ней истощалось плодородие земли, недоставало корма для скота, резко сокращалась численность промысловых животных. Для защиты от внешних врагов и взаимного сотрудничества некоторые племена объединялись в союзы.
В настоящее время племена продолжают существовать на всех населенных континентах. Некоторые племена живут обособленно в естественных условиях, заняты традиционным видом коллективной деятельности, сохраняя прежние обычаи, обряды и верования. Другие племена адаптировались к современным условиям цивилизации, не теряя при этом своей самобытности Ряд племен,
например, индейские племена в США и африканские в ЮАР, были вынуждены жить в резервациях, подвергаясь дискриминации. В России с давних пор сохранилось как кочующее племя цыган, хотя чйЬть из них ведет уже давно оседлый образ жизни. В Румынии на президентских выборах 2004 года почти полмиллиона цыган были лишены избирательного права, так как они не имели регистрации по месту жительства.
Закрепление племени на определенной территории и переход к оседлому образу жизни служил основой появление такого исторического объединения людей, как этнос.
Этнос— исторически возникающее на определенной территории социальное объединение людей на основе общности материальной культуры, языка, мировоззрения и традиций. Если отличительным признаком племени является вид хозяйственной деятельности, то отличительный признак этноса — тип культуры, проявляющийся в одежде и предметах быта, в языке, обычаях и обрядах, в искусстве и верованиях
Разновидностями этноса в дальнейшем становятся:
нация, народность, диаспора, землячество, приобретая в последствии форму социальных групп. В русском языке для обозначения этнической принадлежности используют термин «национальность». В большинстве многонациональных государств национальность, как правило, обозначает и гражданство. Например, некоторые граждане США могут сказать, что их национальность — американец, а этничность — китаец.
Очевидно, исходя из этого, A.M. Яковлев заявляет: нация — «понятие государственное, политическое», а национальность — понятие этническое13. Правомерность такого заявления вызывает сомнение потому, что понятием политическим и государственным является «гражданство», а не «нация». Истории не известна такая этническая общность как «римляне», зато заметный след в ней оставила политическая общность — граждане Рима. В России русские — этническая общность, а россияне — государственная. В политической жизни бывают и такие казусы, как, например, жителей Германии называют немцами, хотя не было этнической общ-ности «немцы», а был союз германских племен. Неизвестна и такая этническая общность, как «нидерландцы», а граждан Нидерландов называют голландцами, как и жителей Северной и Южной Голландии - провинций Нидерландов. Поэтому правомернее было бы считать, что «нация» — понятие этническое, а «национальность» понятие гражданское.
Яковлев А М Социальная структура общества-М , 2003 С 65
Народ - историческое изменяющееся объединение этносов, которые проживают на закрепленной за ними территорией, имеют единые социально-экономический уклад и политической устройство, общую судьбу исторического развития, общие традиции и язык общения.
Переход к оседлому образу жизни и закрепление племени или союза племен на определенной территории послужили предпосылкой возникновения народа как исторического объединения. Более сильные экономически и могущественнее в военном плане племена захватывали чужие территории, утверждая на них свое государственное устройство, навязывая покоренным племенам свой язык, свои обычаи и свой религиозный культ.
Исторически процесс образования народов был обусловлен усилением связей между племенами. Так, древнерусский народ первоначально сформировался на основе объединения славянских племен. Язык общения и обычаи более многочисленного племени, как правило, становились всеобщими. Языки общения других племен либо сохранялись как диалекты, либо исчезали. С образованием национальных государств титульный народ становился нацией, а те этнические общности, которые компактно проживали на территории данного государства, но сохранили свою самобытную культуру и свой язык общения, получали статус народности.
В Новое время большинство случаев образования современных исторических социальных объединений происходило посредством формирования общего государства для нескольких народов, как, например, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии британцы - это англичане, шотландцы, уэльсцы, ирландцы; в королевстве Испании испанцы — это кастильцы, ка-талонцы, баски, талисийцы; в Швейцарской конфедерации швейцарцы — немцы, французы, итальянцы.
Особым образом происходило формирование таких полиэтнических исторических социальных объединений, как американский народ, российский народ и советский народ. В некоторых случаях народы приобретали статус исторического социального объединения в результате освобождения от колониальной зависимости или распада государства, как это произошло, например, после распада СССР, когда на основе бывшей исторической общности — советский народ появилось новое социальное объединение - российский народ. Российский народ объединяет все нации, народности и диаспоры, проживающие в настоящее время на территории
Российской Федерации, наследуя исторически сложившиеся традиции и храня память об исторической судьбе своей Родины со времен Киевской Руси.
