СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (к 13-14 декабря 2017 г.)

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ИФК, I курс, 2017-2018 уч. год

1. Назначение дисциплины, объект и предмет изучения дисциплины «ИФК». Методы и источники информации, используемые в «ИФК»

2. Источники и факторы развития физической культуры как социокультурного феномена на различных этапах общественно-экономической формации.

3. Физическое воспитание в родовом обществе.

4. Физическая культура в рабовладельческом обществе (на примере древнегреческих полисов Афины, Спарта).

5. Физическое воспитание в Древнем Риме.

6. Рыцарская система физического воспитания.

7. Гуманизм как педагогическое течение Эпохи Возрождения. Физическая культура городского населения в Эпоху феодализма.

8. Теории Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо как предпосылки зарождения западных систем физической культуры XVIII-XX вв.

9. История развития движения филантропизма.

10. История появления и характеристика гимнастических систем.

11. История появления и характеристика немецкого гимнастического движения.

12. История появления и характеристика шведского гимнастического движения.

13. История появления и характеристика сокольского гимнастического движения.

14. История появления гимнастических систем Демени и Гаульгофера.

15. История появления и характеристика спортивно-игрового направления.

16. История появления и характеристика скаутизма.

17. История появления и характеристика направления милитаризации физического воспитания.

18. Предпосылки, история появления и характеристика йоги.

19. Предпосылки, история появления и характеристика ушу.

20. Предпосылки, история появления и характеристика джиу-джитсу. Предпосылки, история появления и характеристика дзюдо.

21. Предпосылки, история появления и характеристика отечественной системы самбо.

22. Физическое воспитание в России как общественное явление (обобщение истории физической культуры на различных этапах общественно-экономической формации). Характеристика обрядов инициации на Руси.

23. Характеристика народных форм физического воспитания России с древнейших времен до второй половины XIX в.

24. Характеристика государственных форм физического воспитания России с древнейших времен до второй половины XIX в.

25. Развитие науки в области физической культуры (Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, Н.Е. Введенский и т.д.).

26. Роль российской интеллигенции в развитии физической культуры в начале XX в.

27. Появление физического воспитания в образовательных заведениях в начале XX в.

28. Роль П.Ф. Лесгафта в создании системы физического воспитания России. Общественная и научная деятельность П.Ф. Лесгафта.

29. Основные тенденции в становлении и развитии советской системы физической культуры (1917-1991 гг.).

30. Становление государственных органов управления физической культурой и спортом в первые годы советской власти. Различные концепции и взгляды на содержание и методы работы по физической культуре в 1920-х и 1930-х гг.

31. Развитие научно-методических основ советской системы физического воспитания. Создание высших учебных заведений по физической культуре в России.

32. Постановление ЦК РКП(б) от 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры»: предпосылки появления, значение, последствия.

33. Военная направленность в развитии физической культуры в СССР в период между Первой и Второй мировыми войнами.

34. Становление и изменение комплекса ГТО (1931-1988 гг.).

35. Физическая культура в Российской Федерации. Изменения в отечественной системе физической культуры после распада СССР.

36. Создание НОК дореволюционной России, СССР, РФ: предпосылки, значение, последствия.

37. История Международного Олимпийского движения. Выдающиеся представители международного спортивного движения.

38. История Международного Паралимпийского движения. История Международного сурдлимпийского движения и Специальной Олимпиады.

39. Участие России в Международном спортивном движении (на примере Олимпийского движения, Паралимпийского движения и т.д.).

40. Общественная и педагогическая деятельность В.С. Пирусского («Сибирского Лесгафта») в Томске.

41. Физическая культура в Томске в XIX-XXI вв.

42. Факультет физической культуры и спорта ТГПУ как первый профильный факультет за Уралом. Первые преподаватели ФФВ ТГПИ. Роль В.А. Бауэра в развитии ФФКС.

43. История избранного вида спорта (в мире, России, Томске).

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ИФК, I курс, 2017-2018 уч. год

1. Назначение дисциплины, объект и предмет изучения дисциплины «ИФК». Методы и источники информации, используемые в «ИФК»

2. Источники и факторы развития физической культуры как социокультурного феномена на различных этапах общественно-экономической формации.

3. Физическое воспитание в родовом обществе.

4. Физическая культура в рабовладельческом обществе (на примере древнегреческих полисов Афины, Спарта).

5. Физическое воспитание в Древнем Риме.

6. Рыцарская система физического воспитания.

7. Гуманизм как педагогическое течение Эпохи Возрождения. Физическая культура городского населения в Эпоху феодализма.

8. Теории Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо как предпосылки зарождения западных систем физической культуры XVIII-XX вв.

9. История развития движения филантропизма.

10. История появления и характеристика гимнастических систем.

11. История появления и характеристика немецкого гимнастического движения.

12. История появления и характеристика шведского гимнастического движения.

13. История появления и характеристика сокольского гимнастического движения.

14. История появления гимнастических систем Демени и Гаульгофера.

15. История появления и характеристика спортивно-игрового направления.

16. История появления и характеристика скаутизма.

17. История появления и характеристика направления милитаризации физического воспитания.

