Методики изучения семьи учащегося
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
Уже неоднократно говорилось, что изучение семьи ученика – первостепенная задача педагога. Начнем с малообеспеченной семьи. Это, как правило, семьи с одним родителем, многодетные семьи или семьи, где один из родителей инвалид. Именно такие семьи сейчас растят основную часть нашего подрастающего поколения. У многих в сознании укоренился миф, согласно которому предполагается, что большая родительская любовь, комфорт в семье, отдельная комната и постоянный контроль за ребенком – это всегда хорошо, а нехватка средств, жилплощади, времени для общения с ребенком – это всегда плохо. Однако жизнь показывает, что это не так. Материальные и социальные благоприятные условия, как это ни парадоксально, ведут к задержке развития ребенка и формируют инфантильность. Беззаветная любовь матери-одиночки приводит к формированию эгоизма и душевной черствости у ее ребенка. И наоборот, заботясь о матери, помогая ей во всем, ребенок самоутверждается, получает опыт суждения о состоянии другого человека. Он быстрее взрослеет, бытовые трудности становятся условием ускоренного развития отдельных сторон личности такого подростка.
Получается, что в нашем сознании живут два взаимоисключающих условия успешного воспитания. Это объясняется только тем, что главную роль играют не они, а применяемые методы воспитания.
Взаимодействие малообеспеченной семьи со школой отражается на подростке прежде всего тем, что родители не имеют возможности контролировать его учебу и поведение. Однако это не всегда плохо. Постоянный родительский контроль работает против формирования у ребенка самоуправления и самоконтроля в учебной деятельности. Перепоручение школой своих дидактических обязанностей родителям снижает качество семейного общения, повышает напряженность в отношениях родителей и детей. Получается, что, немного выигрывая в успеваемости, семья значительно снижает свои качества защитно-психологической восстановительной среды, необходимой и детям, и взрослым. Это приводит к нервным срывам у подростка.
Прямое общение родителей с ребенком тоже имеет два аспекта. Если оно сводится к педагогической подоплеке, то чаще всего получает противоположный эффект. Для занятых родителей даже короткие мгновения общения с ребенком не должны проходить в нравоучениях, нотациях, упреках, наказаниях. Наоборот, чем меньше родители общаются с детьми, тем интереснее должно быть такое общение.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что малообеспеченная семья вполне способна вырастить хорошего человека. Главное – суметь выделить значимый фактор, предусмотреть его положительные и отрицательные стороны и организовать воспитательные мероприятия. Например, нехватка материальных средств создает риск возникновения у ребенка зависти, отношения к родителям без уважения (не умеют жить) и иного, но она же может способствовать формированию бережливости, стремления облегчить жизнь семьи, активной жизненной позиции. Все зависит не от бедности или богатства, а от умения воспитать ребенка.
В семьях среднего достатка основным воспитателем детей является мать. Отец – добытчик, и дома его почти не бывает. Пока ребенок мал, мать вполне справляется с поставленными перед ней в соответствии с ее природными данными задачами. Она учит ребенка самым необходимым приемам для обеспечения своей жизнедеятельности (есть, пить, разговаривать и т.д.). Сложности начинаются в подростковом возрасте на этапе вторичной социализации. В этот период большинство матерей не справляется со своими задачами. Литературы по этой теме в нашей стране практически нет. Переводная зарубежная литература относится к другим культурам и напрямую не может быть задействована в нашем воспитательном процессе. Лучшим вариантом для матери является привлечение различных общественных институтов (спортивных секций, кружков, студий, школ, библиотек). Это дополнит семейное воспитание и оторвет подростка от улицы. Таким образом, в семье среднего достатка можно добиться больших результатов в организации семейного воспитания. Большую роль здесь играет уровень образования родителей. Именно этих матерей легче всего организовать на всевозможные занятия, о которых говорилось выше, но в классе таких немного.
Дети из семей с высоким достатком, как это ни парадоксально звучит, наиболее сложны для воспитания. Чрезмерная забота о ребенке, постоянный контроль за его поведением, возможность обеспечить всеми благами без всякой меры ведут к формированию безответственной, несамостоятельной личности. Окруженные завистью своих сверстников, одинокие в своей семье, такие дети несчастны. Они лишены позитивного опыта общения, поэтому нередко не в состоянии создать собственную семью. Не зря же в СМИ часто смакуют подробности трагедий детей наших звезд. Чтобы добиться внимания, такие дети часто болеют. Бывает, что такие дети, повзрослев, становятся психологическими «вампирами». Другим людям рядом с ними не только жить, но и находиться рядом очень тяжело. Часто психика развивается по истероидному типу: они кричат, паясничают, дерутся. Вот вам налицо трудный подросток и не из семьи «алкашей», а из самой что ни на есть благополучной.
Надеемся, прочитав эти строки, классный руководитель сумеет правильно организовать работу с родителями своего класса.