(Глотов М. Б. Структурный анализ общества. СПб.: Гос. полярная академия, 2009. 109 с.)
- Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
Народное художественное творчество неразрывно связано со всем укладом жизни народа, его обычаями, духовными ценностями и национальным характером. Рассмотрим эту связь на примере русского народного танца.
Русский народный танец существует в двух основных разновидностях: как танец, живущий и функционирующий в народной, крестьянской среде и являющейся неотъемлемой частью традиционной русской крестьянской культуры, и как народный сценический танец, существующий в системе современной городской художественной культуры. Первый можно назвать аутентичным, первичным, фольклорным. Он не является искусством в узком смысле слова, он представляет собой одну из празднично-обрядовых форм жизнедеятельности русского крестьянина. Народный танец – результат коллективного творчества.
Сценический народный танец вторичен. Он является результатом творческой трансформации исходного, аутентичного, «фольклорно-народного» танца, плод постановочной деятельности профессионального балетмейстера и исполнительского мастерства профессиональных танцовщиков. Таковы отечественные профессиональные ансамбли народного танца, родившиеся в советскую эпоху, такие как «Ансамбль народного танца СССР» (1937) И. Моисеева, «Березка» (1948, рук. Н. Надеждина) и др. Можно выделить еще и промежуточную разновидность – самодеятельное художественное творчество. Сохраняя связь с фольклором, это творчество представляет собой вариант эстрадно-концертного исполнительского искусства. Его можно определить, наверное, и как полупрофессиональное искусство. Часто так называемые «фольклорные коллективы» состоят, как правило, из самодеятельных исполнителей и профессионального постановщика-хореографа.
На способность танца воплощать чувства, мысли, представления человека, склад его характера обращали внимание мыслители прошлого. Еще Аристотель сформулировал очень важную для нашей темы мысль, что «…пляска подражает своими ритмическими движениями нравам, страстям, обычаям и воплощает невидимую мысль». Идея национального и этнического своеобразия танца, воплощенности в нем национального менталитета и национального характера кладется в основу современных искусствоведческих, философских, культурологических исследований.
Что касается русского танца, то в обеих его разновидностях воплощен – в ритмо-пластических образах – народный характер. Различие между ними в том, что в народном сценическом танце народный характер подвержен известной стилизации, не меняющей сути характера, но придающей ему профессионально-артистическую огранку, связанную со сценической подачей танца для зрителей. Сценический танец – танец постановочный. В нем исходный фольклорный материал переосмыслен профессиональным хореографом.
И в том, и в другом случае в танце воплощен народный, то есть простонародный, русский крестьянский характер. Это подчеркивается и в названии: «русский народный танец», а не просто «русский танец». Здесь русское национальное воплощено в его этнонациональном преломлении, в том, что в дореволюционных этнографических работах называлось «великорусским», и в сословно-классовой, а именно – крестьянской специфике. Не случайно обязательным для танцующих является традиционный национальный крестьянский костюм.
Но дело не только в костюме. Национально-народная специфика присутствует во всех элементах танца. Однако, прежде чем перейти к их подробному освещению, следует сказать о третьей разновидности русского народного танца. Ее можно определить как «русско-европейский сценический танец». Речь идет об интеграции народного танца в структуру оперного или балетного спектакля. Будучи – со времен М. И. Глинки – включенным в контекст профессионального музыкально-театрального действия европейского типа, народный танец, в том числе русский, подвергается мощной стилизации, в гораздо большей степени и в ином направлении трансформирующей исходный фольклорный первоисточник, чем это имеет место в сценическом народном танце. Степень и направление трансформации диктуются оперно-балетным контекстом, в который включен народный танец. Возможно, мы имеем здесь дело с тем, что принято называть «характерным» танцем, о котором речь впереди. Так или иначе, нам важно было обозначить три разновидности народного танца, русского народного танца, основную, существующую в обрядово-праздничном контексте традиционной крестьянской культуры и две производные – народно-сценическую, живущую в контексте концертной эстрады и «русско-европейскую», существующую в пространстве оперного и балетного искусства.
Рассмотрим две первые разновидности более подробно с точки зрения воплощения в них национального характера.