18. Предпосылки, история появления и характеристика йоги.

19. Предпосылки, история появления и характеристика ушу.

20. Предпосылки, история появления и характеристика джиу-джитсу. Предпосылки, история появления и характеристика дзюдо.

21. Предпосылки, история появления и характеристика отечественной системы самбо.

22. Физическое воспитание в России как общественное явление (обобщение истории физической культуры на различных этапах общественно-экономической формации). Характеристика обрядов инициации на Руси.

23. Характеристика народных форм физического воспитания России с древнейших времен до второй половины XIX в.

24. Характеристика государственных форм физического воспитания России с древнейших времен до второй половины XIX в.

25. Развитие науки в области физической культуры (Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, Н.Е. Введенский и т.д.).

26. Роль российской интеллигенции в развитии физической культуры в начале XX в.

27. Появление физического воспитания в образовательных заведениях в начале XX в.

28. Роль П.Ф. Лесгафта в создании системы физического воспитания России. Общественная и научная деятельность П.Ф. Лесгафта.

29. Основные тенденции в становлении и развитии советской системы физической культуры (1917-1991 гг.).

30. Становление государственных органов управления физической культурой и спортом в первые годы советской власти. Различные концепции и взгляды на содержание и методы работы по физической культуре в 1920-х и 1930-х гг.

31. Развитие научно-методических основ советской системы физического воспитания. Создание высших учебных заведений по физической культуре в России.

32. Постановление ЦК РКП(б) от 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры»: предпосылки появления, значение, последствия.

33. Военная направленность в развитии физической культуры в СССР в период между Первой и Второй мировыми войнами.

34. Становление и изменение комплекса ГТО (1931-1988 гг.).

35. Физическая культура в Российской Федерации. Изменения в отечественной системе физической культуры после распада СССР.

36. Создание НОК дореволюционной России, СССР, РФ: предпосылки, значение, последствия.

37. История Международного Олимпийского движения. Выдающиеся представители международного спортивного движения.

38. История Международного Паралимпийского движения. История Международного сурдлимпийского движения и Специальной Олимпиады.

39. Участие России в Международном спортивном движении (на примере Олимпийского движения, Паралимпийского движения и т.д.).

40. Общественная и педагогическая деятельность В.С. Пирусского («Сибирского Лесгафта») в Томске.

41. Физическая культура в Томске в XIX-XXI вв.

42. Факультет физической культуры и спорта ТГПУ как первый профильный факультет за Уралом. Первые преподаватели ФФВ ТГПИ. Роль В.А. Бауэра в развитии ФФКС.

43. История избранного вида спорта (в мире, России, Томске).

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (к 13-14 декабря 2017 г.)

  1. Разработать и защитить проект мероприятия по ИФК для школьников (проблема, пути решения проблемы, приоритетный путь, цель, задачи, контингент, план мероприятия, ход мероприятия).
  2. В парах защитить доклад по истории избранного вида спорта (в мире, России, Томске).

Ответить ПИСЬМЕННО на вопросы (АРГУМЕНТИРОВАННО с ПРИМЕРАМИ)

  1. Влияет ли история на современность? Приведите примеры из области физической культуры?
  2. Знаниями каких теорий отечественных педагогов и физиологов дореволюционного и советского периодов мы пользуемся сегодня в сфере физической культуры.
  3. Какие из народных форм физической культуры России (с древнейших времен до XIX вв.) актуальны сегодня в нашей стране?
  4. Какие из зарубежных (западных и восточных) систем физической культуры XVIII-XX вв. наиболее актуальны сегодня? Чем отличаются восточные и западные системы.
  5. Какие черты современной физической культуры России берут истоки в дореволюционный и советский периоды?
  6. В 10 предложениях кратко описать историю «своего» вида спорта в мире и России.

Список вопросов для самостоятельного изучения:

  1. Взгляды древнегреческих философов о физической культуре (Сократ, Платон, Аристотель).
  2. Физическая культура в Древнем Риме.
  3. Рассмотреть «гимнастику» европейских физиологов Демени и Гаульгофера.
  4. Подробнее рассмотреть зарубежные системы физической культуры XVIII-XIX вв. (бойскаутское, милитаризация, рекреационное и т.д.).
  5. Физическая культура в Томске (см. в учебно-методическое пособие В.С. Хилькевича).
  6. Общественная деятельность в сфере физической культуры Владислава Пирусского в г. Томске (XIX-XX вв.).

Рекомендуемая литература

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. –6- изд., испр. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. 308 с.

2. Олимпийский учебник студента: учебное пособие для олимпийского образования в вузах / В. C. Родиченко, С. А. Иванов, А. Т. Контанистов и др. ; Олимпийский комитет России. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Советский спорт, 2009. 126 с.

3. Столбов, В.В. История физической культуры: учебное пособие для педагогических институтов / В. В. Столбов. – Москва: Просвещение, 1982. – 285 с.

4. Хилькевич, В.С. Краткий курс истории физической культуры и спорта. Томск. Изд. Учебно-методич. лаборатории ФФКиС, 2003. – 182 с.

Наши рекомендации