Приложение № 5 Список заданий на подготовку творческих заданий в форме презентаций

1. Становление понятия "культура" от античности до наших дней.

2. Сущность культуры и ее предназначение.

3. Истолкование культурологами понятия "культура" и "цивилизация" (Н.А.Бердяев).

4. Истолкование культурологами понятия "культура" и "цивилизация" (О.Шпенглер).

5. Истолкование культурологами понятия "культура" и "цивилизация" (М.Вебер).

6. Единство и многообразие культуры.

7. Трактовка культуры Н.А.Бердяевым.

8. Сущность ленинской концепции "двух культур".

9. Культура как тип социальной памяти и опыта.

10. Культура как способ социализации личности.

11. Культура общения и поведения.

12. Общая и профессиональная культура юриста.

13. Современная "молодежная культура": особенности и проблемы.

14. Выбор ценностей культуры как средства формирования личности.

15. Раскрытие проблемы человека и культуры в трудах Н.А.Бердяева.

16. Концепция локальных цивилизаций и замкнутых культур.

17. Неофрейдизм и теория "культурных архетипов" К.Г.Юнга.

18. Антропологический подход к изучению культуры: концепции Э.Б.Тейлора,
Дж.Дж.Фрейзера, Л.Г.Моргана.

19. Антропологическое обоснование неравномерности развития культуры.

20. Этнос и культура в концепции П.Н.Гумилёва.

21. Марксистская концепция культуры.

22. Ценность как основа и фундамент культуры: концепция культуры и культурных типов П.Сорокина.

23. Типология культуры О.Шпенглера и А.Тойнби: общее и особенное.

24. Н.Я Данилевский о заимствованиях культурных ценностей.

25. Раздвоение труда, формирование интеллигенции и элитарной культуры.

26. Народная культура, ее достижения и перспективы развития.

27. Традиционная народная культура прошлого (культурное наследие или актуальный, культуротворческий компонент).

28. Взаимодействие народной культуры и элитарной.

29. Русская народная культура и ее сущность.

30. Элитарная культура в России.

31. Массовая культура как социальный заказ.

32. Роль технического прогресса в развитии культуры.

33. Массовая культура в современной России.

34. Основные этапы становления человека.

35. Материальная культура первобытного общества.

36. Наскальная и пещерная живопись.

37. Пиктография - первая письменность.

38. Первобытная скульптура, украшения.

39. Рациональное и сверхъестественное в сознании первобытного человека.

40. Эдуард Тейлор о первобытной культуре.

41. Д.Фрезер о магии.

42. Религиозные системы и мифология египтян, шумеров, вавилонян и др.: общее и особенное.

43. Эволюция искусства в странах Древнего Востока - от сакрального к светскому.

44. Основные достижения культуры Древнего Китая.

45. Достижения индо-буддийской культуры.

46. Великие древнеиндийские эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна".

47. Математические знания египтян, шумеров, вавилонян, индийцев, китайцев.

48. Социальные и мировоззренческие основы античной культуры.

49. Полис как социальная основа и ядро античной культуры.

50. Достижения архитектуры в Древней Греции.

51. Греческая трагедия: проблема свободы и судьбы в античности.

52. Культура эллинизма: основные достижения.

53. Празднества в Древней Греции.

54. Художественная культура Древнего Рима.

55. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

56. Античная мифология. Проблема взаимоотношения бога и человека в античной культуре.

57. Роль античности а европейской цивилизации.

58. Рыцарская культура (ценности, нормы, образ жизни, творчество).

59. Народная культура в средневековой Европе.

60. Образование в Средние века (школы, университеты).

61. Культура средневекового города.

62. Романский и готический стили в архитектуре.

63. Воспитание нового человека Возрождения, идеал гражданственности.

64. Особенности научно-технического прогресса в Европе XIX века.

65.Открытия в науке (на выбор: математика, физика, химия, биология, социология, философия) и создание новой картины мира.

66. Основные художественные направления в литературе и искусстве XIX века (романтизм, реализм, идеализм, модернизм - на выбор).

67. О.Шпенглер и П.Бердяев о кризисе европейской культуры.

68. Творчество имперссионистов (на выбор:К. Писсарро, Э. Мане, Э. Дега, А. Сислей, К. Моне, О. Ренуар).

69. Значение мировой войны в углублении кризиса культуры (Н.А. Бердяев, М. Вебер).

70. Искусство как форма протеста (дадаизм).

