Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося

2.1.1. МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 по­словицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содер­жанием по следующей шкале:

1 балл — согласен в очень незначительной степени;

2 балла — частично согласен;

3 балла — в общем согласен;

4 балла — почти полностью согласен;

5 баллов — совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внима­тельно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согла­сен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить — не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги — дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу — половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди — всё, а деньги — сор;

г) деньгам все повинуются.

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать — жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело — сторона.

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет — приятели откажутся.

13. а) ученье — свет, неученье — тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содер­жит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и про­тиворечащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизиру­ются в отдельных пословицах и в тексте методики распола­гаются следующим образом:

1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;

2) а, в — незначимость материального благополучия

в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;

3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;

4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;

5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;

6) а, в — самоопределение в жизни,

б, г — отсутствие самоопределения в жизни;

7) а, в — стремление к достижениям в жизни,

б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;

9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям;

10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;

11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;

12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;

13) а, в — значимость ученья,

б, г — незначимость ученья;

14) а, в — значимость труда,

б, г — незначимость труда;

15) а, в — значимость соблюдения законов,

б, г — незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или коли­чество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".

Основной принцип оценивания полученных результа­тов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Бо­лее высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости жела­тельных ценностных отношений учащихся к жизни, к лю­дям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к лю­дям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержани­ем пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта дан­ной методики. В этом случае учащимся предъявляются от­дельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

2.1.2. ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»

(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся. Ход проведения. Для успешного проведения теста необ­ходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь

указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» — юноша, «д» — девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для бо­лее удобного подсчета результатов.

Номер вопроса   Буква ответа  
а   б   в  
  *          
      *      
          *  

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ров­ным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщен­ность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложен­ных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко си­дит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03^ останавливаю прохожих...

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) предложусвою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

и) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол. Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;

б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) на свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а) найду что-нибудь рядом с домом;

б) поищу высокооплачиваемую работу;

в) хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

а) по России;

б) по экзотическим странам;

в) по одной из ведущих развитых стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а) наболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но ма­лоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнеч­ный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить по­ездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) не еду, остаюсь, конечно;

в) жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) взрослый пес с известным Вам нравом;

в) дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения;

в) разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) играю, конечно;

б) разумеется, не играю;

в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы пред­почтете?

а) самому (самой) приготовить все блюда;

б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) пригласить гостей на кофе.

22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то осо­бым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, строю планы самообразования;

в) буду ожидать новых сообщений.

23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) отдаю — здоровье дороже;

б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего ду­маете?

а) о новогодних подарках;

б) о каникулах и свободе;

в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в Вашей жизни? а) она мне нужна для танцев;

б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) она мне просто не нужна.

27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) снятся родные места;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал (не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм пор­тится ли иногда Ваше настроение?

а) нет, если мои дела идут хорошо;

б) да, в настоящее время довольно часто;

в) не замечал (не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных мне книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Зем­ле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б) нет, на свете много интересного;

в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще все­го приходит Вам в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться. Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сде­ланных школьниками в каждом случае, необходимо под­считать и выразить в процентном отношении к общему чис­лу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нрав­ственной воспитанности учащихся и сформированности ори­ентации на «другого человека», является количество выбо­ров от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22,

23. 28.

Графа в Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19,

24. 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнрав­ственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариан­тах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсив­ном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необ­ходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для бо­лее удобного подсчета результатов.

Номер вопроса   Буква ответа  
а   б   в  
  *          
      *      
          *  

Важно проследитьза тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ров­ным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщен­ность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложен­ных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты

делаешь?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение. 1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они ста­рые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо нака­зан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги.Что делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчиты­ваешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) наболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поруче­ние. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизве­стном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сде­лать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в) разрываю все отношения с этим человеком.

15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) буду ждать новых сообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

17. Тебе подарили красивую необычной формы авторуч­ку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю— здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал.

19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще все­го приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими. Большое спасибо за ответы.

Обработка полученных данных. Количество выборов, сде­ланных школьниками в каждом случае, необходимо под­считать и выразить в процентном отношении к общему чис­лу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нрав­ственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнрав­ственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1,4, 5, 8, 14, 18, 19.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсив­ном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Наши рекомендации