Глава 1 федеральный государственный стандарт

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Основная часть ФГОС

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1)Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Основная образовательная программа общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа и т. д

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Она разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы общего образования.

Целевойраздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

· пояснительную записку;

· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования;

· систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Содержательныйраздел должен определять содержание общего образования и включать образовательные программы:

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на данной ступени общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных

программу воспитания и социализации обучающихся на данной ступени общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

Организационныйраздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и содержать:

-учебный план общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

-систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (согласно проекту стандарта) составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы. [13,14,15]

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.

Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (согласно проекту стандарта) составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность

2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

преемственной по отношению к предыдущей ступени общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.

3) Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы :

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

предметным,включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета. [16,17]


Наши рекомендации