Возьмем такую особенность русского характера, как противоречивость, сочетание в нем противоположных начал. В русском танце можно найти несколько разного рода противоположностей. В их основе лежит фундаментальная дихотомия русского танца, представленного двумя основными его видами (жанрами): хороводом и пляской. Своеобразие их бытования в том, что хоровод и пляска составляют на большей части расселения русского этноса органическое и противоречивое двуединство. Это единый празднично-обрядовый, танцевальный организм, две части единого действа. Начинаясь хороводом, такое «действо» оканчивается приплясом или пляской. При этом, конечно, имеют место региональные различия, особенно существенные в направлении «север-юг». Не случайно мы сказали осторожно о большей части территории проживания этнических русских. Дело в том, что в северных районах в игровых и орнаментальных хороводах «припляс не встречается, и хороводы не переходят в пляску». Иное дело в центральных и южных районах. В центральных хороводы часто водятся под песни, состоящие из двух контрастных частей – медленной, распевной и быстрой, плясовой. «Соответственно и хоровод состоит из двух частей – медленного движения, чаще всего по кругу, и быстрой, живой пляски во второй его части. Хороводы, исполняющиеся под такие песни, как бы сочетают в себе степенность северных и плясовую стихию южных хороводов». На Юге России в большинстве «орнаментальных и игровых хороводов припляс и пляска становятся уже основным хореографическим действием всех участников хоровода».
При всем том, что хороводы бывают медленными и быстрыми, быстрый хоровод не становится переплясом и пляской. Хоровод и пляска представляют собой разные жанры народного танца. Соответственно, в каждом из них воплощаются разные, противоположные грани русского национального характера. Хоровод, повторимся, может исполняться в медленном, умеренном и быстром темпе, но, все же, суть хоровода, его специфика в плавном, медленном движении. Отсюда хрестоматийный образ плывущего лебедя, «плывущей» «павы», т. е. образ женский и женственный. Исполнителями хороводов могут быть либо женщины, либо мужчины и женщины – в так называемых смешанных хороводах. Но почти нет мужских хороводов, они сравнительно редки и восходят к ритуальному танцу, исполнявшемуся на тризнах. В исторически более близких к современности хороводах XIX–ХХ веков в хороводах главенствуют девушки. Мужчины присутствуют как гости и вступают в круг лишь по приглашению. Стереотипный образ хоровода – «плывущие» в мерной и медленной поступи девушки и молодые женщины. У И. Стравинского в «Жар-птице» царевны ведут хоровод («хоровод царевен»), а Кащеево царство пляшет «поганый пляс» («Поганый пляс Кащеева царства»). В хороводе воплощена женская ипостась «души» России, женский модус русского национального характера.
- Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
Проблема этногенеза традиционно – предмет интереса этнографии. В этнографии различают два исторических типа этногенеза:
Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.
Этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в наше время могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы, Палестины, арабского мира вообще, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов и испано-индейского населения Латинской Америки). [Не все согласны с этим - ряд фактов указывает на то, что на территории США не происходит смешения наций, а вместо этого многие жители США продолжают считать себя частью нации своих предков. В частности, об этом свидетельствует низкое число межрасовых браков, возникновение районов компактного проживания людей определённых этносов, сохранение национальных языков. Есть мнение, что "плавильный котёл" может сформировать единую нацию только под сильным давлением государства, боящегося националистического сепаратизма.]
Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов — консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов). (Автохтонный (от лат. autos сам, chton земля) - то есть возникший на месте своего современного обитания; развивающийся в данных условиях без существенного влияния извне (в условиях той или иной изоляции). Близкое понятие - аборигенный.)
В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик, отличающие его от иных (в том числе соседствующих) этносов. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним (например, американцы или заявленная, но не состоявшаяся, новая общность «советских людей»).
При изучении этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук — этнографии, антропологии, археологии, сравнительного языкознания.
Оригинальная пассионарная теория этногенеза, в которой этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом Гумилёвым. (Статья из «Википедии» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Этногенез)
Изложение идей Гумилева см. на сайте: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пассионарная_теория_этногенеза. В И-нете есть и электронные копии его книг, в частности, «Энтогенез и биосфера земли»
5.Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (К.-Г.Юнг).
Возможность толкования НХК как воплощения «архетипов коллективного бессознательного» связана с интерпретацией НХК в свете одной из ключевых идей швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии Карла Гу́става Юнга (1875-1961). Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Идеи Юнга широко востребованы на Западе, а также – в постсоветской России. В наше время существует РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ и его отделения в крупных городах, в том числе в СПб. Одним из мероприятий «Общества…» в 2008 году была «2-я ежегодная международная конференция по глубинной психологии и юнгианскому анализу» в Москве. Ее тема «Русская душа и индивидуация». Вместе с тем, юнгианство имеет и достаточное число критически относящихся к нему ученых-гуманитариев.
