СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (к 13-14 декабря 2017 г.)
ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ИФК, I курс, 2017-2018 уч. год
1. Назначение дисциплины, объект и предмет изучения дисциплины «ИФК». Методы и источники информации, используемые в «ИФК»
2. Источники и факторы развития физической культуры как социокультурного феномена на различных этапах общественно-экономической формации.
3. Физическое воспитание в родовом обществе.
4. Физическая культура в рабовладельческом обществе (на примере древнегреческих полисов Афины, Спарта).
5. Физическое воспитание в Древнем Риме.
6. Рыцарская система физического воспитания.
7. Гуманизм как педагогическое течение Эпохи Возрождения. Физическая культура городского населения в Эпоху феодализма.
8. Теории Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо как предпосылки зарождения западных систем физической культуры XVIII-XX вв.
9. История развития движения филантропизма.
10. История появления и характеристика гимнастических систем.
11. История появления и характеристика немецкого гимнастического движения.
12. История появления и характеристика шведского гимнастического движения.
13. История появления и характеристика сокольского гимнастического движения.
14. История появления гимнастических систем Демени и Гаульгофера.
15. История появления и характеристика спортивно-игрового направления.
16. История появления и характеристика скаутизма.
17. История появления и характеристика направления милитаризации физического воспитания.
18. Предпосылки, история появления и характеристика йоги.
19. Предпосылки, история появления и характеристика ушу.
20. Предпосылки, история появления и характеристика джиу-джитсу. Предпосылки, история появления и характеристика дзюдо.
21. Предпосылки, история появления и характеристика отечественной системы самбо.
22. Физическое воспитание в России как общественное явление (обобщение истории физической культуры на различных этапах общественно-экономической формации). Характеристика обрядов инициации на Руси.
23. Характеристика народных форм физического воспитания России с древнейших времен до второй половины XIX в.
24. Характеристика государственных форм физического воспитания России с древнейших времен до второй половины XIX в.
25. Развитие науки в области физической культуры (Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, Н.Е. Введенский и т.д.).
26. Роль российской интеллигенции в развитии физической культуры в начале XX в.
27. Появление физического воспитания в образовательных заведениях в начале XX в.
28. Роль П.Ф. Лесгафта в создании системы физического воспитания России. Общественная и научная деятельность П.Ф. Лесгафта.
29. Основные тенденции в становлении и развитии советской системы физической культуры (1917-1991 гг.).
30. Становление государственных органов управления физической культурой и спортом в первые годы советской власти. Различные концепции и взгляды на содержание и методы работы по физической культуре в 1920-х и 1930-х гг.
31. Развитие научно-методических основ советской системы физического воспитания. Создание высших учебных заведений по физической культуре в России.
32. Постановление ЦК РКП(б) от 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры»: предпосылки появления, значение, последствия.
33. Военная направленность в развитии физической культуры в СССР в период между Первой и Второй мировыми войнами.
34. Становление и изменение комплекса ГТО (1931-1988 гг.).
35. Физическая культура в Российской Федерации. Изменения в отечественной системе физической культуры после распада СССР.
36. Создание НОК дореволюционной России, СССР, РФ: предпосылки, значение, последствия.
37. История Международного Олимпийского движения. Выдающиеся представители международного спортивного движения.
38. История Международного Паралимпийского движения. История Международного сурдлимпийского движения и Специальной Олимпиады.
39. Участие России в Международном спортивном движении (на примере Олимпийского движения, Паралимпийского движения и т.д.).
40. Общественная и педагогическая деятельность В.С. Пирусского («Сибирского Лесгафта») в Томске.
41. Физическая культура в Томске в XIX-XXI вв.
42. Факультет физической культуры и спорта ТГПУ как первый профильный факультет за Уралом. Первые преподаватели ФФВ ТГПИ. Роль В.А. Бауэра в развитии ФФКС.
43. История избранного вида спорта (в мире, России, Томске).
ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ИФК, I курс, 2017-2018 уч. год
1. Назначение дисциплины, объект и предмет изучения дисциплины «ИФК». Методы и источники информации, используемые в «ИФК»
2. Источники и факторы развития физической культуры как социокультурного феномена на различных этапах общественно-экономической формации.
3. Физическое воспитание в родовом обществе.
4. Физическая культура в рабовладельческом обществе (на примере древнегреческих полисов Афины, Спарта).
5. Физическое воспитание в Древнем Риме.
6. Рыцарская система физического воспитания.
7. Гуманизм как педагогическое течение Эпохи Возрождения. Физическая культура городского населения в Эпоху феодализма.
8. Теории Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо как предпосылки зарождения западных систем физической культуры XVIII-XX вв.
9. История развития движения филантропизма.
10. История появления и характеристика гимнастических систем.
11. История появления и характеристика немецкого гимнастического движения.
12. История появления и характеристика шведского гимнастического движения.
13. История появления и характеристика сокольского гимнастического движения.
14. История появления гимнастических систем Демени и Гаульгофера.
15. История появления и характеристика спортивно-игрового направления.
16. История появления и характеристика скаутизма.
