В коллективе народного художественного творчества

Функции организации как функции управления. Планирование деятельности как умение установить порядок действий:

1) установить, куда ведет выбранный курс или спрогнозировать его;

2) определить желаемые конечные результаты или установить цели;

3) решить, как и когда достичь цели, то есть разработать стратегию.

4) установить приоритеты, последовательность и временные интересы шагов или составить программу действий;

5) выделить ресурсы или составить бюджет;

6) стандартизировать методы, то есть установить процедуры;

7) принимать постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам, то есть сформировать линию поведения.

Умение построить работу для эффективного выполнения цели, а именно:

1) создать устав или установить организационную структуру;

2) определить линии связи для облегчения координации, то есть описать взаимоотношения;

3) определить взаимоотношения, ответственность и полномочия, то есть создать описания должностей;

4) определить квалификацию специалистов на каждую должность, то есть установить квалификацию должностей.

5) работа с кадрами;

6) действия, направленные на достижение желаемого результата:

7) установить ответственность и точную отчетность по результатам;

8) мотивировать – это убеждать и вдохновлять людей на принятие желательных действий;

9) координировать, что означает наиболее эффективно комбинировать деятельность сотрудников;

10) стимулировать творчество и инновации для достижения целей, т.е. управлять изменениями.

Умение контролировать:

1) определить какие данные необходимы, т.е. установить систему наблюдения;

2) установить какие условия необходимы для исполнения ключевых обязанностей, т.е. образовать стандарты исполнения;.

3) определить степень отклонения от целей и стандартов, т.е. измерить результаты;

4) откорректировать план, дать консультацию по соблюдению стандартов, спланировать заново и повторить цикл, т.е. предпринять корректирующие действия;

5) вознаградить или наказать, т.е. оценить.

Сущность и основные этапы организаторской деятельности руководителя коллектива:

1 этап – подготовительный: сбор и анализ исходной информации, выявление потенциальных участников коллектива, изучение их потребностей, интересов, вкусов, мотивации участия в коллективе и других личностных особенностей.

2 этап – педагогическое проектирование: разработка модели деятельности будущего коллектива (целей, задач, содержания, форм и методов педагогического процесса в коллективе) и модели его организационной структуры.

3 этап – реализация проекта.

4 этап – диагностика эффективности педагогического процесса в коллективе (на основе изучения динамики личностных качеств участников и анализа результатов и художественно-творческой деятельности).

5 этап – корректировочный: внесение изменений в стратегию и тактику педагогического руководства коллективом с учетом результатов диагностики его эффективности.

Системный подход к организации коллектива. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей различных групп населения.

Взаимосвязь процессов организации и самоорганизации, управления и самоуправления в любительском коллективе.

Документация коллектива (план учебно-воспитательной работы, репертуарный план и др.), отражение в ней цели, задач педагогического руководства коллективом и путей их реализации.

Педагогический процесс в коллективе

народного художественного творчества

Педагогический процесс— специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели и субъекты педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса. Сущностная характеристика педагогического процесса. Условия успешного освоения опыта. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств. Системообразующий фактор педагогического процесса.

Главное свойство педагогического процесса как динамической системы. Целостность педагогического процесса.

Управление педагогическим процессом, проверка эффективности его функционирования. Внешняя обратная связь (контроль педагога) и внутренняя обратная связь (самоконтроль ученика).

Контроль в педагогическом процессе. Виды и формы контроля Методы контроля как способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности.

Критерии и показатели эффективности педагогического процесса. Методы диагностики (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, психологические тесты).

Группы методов:

1) организационные методы;

2) эмпирические способы добывания научных данных;

3) приемы обработки данных;

4) интерпретационные методы,

Основные методы (наблюдение, беседа, эксперимент).

Планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдениеза деятельностью воспитанников и участников коллектива. Виды наблюдения (срез, лонгитюдное, выборочное и сплошное, включенное наблюдение). Общая процедура наблюдения:

1) определение задачи и цели;

2) выбор объекта, предмета и ситуации;

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;

4) выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) обработка и интерпретация полученной информации.

Самонаблюдение его виды (непосредственное, отсроченное).

Беседа. Виды беседы. Требования к беседе как методу (непринужденность, личный контакт с опрашиваемым, подготовленность, четкость вопросов и др.).

Интервью и анкетирование. Сущность методов, требования к их использованию. Методика проведения интервью. Разработка анкет. Группы вопросов для анкетирования (открытые, закрытые, полуоткрытые).

Тест – особый вид экспериментального кратковременного исследования. Графические тесты, цветовые, вербальные и др.

Продукты творческой деятельности участников коллектива.

Значение научно-обоснованных результатов диагностики эффективности педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества для дальнейшего совершенствования его деятельности.

Контроль эффективности воспитательной работы. Характеристики, по которым можно судить об эффективности учебно-воспитательной работы и педагогического процесса в целом.

Наши рекомендации