Детям с нарушениями развития в России.
Исторический анализ зарождения, становления и развития отечественной системы психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста.
На ранних этапах развития Киевского государства возникло чисто национальное явление – общественное призрение «убогих детей». Широкие круги населения, руководимые чувством милосердия, оказывали посильную помощь приютам, богадельням и странноприимным домам. Это нашло свое отражение и в одном из первых официальных документов на Руси - утвержденном в 996 г. киевским князем Владимиром Святославовичем Уставе о православной церкви, который обязывал церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых. В последующие века была предпринята первая попытка определения социально-правового статуса людей с нарушениями развития. Были изданы законодательные акты о необходимости попечения нищих, больных и сумасшедших (1551 г.), а также о правовом положении слабоумных (1677 г.).
Эпоха Петра I (1682-1725) изменила взгляды на образование и просвещение. В начале XVIII в. в России государством (в лице монарха) осознаётся необходимость призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, начинают возникать первые монастырские приюты, пока только для взрослых (1706 – 1715), но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях. Положительную роль в дальнейшем развитии в России лечебных учреждений, благотворительных заведений и школ сыграл «Указ об учреждении Приказов общественного призрения» (1775 г.). Указ определял требования ко всем этим учреждениям и официально их узаконил.
В период недолгого царствования Павла I, в 1796 году, создается Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (или Мариинское ведомство), просуществовавшее до 1917 года. На его средства открывались и финансировались учреждения для детей с нарушениями развития. Начиная с 40-х годов XIX в., в период русского революционного движения, русская общественность начинает обращать внимание на проблемы детей с сенсорными, интеллектуальными нарушением. А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, возглавлявшие революционно-демократическое движение, ратуют за широкое просвещение народа, за воспитание чувства уважения к человеку, выступают за новые методы воспитания, основанные на уважении к ребёнку.
В последней четверти XIX века, в связи с успехами в отечественной психиатрии, биологии и педагогики, в России стали создаваться учреждения, сочетающие как медицинские, так и педагогические формы помощи детям с нарушениями в развитии, начиная с раннего возраста («Лечебно-педагогическое учреждение доктора Ф.Плаца»; «Врачебно-воспитательного заведения доктора И.В. Маляревского»). Во второй половине XIX века проблема детей с нарушениями развития стала восприниматься не только как медицинская, но и как педагогическая.
В России на протяжении с начала до конца XIX в. развиваются два основных направления помощи детям нарушениями в развитии: христианско-благотворительное (организационные формы – приют, богадельня, дом призрения) и лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий). Все перечисленные учреждения были закрытыми и обслуживали узкий круг детей с нарушениями.
Наиболее значительное событие в истории воспитания и обучения слабоумных в России конца XIX века - Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895-1896, С.-Петербург). На его заседаниях обсуждались проблемы обучения детей с нарушениями в развитии и вопросы организации им общественной помощи. В решении съезда говорилось о создании вспомогательных школ и специальных детских садов, доступных для всех слоёв населения, во главе которых должны находиться специалисты в области педагогики и психиатрии, необходимость проведения научных исследований в области аномального детства.
В начале ХХ в. в стране возникает значительное число специальных образовательных учреждений для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями, начинает развиваться система специального дошкольного воспитания. По инициативе супругов Ф.А. и Н.А. Рау в 1900 г. в Москве был открыт первый в России и в Европе детский сад-пансион для детей с недостатками слуха. Подобные учреждения открываются в Петербурге и Киеве.
Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г. и происходило в особых условиях в логике становления одного из институтов тоталитарного государства. На I Всероссийском съезде народных деятелей по охране детства, созванного отделом детских домов Наркомсобеса в феврале 1918 г., было предложено создать дифференцированную систему спецучреждений соответственно типу нарушения в развитии детей. В этот период произошел интенсивный рост специальных учреждений для детей, зачастую происходивший без учёта материальных возможностей и без должного руководства. Дети с отклонениями в развитии, к которым относились и беспризорные, были объявлены предметом исключительно государственной заботы и оказались в определённой изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви, общественных благотворительных инициатив.
Важным событием, повлиявшем на дальнейшее развитие системы воспитания детей с недостатками в развитии, явилось выступление Л.С. Выготского на Втором съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних на тему «О современном состоянии и задачах в области воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей» (1924). Л.С.Выготский подверг критике существующую систему специальных школ, оторванных от общей системы воспитательной работы, и отметил правильность мысли П.Я. Трошина о том, что «по существу нет разницы ни в воспитательном подходе к ребёнку дефективному и нормальному, ни в психологической организации их личности». Л.C. Выготский задачу специальной педагогики видел в том, «чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т.п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства».
