ГРУППА – КАТЕГОРИИ МОРАЛИ (НРАВСТВЕННОСТИ)

Нравственные категории – понятия морали, которые носят всеобщий характер. Это фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения в области реализации моральных норм.

Моральные категории носят;

- оценочный характер;

- парносоотносительный характер.

Среди основных категорий морали можно выделить:

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям);

3) совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

4) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

5) счастье и др.

ГРУПА – ДОБРО И ЗЛО

Текст 1. Что люди называют добром

И. Г. Чернышевский (1828—1889) —русский мыслитель, литературный критик, публицист.

Очень давно было замечено, что различные люди в одном общест­ве называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже про­тивоположные. Если, например, кто-нибудь отказывает свое наследст­во посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а род­ственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные эпохи в од­ном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что поня­тие добра, не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, под­лежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зави­сящее от мнений, от произвола людей.... Отдельный человек называет добрыми по­ступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия на­ций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще.

Вопросы:1. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охаракте­ризовать как добрый и злой?

Текст 2. О доброте и лицемерии

И. Я. Медведева — современный российский автор

А научиться быть добрым трудно. Говорю сейчас о доброте устой­чивой, постоянной, а не о той, которая возникает раз в году от хоро­шего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир. Да, это трудно — всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь.

Когда понимаешь, что злым быть нехорошо, это уже можно рас­сматривать как первый шаг к воспитанию в себе доброты. Желание стать добрым — прекрасное желание, но оно сразу не может быть по-настоящему осуществлено.

Вы спросите: а как же быть с лицемерием, фальшью?.. Когда че­ловек лицемерит, он все время думает о пользе для себя.

И потом, от постоянного лицемерия невозможно стать добрее, на­оборот: вполне закономерно возненавидеть людей, перед которыми приходится пресмыкаться. А тот, кто искренне пытается быть добрым, часто в конце концов добрым становится.

Вопросы:1.Что значит быть истинно добрым человеком и что, по вашему мне­нию, для этого необходимо делать?

Текст 3. Как относиться к своим врагам

Д. Карнеги (1888—1955) — американский специалист в об­ласти ораторского искусства и человеческих взаимоотношений

Мы можем не быть настолько святыми, чтобы любить своих вра­гов, но ради своего собственного здоровья и счастья давайте по край­ней мере простим их и забудем об их существовании. Пожалуй, это самое мудрое, что мы можем сделать. «То, что вас обидели или обо­крали,— сказал Конфуций,— ничего не значит, если вы не будете по­стоянно об этом вспоминать». <...>

Вопросы и задания:1. Как рекомендует поступать Дейл Карнеги в отношении своих врагов?

Текст 4. «Не давай завлекать себя в болото»

Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) —римский философ

В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общество людей более добродетельных, чем ты сам, или вспоми­нать и читать поучения мудрых людей, живших прежде тебя.

Когда у тебя в уме начинает заводиться какая-нибудь соблаз­нительная мысль, то вступай с ней в борьбу. Скажи ей:

— Подожди немного, мысль! Дай мне разобрать, кто ты такая и к чему ты клонишь меня. Дай мне обсудить тебя…

Если ты приучишь себя к такой борьбе, то сам увидишь, каким силачом ты сделаешься.

Истинный борец — тот, кто борется со своими порочными по­мыслами. Борись, братец, и не давай себя завлекать в болото.

Вопросы:Как советует бороться с пороч­ными мыслями Эпиктет и как вы преодолеваете недобрые мысли?

Наши рекомендации