Коллектив народного художественного творчества

Коллектив как контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии. Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:

1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности (А. С. Макаренко, А. В. Петровский);

2) общая совместная деятельность, направленная на достижение цели, подчиненная определенной организации.

3) активное участие каждого члена коллектива в деятельности, а так же личная ответственность за результаты такой деятельности;

4) установление специфических отношений между членами коллектива, отражающие не только единство цели деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений, такое отношение выражается во взаимозависимости: рабочее сплочение и моральное единение;

5) наличие организации, общего выборного руководящего органа, единого и авторитетного для всех членов группы, субординация отношений;

6) определенный уровень развития коллективистической психологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности;

7) Определение понятия «коллектив» в психолого-педагогической литературе (К. Платонов, А. В. Петровский, А.С. Макаренко и др.)

Коллектив как субъект формирования и развития гуманистической, коллективистически ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность; своеобразное социальное и социально-психологическое поле, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей.

Коллектив, его духовная жизнь, массовая психика и ее отдельные феномены.

Уровни развития коллектива (А.С. Макаренко). Основные показатели развития коллективизма и преобразования группы в коллектив.

Многоуровневая, «стратометрическая концепция» коллектива (А. В. Петровский). Этапы формирования коллектива:

Первый — внешний, эмпатийный уровень.

Второй — более глубинный слой межличностных отношений.

Третий— ядро, база коллективистских отношений и признак, дающий основание говорить о складывании коллектива.

Общие психологические черты (параметры), присущие коллективу:

· достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;

· нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива;

· высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы;

· достаточный уровень политической, правовой, в целом социальной зрелости членов коллектива;

· благоприятный и устойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.

Социометрическая и коммуникативная структуры малой группы. Структура властных отношений. Модели коммуникативной структуры группы (фронтальная структура, радиальный вариант, иерархическая структура).

Сплоченность коллектива, направления работы по сплочению коллектива. Групповое, коллективное мнение. Групповое настроение. Социально-психологическая общность.

Общность, как свойство психологии и ее уровни:

  1. Парциальная – характеризуется единством группы людей в одном каком-либо отношении (единство целей, интересов или взглядов).
  2. Глобальная – это общность на высшем уровне ее развития, когда люди едины во всех основных отношениях.

Основные признаки коллектива как общности людей. Единство целей и воли. Идейная общность. Сотрудничество и взаимопомощь. Руководство и дисциплина.

Мотивация деятельности коллектива и его стимулирование. Методы стимулирования (соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание).

Классификация коллективов народного художественного творчества: кружки начального и повышенного типов, студии, ансамбли, объединения и клубы любителей искусства. Классификация коллективов по возрастным особенностям участников (детские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов и т.д.).

Стиль поведения и деятельности руководителя. Основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя (деловой стиль, коммуникативный стиль; командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический; эгоистический стиль, гибкий стиль).

Функции руководителя коллектива народного художественного творчества (педагогические, художественно-творческие, социально-психологические, организационные). Педагогическое руководство развитием и формированием каждого участника и коллектива в целом. Руководство коллективом как организационной единицей в составе учебного заведения. Установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

Наши рекомендации