Выполнила: магистрант 1 курса

Кафедра ТПК и биомеханики

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Современные проблемы наук по ФК и С»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Выполнила: магистрант 1 курса

Елсукова Евгения Вадимовна.

Проверила: к.п.н., доцент

Кафедры ТФК и биомеханики

Шведкая Ирина Анатольевна.

Челябинск 2014
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

ГЛАВА 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ........ 5

ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10

2.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста...................................................................................... 10

2.2. Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста............................................................................ 14

2.3. Средства физического воспитания детей школьного возраста............ 16

2.4. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста............ 19

2.5. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.............. 26

2.6. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста............. 32

ГЛАВА 3 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.......................................................................................... 39

3.1. Формы организации физического воспитания в школе....................... 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................... 45


ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофесиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам.

Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста во многом определяется уровнем научной обоснованности методов и средст физической подготовки детей этого возраста. Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей школьного возраста.

В нашей работе мы рассмотрим, как регулируется физические образование на государственном уровне (ФГОС), непосредственно, физическое воспитание детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, их возрастные особенности, средства и методы воспитания, формы организации.

Целью данной работы является изучить систему физического образования (воспитания) детей школьного возраста на современном этапе.

ГЛАВА 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Основная часть ФГОС

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1)Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Основная образовательная программа общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа и т. д

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Она разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы общего образования.

Целевойраздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

· пояснительную записку;

· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования;

· систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Содержательныйраздел должен определять содержание общего образования и включать образовательные программы:

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на данной ступени общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных

программу воспитания и социализации обучающихся на данной ступени общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

Организационныйраздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и содержать:

-учебный план общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

-систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (согласно проекту стандарта) составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы. [13,14,15]

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.

Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (согласно проекту стандарта) составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность

2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

преемственной по отношению к предыдущей ступени общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.

3) Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы :

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

предметным,включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета. [16,17]

Урок физической культуры.

Основной формой занятий фи­зическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического вос­питания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систе­матических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двига­тельных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т. д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45 мин каждый. Их основное содержание - двигательная деятельность. [28, 29]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенные понятия дают общее представление о физическом воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физической работоспособности.

В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие детей. Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.

Обобщая научные и практические данные, теория физическое воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Кафедра ТПК и биомеханики

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Современные проблемы наук по ФК и С»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Выполнила: магистрант 1 курса

Елсукова Евгения Вадимовна.

Проверила: к.п.н., доцент

Кафедры ТФК и биомеханики

Шведкая Ирина Анатольевна.

Челябинск 2014
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

ГЛАВА 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ........ 5

ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10

2.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста...................................................................................... 10

2.2. Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста............................................................................ 14

2.3. Средства физического воспитания детей школьного возраста............ 16

2.4. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста............ 19

2.5. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.............. 26

2.6. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста............. 32

ГЛАВА 3 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.......................................................................................... 39

3.1. Формы организации физического воспитания в школе....................... 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................... 45


ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофесиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам.

Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста во многом определяется уровнем научной обоснованности методов и средст физической подготовки детей этого возраста. Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей школьного возраста.

В нашей работе мы рассмотрим, как регулируется физические образование на государственном уровне (ФГОС), непосредственно, физическое воспитание детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, их возрастные особенности, средства и методы воспитания, формы организации.

Целью данной работы является изучить систему физического образования (воспитания) детей школьного возраста на современном этапе.


Наши рекомендации