В первые годы Советской власти стали возникать детские учреждения для детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Одновременно началась подготовка профессиональных специалистов для работы с такими детьми. В 1927 г. создаётся научный центр по разработке проблем дефектологии – экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ), ныне ИКП РАО, что способствовало проведению комплексного изучения детей с различными нарушениями развития, разработке научных основ системы специального обучения.
Важное значение для развития системы общественного воспитания имело постановление Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», так как в целях преемственности воспитания оно предусматривало объединение двух типов детских учреждений – яслей и детских садов в единое дошкольное учреждение ясли-сад и разработку единой программы воспитания детей раннего и дошкольного возрастов.
Единая Программа воспитания в детском саду была впервые опубликована в 1962 г., а спустя семь лет утверждена Министерством просвещения РСФСР. В ней излагались задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми возрастных групп от 0 до 7 лет. Программа воспитания детей первых 3-х лет была составлена под руководством проф. Щелованова, а от 3-х до 7-ми лет – А.П. Усановой и А.В. Запорожца.
Помимо учреждений для детей с нарушением слуха, зрения и интеллекта вплоть до 50-х годов в России почти отсутствовали специальные учреждения для других категорий аномальных детей и подростков.
В 1954 г. в Ленинграде была открыта первая школа для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. С 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Москва, Свердловск и др.). Первоначально эти школы обеспечивают образование в объеме 4 классов массовой школы. Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.
В нашей стране с конца 20-х годов ХХ в. подход к проблеме изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями развития традиционно носит комплексный медико-психолого-педагогический характер. Корни такого подхода исходят из принципов и методов педологии – науки о комплексном изучении ребенка с медицинских, психологических и социальных позиций. Причем каждый период в развитии личности (детский, пубертатный и юношеский) рассматриваются как особые периоды, наиболее сензитивные к развитию тех или иных высших психических функций.
В 70-е годы началось интенсивное развитие специализированной сети дошкольных учреждений в системе Министерства просвещения. В 1975 году выходит постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития», которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логопедических групп при детских садах общего типа, так и специализированных детских садов и яслей-садов.
Несмотря на большой вклад, внесенный научными и практическими работниками в 30-е годы в проблему контроля за нервно-психическим развитием детей в условиях яслей, не были разработаны унифицированные методики выявления уровня развития ребенка, что, по словам К.Л. Печора, не давало возможных объяснений оценки их развития. С 1974 г. начали разрабатываться унифицированные методики каждого показателя, была проверена их надежность по критериям знаков.
В 90-е годы по заказу Министерства образования РФ Институтом коррекционной педагогики РАО была разработана психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста, учитывающая возрастные и психологические новообразования, уровень развития ведущей деятельности и уровень развития типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде. Такой подход позволяет не только выявить отклонения в развитии ребенка, но и определить пути коррекционной работы с ним. Разработанная диагностика была внедрена в деятельность ПМПК различных регионов страны.
Основа современной системы специального образования формировалась в значительной степени под влиянием таких документов международного стандарта, как: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация о правах инвалидов (1975), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971), Конвенция о правах ребенка (1989), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Законодательная политика Российской Федерации 90-х гг. ХХ в. была направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, а также осуществить принятие ряда законов, регламентирующих права инвалидов в нашем государстве, и гарантирующих право лиц с отклонениями в развитии на получение образования. В настоящее время нормативно-правовую базу специального коррекционного образования Российской Федерации составляют следующие документы: Законы РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (специальном образовании); Указы президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности»; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»; Федеральная программа «Дети России»; «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997); «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (1998); Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (1996) и др.
Таким образом, проведенный анализ зарождения, становления и развития отечественной системы психолого-педагогической помощи детям показал, что на протяжении веков отношение государства и общества к лицам с отклонениями в развитии поменялось от равнодушия, нетерпимости и необходимости их призрения до равноправного партнерства и осознания важности оказания им не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи. В течение довольно длительного периода времени, вплоть до XIX века, в России основным направлениями оказания помощи детям с нарушениями развития являлись христианско-благотворительная помощь и светское призрение. Такая ситуация объяснялась разными причинами: во-первых, традиционным для русского общества чувством сострадания к убогим и страждущим. Во вторых, тем, что в сложившихся в те годы социокультурных условиях русским населением еще не была достаточно осознана роль просвещения и образования. Поэтому, родители, имевшие таких детей, не испытывали потребности в организации их обучения.