Выявление и формулирование одной из проблем, поставленных автором исходного текста (К 1)
Выявление и формулирование одной из проблем, поставленных автором исходного текста (К 1)
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, волнующий конкретного человека в определённой жизненной ситуации и требующий решения. Проблематика – это совокупность подобных проблем.
Проблема в тексте – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям учащийся будет работать только с этой проблемой: надо будет именно её прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения. Неверно выявленная или неточно сформулированная проблема является прямой угрозой всему сочинению!
Типы проблем
Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме:
Типы проблем | |||||
Философ ские | Социаль ные | Политические | Нравственные | Экологические | Эстетиче ские |
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека | Устройство и жизнь общества | Деятельность государственной власти | Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей | Взаимодействие человека и окружающей среды | Восприятие человеком прекрасного |
· смысл жизни · познание и самопознание · свобода и ответственность · человек и история · человек и культура | · социальная справедливость / несправедливость · создание правового государства · соблюдение прав человека · прогресс и общество · наука и общество | · политика в жизни человека · гражданское общество · демократия · международные конфликты · разоружение · терроризм · национализм · шовинизм | · эгоизм и гуманизм · доброта и жестокость · духовность и бездуховность · честь и бесчестье · интеллигентность и хамство · дружба и предательство · любовь и ревность · конфликт поколений (отцы и дети) | · взаимосвязь человека и природы · глобальная экологическая катастрофа · потребительское отношение к природе · экология культуры · экология языка | · Восприятие искусства · Воспитание эстетического вкуса · Духовность в искусстве · Чтение, роль книги в жизни человека · Массовая культура; телевидение; Интернет |
Способы выявления проблемы
Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Задача учащегося – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
Следует помнить о том, что факты, описываемые в тексте, – это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую надо найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя… Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, не вызывает затруднений.
Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Задание для учащихся: прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему:
Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину) |
Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т.е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую – художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д., и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.
Можно воспользоваться следующим алгоритмом выявления проблемы художественного текста:
Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. |
↓ |
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях. |
↓ |
Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм). |
↓ |
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова. |
Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае можно использовать следующий алгоритм:
Выявите основную мысль текста. |
↓ |
Запишите её в виде законченного предложения. |
↓ |
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. |
↓ |
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста. |
Проблема какая?
Сложная, важная, серьёзная, глубокая, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Проблема чего?
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Типовые конструкции:
Автор размышляет над проблемой…
Автор поднимает проблему…
В центре внимания автора проблема…
В тексте (ФИО автора в род. п.) поднимается проблема…
Предложенный для анализа текст (ФИО автора в род. п.) посвящён проблеме…
Текст (ФИО автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
(ФИО автора в им. п.) предлагает читателям задуматься над проблемой…
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.)? Над этой проблемой размышляет автор.
Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Внимание!
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 балл) ставится, если проблема понята и сформулирована правильно.
Если есть ошибки в понимании текста и, следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов.
К 1 | Формулировка проблем исходного текста | Баллы |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | ||
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов |
Внимание! Предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»
Внимание!Необходимо внимательно прочитать информацию об авторе текста, чтобы избежать фактических ошибок. Например: Некрасов Виктор Петрович (1911-1987) – прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни. Информацию об авторе можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.
Задания для учащихся
Библиографические источники
1. Гусарова, И.В. Русский язык: 10 класс: профильный уровень: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.В. Гусаров, С.Л. Иванов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.
2. Сенина, Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 2-е, испр. – Ростов /нД: Легион-М, 2011. – 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
3. Скиргайло, Т.О., Ахбарова, Г.Х. Готовимся к Единому государственному экзамену: Русский язык: Виды вступлений и заключений к сочинению. Аргументы. Алгоритм написания сочинения: пособие для учащихся / Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. – М.: ООО «ТИД ″Русское слово – РС″», 2011. – 400 с.
4. http://www.fipi.ru/
5. http://капканы-егэ.рф
6. http://russkiy-na-5.ru/sections/ege
Выявление и формулирование одной из проблем, поставленных автором исходного текста (К 1)
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, волнующий конкретного человека в определённой жизненной ситуации и требующий решения. Проблематика – это совокупность подобных проблем.
Проблема в тексте – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям учащийся будет работать только с этой проблемой: надо будет именно её прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения. Неверно выявленная или неточно сформулированная проблема является прямой угрозой всему сочинению!
Типы проблем
Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме:
Типы проблем | |||||
Философ ские | Социаль ные | Политические | Нравственные | Экологические | Эстетиче ские |
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека | Устройство и жизнь общества | Деятельность государственной власти | Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей | Взаимодействие человека и окружающей среды | Восприятие человеком прекрасного |
· смысл жизни · познание и самопознание · свобода и ответственность · человек и история · человек и культура | · социальная справедливость / несправедливость · создание правового государства · соблюдение прав человека · прогресс и общество · наука и общество | · политика в жизни человека · гражданское общество · демократия · международные конфликты · разоружение · терроризм · национализм · шовинизм | · эгоизм и гуманизм · доброта и жестокость · духовность и бездуховность · честь и бесчестье · интеллигентность и хамство · дружба и предательство · любовь и ревность · конфликт поколений (отцы и дети) | · взаимосвязь человека и природы · глобальная экологическая катастрофа · потребительское отношение к природе · экология культуры · экология языка | · Восприятие искусства · Воспитание эстетического вкуса · Духовность в искусстве · Чтение, роль книги в жизни человека · Массовая культура; телевидение; Интернет |
Способы выявления проблемы
Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Задача учащегося – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
Следует помнить о том, что факты, описываемые в тексте, – это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую надо найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя… Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, не вызывает затруднений.
Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Задание для учащихся: прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему:
Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину) |
Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т.е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую – художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д., и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.
Можно воспользоваться следующим алгоритмом выявления проблемы художественного текста:
Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. |
↓ |
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях. |
↓ |
Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм). |
↓ |
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова. |
Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае можно использовать следующий алгоритм:
Выявите основную мысль текста. |
↓ |
Запишите её в виде законченного предложения. |
↓ |
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. |
↓ |
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста. |