Идею о «коллективном бессознательном» Юнг развивал в нескольких своих работах, в частности, в «Психологии бессознательного» ((«О психологии бессознательного». Очерки по аналитический психологии. — Мн.: Харвест, 2003 C. 103-114, 240-244, 246-249. http://www.psychology.ru/library/00026.shtml. Суть ее в следующем
Юнг пишет: «В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие "изначальные" образы, т. е. унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей Земле в одинаковых формах. Он объясняет далее, как, например, наши душевнобольные оказываются в состоянии репродуцировать точно такие же образы и взаимосвязи, которые нам известны из старинных текстов. Некоторые примеры такого рода я дал в моей книге "Трансформации и символы либидо" (Новое издание: Symbole der Wandlung, 1952. Ges. Werke, Bd. 5. ср. также Uber den Begriff des kolektiven Unbewu(ten, 1936 Ges. Wегkе, Bd. 9.). Я тем самым отнюдь не утверждаю, что по наследству передаются представления, по наследству передается лишь возможность представления, а это большая разница».
Эти образы и мотивы я назвал архетипами (а также "доминантами"
Мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т. е. – чувственные перцепции, которые были недостаточно – сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания.
Изначальные образы – это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, – так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ. Представление об ангелах, архангелах, "тронах и господствах" у Павла, архонтах у гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т. д. происходит из восприятия относительной самостоятельности архетипов».
Идеи-образы коллективного бессознательно испокон веков запечатлены в человеческом мозгу. Поэтому они в готовом виде заложены в бессознательном каждого. «Требуются лишь определенные условия для того, чтобы снова заставить ее выступить на поверхность. Величайшие и наилучшие мысли человечества формируются поверх изначальных образов, представляющих собой как бы первичный рисунок».
Сколь бы прекрасным и совершенным по праву ни считал человек свой разум, он точно так же вправе быть уверенным, что разум – это всего лишь одна из возможных функции, соответствующая лишь одной стороне мировых феноменов. Со всех сторон нас окружает иррациональное, не согласующееся с разумом. И это иррациональное также есть психологическая функция, именно коллективное бессознательное, тогда как разум по существу связан с сознанием.
Процессы, происходящие в коллективном бессознательном, касаются, однако, не только более или менее личностных отношений индивидуума к его семье или более широкой социальной группе, но и отношений к обществу – человеческому обществу вообще.
К фундаментальным образам-символам культуры, или, по терминологии Юнга, образам «коллективного бессознательного» принадлежат образы-символы Матери, Отца, Земли, Огня, Солнца (света), Тьмы и др. Если говорить об образе Земли, то он особенно значим для древних земледельческих культур, в том числе для славянской и древнерусской культур. Вот что об этом пишет известный отечественный исследователь А. Л. (Андрей Львович) Топорков.
Дальше – по сканированному тексту статьи Топоркова «Земля» из журнала «Живая старина»
6.Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (Г. Гачев)
Идея существования образов «чужих» культур в представлениях той или иной культуры – одна из популярных и актуальных в современном гуманитарном знании. Изучением таких представлений и образов занимаются историки, культурологи, этнографы, философы. Для этой междисциплинарной научной области существует и особый термин: «сравнительная имиджелогия». Один из вариантов ее предлагает известный литературовед и культурологи Г. Д. Гачев. Основная его работа на эту тему «Национальные образы мира». После ее публикации в …. году вышла целая серия его работ на эту тему: «Образы Индии: опыт экзистенциальной культурологии» (1993), «Национальные образы мира: Евразия — космос кочевника, земледельца и горца» (1999), «Национальные образы мира. Эллада, Грмания, Франция» (2006), «Ментальности народов мира» (2008) и др.
Популярное и краткое изложение своих основных идей Г. Гачев осуществил в лекции «Национальные образы мира» в 2008 году, опубликованной в интернете.
Национальные образы мира
Лекция Георгия Гачева // Полит. ру. 2008. 14 апреля. - http://www.polit.ru/lectures/2007/05/24/kulturosob.html
По каким параметрам, по каким элементам я расписываю национальные образы мира? Что более важно и врожденно данному народу и его культуре? К примеру, пространство или время? Дальше те параметры, которые я буду называть, есть везде: пространство и время, мужское и женское и т.д. Но есть акценты. Я исследую, какой перевешивает, для какого народа или страны пространство важнее, для какого время, что более характерно для данного народа в культуре.