71. Формирование нового языка в искусстве XX столетия (сюрреализм, кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм, литература "потока сознания", абстракционизм – на выбор).

72. Современные течения в искусстве (конструктивизм, функционализм, минимализм на выбор).

73. Internet: изменение стиля мышления и образа жизни.

74. Мультимедийные системы и виртуальные миры.

75. Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.) (культ секса, психотропных препаратов, использование современных достижений науки и техники длявхождение в состояние транса).

76. Антигуманизм, тема ужаса, культ повседневности как выражение кризиса современной культуры.

77. Идея "прогресса" и ее значение для науки о культуре.

78. Интеллектуальный и духовный потенциал человека будущего.

79. Спасение природы как социокультурная проблема.

80. Историко-культурный процесс в России: его закономерности, особенности и внутренние детерминанты.

81. Общинный уклад жизнедеятельности русского народа.

82. Фольклорная (народная) культура русских.

83. Социальная «Правда» как идейный фокус народной культуры (А.И. Клибанов).

84. Характер русского народа в его социокультурном развитии.

85. Русская духовная культура и ее ведущие черты.

86. Русские календарные обряды и праздники: смысл и значение.

87. Русская культура на пересечении "двух миров": сотрудничество, взаимообогащение, проблема выбора.

88. Н.Я. Данилевский о русской культуре.

89. В.В. Розанов о русской культуре и русских людях.

90. Идея соборности в русской религиозной традиции.

91. Индоевропейские корни культуры славянских народов.

92. Вклад академика Б.А. Рыбакова в исследование древнерусской культуры.

93. Восточнославянская община ("вервь","мир") как социокультурная основа
жизнеустройства сельского населения.

94. Городское вече как реальное проявление демократизма древнерусской культуры.

95. Язычество как мифологическое восприятие неразрывной связи мира природы и человека.

96. Языческие мотивы и сюжеты в русской литературе и искусстве.

97. Историко-культурные предпосылки и причины христианизации Древней Руси.

98. Воздействие церкви на развитие древней русской культуры.

99. Роль христианской нравственности в формировании характера русского человека.

100. Развитие зодчества, живописи и ювелирного искусства в христианской Руси.

101. Памятники древнерусской архитектуры XI-XII вв.

102.Христианские мотивы в творчестве выдающихся русских писателей, поэтов, художников, музыкантов.

103. Эпоха средневековья как качественно новый этап в развитии культуры русского народа.

104. Великорусская народность как субъект рождения нового типа культуры.

105. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом - духовный стержень патриотической литературы.

106. Устное народное творчество и его ведущие мотивы в средневековой Руси.

107. Русские писатели средневековья о судьбах Отечества.

108. Петровские преобразования: проблема сочетания ценностей Запада и ценностей России.

109. Секуляризация художественной и бытовой жизни России в XVIII в.

110. Светская портретная живопись как новое явление русской культуры.

111. Санкт-Петербург - символ новой культуры, великое явление творчества русского народа.

112. Достижения выдающиеся отечественных зодчих XVIII века (на выбор В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов).

113. Отечественная наука и техника второй половины XVIII в.

114. Прикладное искусство и народные промыслы второй половины XVIII в.

115. Русская литература второй половины XVIII в.

116. Вклад М.В. Ломоносова в развитие культуры.

117. Основание Академии наук и развитие отечественной науки в первой половине XVIII в.

118. Возникновение русского профессионального театра. Ф.Г. Волков.

119. А.Н. Радищев как великий просветитель России.

120. Культурный взлет России в XIX веке: истоки и реальность.

121. Исторический вклад декабристов в развитие русской культуры.

122. Реформы 1860-х годов и их культурное значение.

123. Революционный романтизм и критический реализм в культуре XIX века.

124. А.С. Пушкин - непревзойденный феномен русской национальной культуры.

125. Л.Н. Толстой - великий писатель и мыслитель России.

126. Ф.М. Достоевский - защитник униженных и оскорбленных.

127. Русская музыка - отражение духа народного.

128. Расцвет русской живописи XIX века: великие имена.

129. Развитие науки в России в XIX веке: новый этап.

130. Естественные науки в России XIX века.

131. "Серебряный век" русской литературы и искусства: отличительные черты.

132. Русский модерн и авангард как феномены мировой культуры.

133. Русская общественная мысль XIX - начала XX века в поисках будущего России.

134. Образ русской революции в искусстве.

135. Русская революция и культурные преобразования.