17. История появления и характеристика направления милитаризации физического воспитания.
18. Предпосылки, история появления и характеристика йоги.
19. Предпосылки, история появления и характеристика ушу.
20. Предпосылки, история появления и характеристика джиу-джитсу. Предпосылки, история появления и характеристика дзюдо.
21. Предпосылки, история появления и характеристика отечественной системы самбо.
22. Физическое воспитание в России как общественное явление (обобщение истории физической культуры на различных этапах общественно-экономической формации). Характеристика обрядов инициации на Руси.
23. Характеристика народных форм физического воспитания России с древнейших времен до второй половины XIX в.
24. Характеристика государственных форм физического воспитания России с древнейших времен до второй половины XIX в.
25. Развитие науки в области физической культуры (Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, Н.Е. Введенский и т.д.).
26. Роль российской интеллигенции в развитии физической культуры в начале XX в.
27. Появление физического воспитания в образовательных заведениях в начале XX в.
28. Роль П.Ф. Лесгафта в создании системы физического воспитания России. Общественная и научная деятельность П.Ф. Лесгафта.
29. Основные тенденции в становлении и развитии советской системы физической культуры (1917-1991 гг.).
30. Становление государственных органов управления физической культурой и спортом в первые годы советской власти. Различные концепции и взгляды на содержание и методы работы по физической культуре в 1920-х и 1930-х гг.
31. Развитие научно-методических основ советской системы физического воспитания. Создание высших учебных заведений по физической культуре в России.
32. Постановление ЦК РКП(б) от 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры»: предпосылки появления, значение, последствия.
33. Военная направленность в развитии физической культуры в СССР в период между Первой и Второй мировыми войнами.
34. Становление и изменение комплекса ГТО (1931-1988 гг.).
35. Физическая культура в Российской Федерации. Изменения в отечественной системе физической культуры после распада СССР.
36. Создание НОК дореволюционной России, СССР, РФ: предпосылки, значение, последствия.
37. История Международного Олимпийского движения. Выдающиеся представители международного спортивного движения.
38. История Международного Паралимпийского движения. История Международного сурдлимпийского движения и Специальной Олимпиады.
39. Участие России в Международном спортивном движении (на примере Олимпийского движения, Паралимпийского движения и т.д.).
40. Общественная и педагогическая деятельность В.С. Пирусского («Сибирского Лесгафта») в Томске.
41. Физическая культура в Томске в XIX-XXI вв.
42. Факультет физической культуры и спорта ТГПУ как первый профильный факультет за Уралом. Первые преподаватели ФФВ ТГПИ. Роль В.А. Бауэра в развитии ФФКС.
43. История избранного вида спорта (в мире, России, Томске).
СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (к 13-14 декабря 2017 г.)
- Разработать и защитить проект мероприятия по ИФК для школьников (проблема, пути решения проблемы, приоритетный путь, цель, задачи, контингент, план мероприятия, ход мероприятия).
- В парах защитить доклад по истории избранного вида спорта (в мире, России, Томске).
Ответить ПИСЬМЕННО на вопросы (АРГУМЕНТИРОВАННО с ПРИМЕРАМИ)
- Влияет ли история на современность? Приведите примеры из области физической культуры?
- Знаниями каких теорий отечественных педагогов и физиологов дореволюционного и советского периодов мы пользуемся сегодня в сфере физической культуры.
- Какие из народных форм физической культуры России (с древнейших времен до XIX вв.) актуальны сегодня в нашей стране?
- Какие из зарубежных (западных и восточных) систем физической культуры XVIII-XX вв. наиболее актуальны сегодня? Чем отличаются восточные и западные системы.
- Какие черты современной физической культуры России берут истоки в дореволюционный и советский периоды?
- В 10 предложениях кратко описать историю «своего» вида спорта в мире и России.
Список вопросов для самостоятельного изучения:
- Взгляды древнегреческих философов о физической культуре (Сократ, Платон, Аристотель).
- Физическая культура в Древнем Риме.
- Рассмотреть «гимнастику» европейских физиологов Демени и Гаульгофера.
- Подробнее рассмотреть зарубежные системы физической культуры XVIII-XIX вв. (бойскаутское, милитаризация, рекреационное и т.д.).
- Физическая культура в Томске (см. в учебно-методическое пособие В.С. Хилькевича).
- Общественная деятельность в сфере физической культуры Владислава Пирусского в г. Томске (XIX-XX вв.).
Рекомендуемая литература
1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. –6- изд., испр. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. 308 с.
2. Олимпийский учебник студента: учебное пособие для олимпийского образования в вузах / В. C. Родиченко, С. А. Иванов, А. Т. Контанистов и др. ; Олимпийский комитет России. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Советский спорт, 2009. 126 с.
3. Столбов, В.В. История физической культуры: учебное пособие для педагогических институтов / В. В. Столбов. – Москва: Просвещение, 1982. – 285 с.
4. Хилькевич, В.С. Краткий курс истории физической культуры и спорта. Томск. Изд. Учебно-методич. лаборатории ФФКиС, 2003. – 182 с.