Тест «Уровень импульсивности»

Еще для диагностики психологического состояния подростка применяется тест для измерения импульсивности. Ее считают отрицательной чертой характера, обусловленной недостаточным самоконтролем, неустойчивостью интересов, неопределенностью целей в жизни. Таково мнение профессиональных психологов.

Инструкция к прохождению теста

К каждому вопросу методики прилагается четырехбалльная шкала ответов, из которых выбирается только один, наиболее близкий для респондента. Номер ответа (1, 2, 3, 4) означает балл, которым он оценивает вопрос. Сумма баллов оценивает импульсивность. Зависимость прямо пропорциональная.

Вопросник

1. Если вы беретесь за что-то, то всегда доводите до конца?

1) определенно да

2) пожалуй, да

3) пожалуй, нет

4) однозначно нет

2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие замечания в свой адрес?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

3. Вы всегда выполняете свои обещания?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

6. Часто ли у вас без видимых причин меняется настроение?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

7. Вы многое привыкли делать наспех, когда поджимают сроки?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

1) всегда

2) часто

3) редко

4) почти никогда

10.Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задевает вас (например, в автобусе)?

1) почти всегда

2) довольно часто

3) редко

4) никогда

11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-то незаслуженно вас упрекает?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

14. Вам кажется, что вы еще не нашли себя?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

15. Может ли под влиянием новых обстоятельств ваше мнение о самом себе не раз измениться?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

16. Обычно вас трудно вывести из себя?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

17. У вас возникают желания, которые по разным причинам неосуществимы?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, вы замечаете, что ваши собственные взгляды еще не определились?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

19. Случается, что какое-то дело вам так надоедает, что, не закончив его, вы беретесь за новое?

1) очень часто

2) бывает

3) редко

4) такого не бывает

20. Вы несколько неуравновешенный человек?

1) определенно да

2) пожалуй, да

3) пожалуй, нет

4) однозначно нет

Ключ к тесту

Код ответов: 1, 2, 3,-4, 5, -6, 7, 8, 9, 10, -11, 12, 13, -14, -15, -16, -17, -18, -19,-20.

Знак «минус» перед ответом означает, что подсчет баллов по данному ответу на вопрос производился в обратном порядке: 4-й ответ – 1 балл, 3-й ответ – 2 балла, 2-й – 3 балла, 1-й – 4 балла.

Этот тест позволяет также оценить:

1) уверенность в общении (вопросы 2, 4, 5, 9, 12, 16, 20);

2) целеустремленность (вопросы 1, 8, 11, 14, 15, 18).

Таких тестов может быть много. Как считает автор, для неуравновешенной психики подростка подобное тестирование проводить рановато, хотя многие методики их и рекомендуют. Для практики мы привели несколько тестов. Если у классного руководителя будет желание этим серьезно заниматься, то без консультаций с психологом лучше этого не делать.

СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Теперь, когда вы всесторонне изучили всех учеников вашего класса, можно писать им характеристики, основываясь на полученных данных. Как правильно написать такую характеристику?

Характеристика на ученика составляется по различным причинам и может быть двух видов:

1) внутренние характеристики: для себя, директора или в личное дело учащегося;

2) внешние характеристики, которые отправляются по месту требования или вкладываются в личное дело с окончанием учебы учащегося.

Составлять характеристику как самоцель нет необходимости, но некоторые характерные особенности личности того или иного ученика нужно для себя пометить в своем дневнике. Тогда написание характеристики не займет много времени, а сама характеристика будет не отпиской, а объективным документом.

Характеристика должна содержать:

1) имя, фамилию, отчество, год рождения, место учебы, адрес местожительства ученика;

2) краткую справку о родителях: имя, отчество, где работают, как относятся к своему ребенку (это нужно лично для классного руководителя и в характеристике для внешнего применения не указывается);

3) фактические проступки и изменения в поведении подростка, которые произошли за время учебы и стали известны классному руководителю во время общения с данным учеником (конкретные проступки указываются для внутренней характеристики и для правоохранительных органов);

4) субъективные выводы о способностях ученика, изученные во время его учебы (тут могут быть использованы данные тестирования уровня знаний);

5) рекомендации по дальнейшей работе с подростком (можно указать его интересы, желания, профессиональную ориентацию, если она сформировалась);

6) субъективный психологический портрет подростка (данные тестов нужно использовать с осторожностью);

7) степень коммуникабельности, толерантности;

8) оценка работоспособности, дисциплинированности, творческого потенциала, предрасположенности к совершению тех или иных поступков;

9) сведения о моральных качествах и различных слабостях, если они сформировались;

10) другие факты и выводы, заслуживающие внимания (участие в неформальных организациях и др.).

Если характеристика выдается для внешнего использования, то указывается, куда:

«Характеристика выдана для предоставления в ».

Подросток является равноправным членом общества и пользуется его защитой. По этой причине его характеристика является официальным документом, содержащим персональную информацию, и выдается только по запросу соответствующих органов, не подлежит разглашению. Если после написания характеристики остались черновики, они должны быть уничтожены. Сама же характеристика хранится в недоступном для третьих лиц месте. Разглашение данных из характеристики может повлечь за собой судебный иск и со стороны самого подростка, если он достаточно юридически грамотен, и со стороны его родителей. Будьте аккуратны. Характеристика – это будущая судьба вашего воспитанника.

Наши рекомендации