Для немцев время более важно, чем пространство. Бытие и время, философские Sein und Zeit Хайдеггера. А для русских наоборот – пространство. Даже священное слово «страна» того же корня. Англосаксонское уравнение, что время – это деньги, не могло бы естественно придти в голову русским. Но что касается США, то эта страна столь же обширна по пространству, как Россия, но англосаксы прибыли сюда с принципом труда, а в труде время есть его мера, как по Адаму Смиту и Марксу. Это отношение пространства ко времени, т.е. S/t, т.е. скорость – вот принцип американства. И правильно, у них машина, автострады, и скорость, и успех (это тоже отрасль скорости).
Или возьмем преобладание горизонтального или вертикального измерения. Россия – это страна бесконечного простора в выражении Гоголя. Конечно, горизонтальные идеи священнее – даль, ширь, путь-дорога, они превалируют в шкале ценностей. А в Германии, наоборот, глубь, Tiefe, глубь – вертикаль, высь. Модель древа, в том числе генеалогического, Stammbaum, и структура дома Haus, усматриваются априори во всем. Отсюда структурализм, это модель дома, Haus. Значит, вертикальное измерение преобладает среди сверхценностей. То же самое в Италии, где слово stanza от корня «sta» – стоять, что буквально «стоянка». А приветствие по-итальянски «как живешь?» – «come sta?», «как стоишь?» Видите, по примитивным примерам сразу видно, какие модели, архетипы, слова повседневного употребления.
Но тут уже проступают различия внутри вертикальной ориентации. Италия – это космос нисходящей вертикали. Сравните в архитектуре. Какой в Италии главный архитектурный тип – купол, арка. Это же небо, нисходящее на землю. В Германии, наоборот, вертикаль готического собора, кирха, шпиль, острым острием вверх, шпиль пронзает небо, т.е. у них космос восходящей вертикали. Это выражает усилия земли взобраться вверх, пронзить, завоевать небо, как Вавилонским столпом. И в немецком языке, вслушаемся в язык, характерны какие дифтонги? Восходящие – auf, aus, ein. А в итальянском, наоборот, нисходящие – ua, ia, mamma mia, cuesto. Я делаю междисциплинарное исследование, я вижу аналогии, переклички между природой, языком и физикой. В Италии знаменита теория Галилея, теория свободного падения тел.
И об итальянской музыке – пожалуйста. В мелодике итальянской музыке, в мелосе, есть в классификации тип мелос с вершины, мелодия с вершины. Классические примеры – итальянские тарантеллы или Санта Лючия. Это же арки, так же, как палаца арками ниспадает, так и мелос. Конечно, в музыке везде есть все, и нисходящие и восходящие. Но для итальянского мелоса характерно нисходящее, ниспадающее движение. И, конечно, несравненна ария «Чио Чио Сан». Вы нигде в германской музыке не найдете такой последовательности сверху до низу. А какая красота!
Для германской музыки, конечно, как и для архитектуры, характерен шпиль, восходящая структура, так и в мелосе. Бетховенские темы – это, конечно, восходящее напряжение.
Помните дуэт «Радамеса и Аиды»? Опять ниспадает плавно арками о смерти Изольды. И без конца эта восходящая страсть. Опять говорю, что везде все есть, но есть характерные акценты, и я их ищу, когда делаю модели мира.
Глазков: А русские мелодии?
Гачев: Ну как же! Великолепная тема концерта Рахманинова. Обыгрывается плавно, по секундам и терциям, но какое разнообразие! Так же, как русский пейзаж – это холмистая равнина, русский мелос такой же. И у Шостаковича линеарные темы, фуги и т.д. Это линеарность, горизонтальность. И, пожалуйста – вариации на темы Рябинина. Глинкинское «Славься!» – то же самое.
Теперь перехожу к проблеме «клубнички». Эрос в соотношении мужского и женского начала, китайское Ян и Инь. В России это, конечно, Мать – сыра земля. И наша главная река Волга – матушка, и кукла матрешка. В общем, материнское и бабье начало в русском и философы отмечают. Так что у нас, конечно, преобладает женское.
Реплика из зала: И главные ругательства.
Гачев: Чего говорить, конечно. А Германия – Faterland, отцова земля. И их река Рейн, Fater Rein, отец Рейн. Так что существуют страстные отношения между странами в сексуальных пересечениях и соитиях их историй. Германия выступала как мужское по отношению к женскому, к России. Англия – как самец по отношению к самке, к сладкой Франции, douce France с ее Девой Жанной Д’Арк. Вообще, страны романо-католического юга с их культом Божьей Матери, Мадонны, Девы женские по отношению к германским, англо-саксонским, протестантским странам севера. Там вымирает культ Богоматери, там сильнее ипостась Святого Духа в Троице и превалирует мужское ощущени