136. Русская культура за рубежом: история и современность.

137. СССР - исторические и социально-экономические условия формирования нового типа культуры.

138. Борьба в сфере культуры в первые годы советской власти (Пролеткульт и В.И.Ленин).

139. Попытки советской власти противостоять разрушениям культуры в ходе гражданской войны.

140. Выдающиеся достижения духовной культуры в советский период (литературы, кино, театра, балета, музыки и т.д. - на выбор).

141. Советская многонациональная литература - феномен мирового масштаба.

142. М.Горький - родоначальник литературы социалистического реализма.

143. М.А. Шолохов - гениальный автор "энциклопедии народной жизни".

144. Малый театр и МХАТ - верные хранители русской реалистической традиции.

145. Большой театр Союза ССР и его всемирная слава.

146. Музыкальное искусство и его великие представители (на выбор: С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, С. Лемешев и др.).

147. Советский кинематограф - явление мирового масштаба (С.Эйзенштейн, братья Васильевы, С. Бондарчук, С. Герасимов и др.)

148. Советская наука и ее достижения.

149. Покорение космоса - совокупный итог развития советской науки и техники.

150. Идейное и духовное противостояние в сфере культуры на разных этапах советской власти.

151. Отдельные представители интеллигенции против системы советских ценностей (на выбор: А.Солженицын, В.Аксенов. В.Астафьев, В.Буковский и др.): причины и результаты.

152. Преобразующая миссия советской культуры для народов СССР.

153. Уроки и историческое значение советской культуры для новых поколений, для духовного опыта человечества.

154. "Что сулит миру (и нашей культуре) расчленение России"? (И. Ильин).

155. Бездуховность как феномен современного российского общества.

156. Российская литература и искусство на рубеже XX-XXI столетий.

157. Проблема существования субкультуры "новых русских".

158. Социокультурные последствия социального расслоения российского общества.

159. Идейная переориентация творцов культуры в постсоветской России.

160. Деструктивные процессы в системе образования.

161. Разрушение традиционных представлений о любви, семье и браке.

162. Художник и рынок: проблема выживания.

163. Информационная безопасность России: необходимость культурно-просветительных мер в сфере образования, коммуникаций.

164. Символ в средневековой культуре.

165. Античное наследие в культуре Ренессанса.

166. Средневековая смеховая культура.

167. Природно-климатический фактор и культура России.

168. Современная художественная интеллигенция России и власть.

169. Конфликт (противостояние?) ценностей в современной России.

170. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

171. Научный и художественный взгляды на мир.

172. Творец в искусстве и науке.

173. Составляющие профессиональной культуры инженера.

174. Культура как производство самого человека.

175. Культура и природная среда.

176. Социальные перспективы современной модернизации России.

177. Современная техника и человеческое бытие.

178. Будущее человечества - "единый мир"?

179. Современные межцивилизационные противоречия.

180. Контркультура как понятие.

181. Субкультурные объединения современной молодежи.

182. Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.

183. Взгляд на природу в западной и восточной культурах.

184. Культурология как интегративная наука о культуре.

185. Понятие и многообразие подходов к определению культуры.

186. Сущность культуры.

187. Структура культуры.

188. Основные функции культуры.

189. Проблемы современной молодежи в науке.

190. Молодежнаяинтернетзависимость в виртуальных мирах: духовно-религиозный аспект.

191. "Электронная зависимость" современной молодежи: культурный взлет или духовный.

192. Технологии дополненной реальности и перспективы современной культуры

Литература

Основная

Гуревич П.С. Культурология: учеб.для сред. проф. учеб. заведений/ П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 326 с.

Доброхотов А.П., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие/ А.П. Доброхотов, А.Т. Калинкин. - М.: Проспект, 2012. – 168 с.

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

Дополнительная

Антосевич Г.С. Краткий курс по культурологии / Г.С. Антосевич . - 4-е издание, стереотипное.- М.: Окей-книга, 2012. – 128 с.

Костина А.В. Культурология. [ Электронный ресурс] Электронный учебник. Объектом электронного учебника является издание: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с. – 1 CD-ROM.

Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с.

Лекции по культурологии. [ Электронный ресурс] Аудиокурс. ИДДК. – М., 2007. 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов/Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 559 с.

Рябцев Ю.С. Русская культура XIX в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XVIII в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XX – начала XXI в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура X-XVII вв. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Хрестоматия по культурологии : : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; сост. А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2006. - 378 с.

Наши рекомендации